Профессор Сретенской духовной академии выступил на ежегодных Златоустовских чтениях

12 февраля 2024

Профессор Сретенской духовной академии выступил на ежегодных Златоустовских чтениях
Деятельность

Профессор Сретенской духовной академии выступил на ежегодных Златоустовских чтениях

5–7 февраля 2024 года в конференц-зале келейного корпуса Московского Златоустовского монастыря (Малый Златоустинский переулок, д.5/1) состоялись очередные ежегодные Златоустовские чтения. На богословской секции 7 февраля выступил профессор Сретенской духовной академии и Перервинской духовной семинарии, кандидат богословия, кандидат философских наук, главный редактор научно-богословского журнала Сретенской Академии «Диакрисис» и руководитель Научного Центра патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова в СДА Павел Кириллович Доброцветов с докладом на тему «Свт. Иоанн Златоуст об Иерусалимском храме».

В начале докладчик отметил, что многолетнее религиозное противостояние на Святой Земле вокруг Храмовой Горы в Иерусалиме усилившееся в связи с нынешней войной в Газе, вызвало подъем эсхатологической обеспокоенности среди православных христиан. Она в свою очередь связана с в контексте предсказанного в Св. Писании прихода антихриста с вопросом понимания выражения о храме Божием в 2 Фес. 2:4 в как возможном месте его восседания: Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.

По словам докладчика, одни святые отцы: свт. Ириней Лионский, свт. Ипполит Римский, свт. Кирилл Иерусалимский, преп. Иоанн Дамаскин и др. под храмом понимали в данном случае иудейский — т.н. третий Иерусалимский храм, который может быть восстановлен в конце времен на месте двух прежних, другие — блж. Иероним Стридонский, блж. Феодорит Кирский, блж. Феофилакт Болгарский, свт. Андрей Кесарийский, блж. Августин Гиппонский, преп. Ефрем Сирин, свт. Феофан Затворник, преп. Иустин Попович и др. под храмом Божиим в данном случае понимали отступившие от Бога христианские церкви. Свт. Иоанн Златоуст, как показал докладчик, не только стоит на позиции вторых, но и не однократно и прямо высказывается о том, что храм Иерусалимский, разрушенный в 70 году римлянами, никогда не будет восстановлен. В качестве причины этого сам свт. Иоанн Златоуст указывает как на Крестную Смерть Истинного Мессии — Господа Иисуса Христа, которой предшествовали и Его пророческие слова о грядущем разрушении Иерусалима и Храма, так и отсутствие в Ветхом Завете пророчеств о его восстановлении.

Проанализировав различные упоминания Иерусалимского храма в основных полемических, нравственных и экзегетических сочинениях свт. Иоанна Златоуста за 386–402 гг. — о значении Храма в Божественном Домостроительстве спасения, об истории его создания, о пребывании в нем благодатного действия Божия и затем его оставлении им, о разрушении и тщетных попытках его восстановления в первые века христианской древности, докладчик обратил внимание на неоднократные призывы святителя к христианам созидать из самих себя живые храмы для вселения и обитания в них Бога посредством благодати Святого Духа.

 

 

Картинка для анонса: Array

Количество показов: 865

Теги: