Духовная жизнь

«Жизнь духовная – особый мир, в который не проникает мудрость человеческая»[1].

Действительно, духовная жизнь строится по своим, не всегда очевидным для человека законам. Живое общение с Богом, являющееся смыслом и целью сокровенной жизни сердца, достигается жизнью правильной, добродетельной, устроенной по евангельскому слову. Поэтому так важны для учащихся в академии участие в богослужениях и Таинствах, общие молитвы, ответственное отношение к учебе и выполнение возложенных послушаний. Так постепенно у студентов начинает формироваться готовность к будущему пастырскому служению.

Богослужение в студенческой жизни занимает особое место. С общей молитвы в храме начинается утро студентов, студенты проходят послушания чтецов и пономарей, трудятся при чтении Неусыпаемой Псалтири, многие поют на клиросе. Все без исключения студенты участвуют в праздничных и воскресных богослужениях.

В академии стало традицией совершение общей ночной Литургии, служение которой уходит корнями в апостольские времена, когда все пришедшие в храм становились причастниками Святых Христовых Таин.  «Особенно тепло вспоминать ночные литургии, когда все в храме, студенты и братия монастыря, причащались. Ты на самом деле ощущаешь, что все собрались с одной целью – быть едиными в Теле Христовом», – говорят выпускники.

Ни с чем не сравнимыми являются монастырские службы Великого Поста. Живое участие в них, проникновение в величественный, наполненный чувством покаяния и сокрушения язык постовых богослужений дает возможность душе ощутить «светлую печаль» поста, по мере своих сил приблизиться к Богу, милующему и любящему Своих чад великой жертвенной любовью.

Одной из важных составляющих духовной жизни является изучение Священного Писания, творений святых отцов и подвижников благочестия. «В духовной жизни книги – только руководство. Само познание приобретается делом»[2]. Понимая это, студенты учатся не просто читать, а любить, стараться проникать во всю глубину и принимать всей душой наставления святых отцов. Обращение к святоотеческому наследию происходит и на учебных занятиях: по «Святоотеческому учению о спасении», «Патрологии», «Пастырскому богословию», в курсе «Практический опыт выдающихся пастырей Православной Церкви XIX – XX вв.», в беседах на духовные темы с ректором, другими насельниками монастыря, с приглашенными архипастырями и пастырями.

Внимательно изучая душеполезные поучения аввы Дорофея, «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника, творения святителя Игнатия (Брянчанинова) и других прославленных святых, опыт современных духовников, будущие пастыри приобретают ориентиры духовного руководства, научаются внимательно и требовательно относиться к себе, чтобы затем иметь возможность помочь другим в прохождении ими пути подлинной духовной жизни.



[1] Феофан Затворник, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроится? – М.: Данилов мужской монастырь, 2014. С. 346.

[2] Там же. С. 345.