Московская Сретенская Духовная Академия
Пастырские встречи. Об избавлении от гордыни
14 августа 2024
Публикации
Пастырские встречи. Об избавлении от гордыни
Греху гордыни, как правило, подвержены многие. Гордыня опасна тем, что к ней прилепляются и другие грехи. Как бороться с гордыней? Как быть, когда не получается молиться? Как отличить смирение от лжесмирения? Как понять, ведет ли тебя Господь или ты следуешь своей воле? Что делать, если очень тяжело попросить прощения? Об этом шла речь на одной из Пастырских встреч, которую провел иеромонах Платон (Кудласевич).
– Как избавиться от гордыни?
– Гордыня, конечно, есть, к сожалению, у всех, и с ней надо бороться. Это первый такой грех, когда светлый ангел Денница пал из-за гордыни. Он возгордился, захотел быть, как Бог, противостоял Богу и пал. Гордость – это тяжелый порок, грех. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что гордым может помочь Сам Господь.
Гордыня, опасная духовная болезнь, в каждом проявляется по-разному, у кого-то – сильнее, кто-то менее ею болен. Бороться с ней нужно милосердием, смирением, послушанием – противоположными этой страсти добродетелями. Ведь «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4: 6).
Богородица является честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим – самый непорочный Человек, Который жил на земле. Она могла согрешить, но не согрешила, Она была плодом ветхозаветных праведников Иоакима и Анны. Был у Нее, как у всех нас, первородный грех, который мог бы себя проявить, но он не проявлял в плане личных грехов. Она в течение своей жизни не согрешила личным грехом. Господь Ее, конечно же, прославил. В Царствии Небесном Она находится в уже прославленном теле, как и здесь, на земле, где Она очень активно помогает всем верующим, которые к Ней обращаются. Взирая на Ее подвиг смирения и терпения, стоит и нам подражать Ее послушанию Богу.
Из Евангелия мы знаем о Ней немного: все слова Господа Она слагала в сердце Своем. В Кане Галилейской Она попросила Христа, чтобы Тот претворил воду в вино (см.: Ин. 2: 1–11). Эпизодов о Пресвятой Богородице мало. За Ее смирение, послушание, терпение, кротость, любовь Господь прославил Ее – честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим.
У каждого – свои грехи и страсти, с которыми нужно бороться
Во время Рождественского поста есть возможность бороться и с гордостью, и с другими нашими страстями. Преподобный Никодим Святогорец говорит, что в каждом человеке есть страсть, которая является главной. Нужно ее определить, если внимательно вести духовную жизнь, и в первую очередь бороться с ней, потому что все страсти крутятся, цепляются за главную страсть, которая есть в каждом человеке. У кого-то – сребролюбие, у кого-то – гордость, у кого-то – какие-то блудные грехи. У каждого – свои грехи и страсти, с которыми нужно бороться.
– Когда не получается молиться, то как быть?
– Есть слова Евангелия: «Царство Небесное нудится, и тот, кто потребляет усилия, восходит в Него» (см.: Мф. 11: 12). Конечно, когда-то нам легко и радостно молиться, а когда-то – сложно. Не стоит унывать и отчаиваться, нужно надеяться, что Господь все видит, знает, промышляет, Он Всеведующий, Он видит наше стремление, желание, понуждение, даже если нам не хочется. Он это принимает, даже намерения целует, но нужно себя еще понуждать, потому что если нам не хочется сегодня, не хочется завтра, то, возможно, нам вряд ли когда-то захочется. Если будем утешать себя, что сделаем потом, то это «потом» может и не наступить. Скажет нам ангел: «Безумный, сегодня ночью душу у тебя заберет Господь. Кому ты оставляешь это "на потом"? Может "потом" не наступить». Поэтому нужно стараться использовать возможность молиться каждый день, не забывать об этом. Есть выражение преподобного Исаака Сирина: «Непрестанное памятование о Боге есть вселение в нас Бога». Даже помять о Боге является отчасти молитвой, хождением пред Богом. Енох ходил пред Богом и был взят живым на Небо. Авраам ходил пред Богом, и нам стоит ходить пред Богом. Он Вездесущ и все видит, все знает, только мы не всегда, к сожалению, помним о Нем. И молитва является возможностью, инструментом напомнить нам о том, что Господь здесь, что не только наши житейские заботы должны поглощать нашу душу, сердце и тело, но, в первую очередь, нужно думать о спасении нашей бессмертной души и прибегать к молитве утром, вечером, в течение дня, когда готовимся идти в храм, ко Причастию, к Исповеди. Молитвы нам помогают в этом.
– А если ты стараешься ходить перед Богом, но не можешь вычитывать молитвы?
– Молитвослов открываете – в начале каждой молитвы написано: «Святитель Василий Великий, преподобный Симеон Метафраст, святитель Иоанн Златоуст». Это те обращения и переживания, тот уровень богообщения этих великих святых, которые они оставили. Святая Церковь посчитала, что будет полезно для всех молиться этими молитвами, и мы молимся. Конечно, можно и нужно молиться своими словами, молиться о своих близких, о себе, о врагах – обо всех нужно молиться.
Некоторые говорят: «Вычитывайте, даже если не понимаете, Господь все понимает, бесы трепещут, поэтому читайте». Надо стараться, конечно, читать со вниманием и пониманием. Просто вычитывать – это формальность. Может, стоит даже не все вычитать, а чуть меньше, но со вниманием, чем просто тараторить, не понимая, о чем.
Святитель Феофан Затворник говорит: «Когда читаете Священное Писание, найдите что-то интересное, что вашу душу особенно тронуло, вы остановитесь и подумайте над этим, может, даже остановитесь, и целый день думайте об этом». Такое размышление и такое внимание в молитве и в жизни нужно и важно для всех нас.
– Наверное, мой вопрос больше касался подготовки ко Причастию, потому что надо прочитать одну молитву, вторую, акафист, а перед Причастием нужно обязательно прочитать утренние и вечерние молитвы, все каноны. Я это имела в виду.
– Да, мы знаем, что в первую очередь нужно подготовить свое сердце ко Причастию, не иметь никакой вражды, злобы на ближнего, с чистым сердцем приходить. Мы читаем: «Хотя ясти, человече, Тело Владычне, Страхом приступи… Первее примирися тя опечалившим». Если тебя кто-то опечалил, то ты примиряешься. Значит, даже если ты кого-то опечалил, то в любом случае должен примириться с ним: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24). В первую очередь нужно очистить свое сердце, чтобы оно было в любви, в смирении, в благодарности, и приходить к Богу.
В первую очередь нужно очистить свое сердце, чтобы оно было в любви, в смирении, в благодарности, и приходить к Богу
Потом мы слышим слова перед Причастием, когда священник или диакон говорит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Нужно иметь страх Божий и крепкую веру, что мы понимаем, что это – Животворящее Тело и Кровь Спасителя.
Мы имеем страх Божий, и, конечно, Святая Церковь предлагает еще и другие средства, которые у некоторых иногда становятся на первый план. Но это не на первом плане, это и вычитывание молитв, желательно – пост перед Причастием, чтение акафистов, кто-то дополнительно читает и Псалтирь, и святых отцов, и Евангелие, но это вы можете со своим духовным отцом обсуждать – объем этого чтения, объем подготовки ко Причастию. В первую очередь нужно свое сердце подготовить, самому настроиться, а не просто так: «Ладно, я на автоматизме должен каждое воскресенье причащаться, я прочитаю три канона, акафист, и все, я готов». Мы всегда будем не готовы, мы всегда грешные. Поэтому эти основополагающие подготовительные внутренние и внешние средства нужны для подготовки к таинству Причастия.
– Понятие «любовь» как свойство личности призвано описать в христианстве всеобщность бытия?
– Конечно, любовь – это очень важная добродетель, она вершина всех добродетелей, «Лествица» заканчивается ступенью о любви. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что это – вершина всех добродетелей и одно из наименований Бога – «Бог есть любовь» (см.: 1 Ин. 4: 16). Любовь очень важно иметь.
Что такое любовь? Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам, в 13-й главе, говорит, что «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…» (1 Кор. 13: 4–8).
Любовь – это, конечно, намного больше, чем какая-то симпатия, влюбленность. Любовь – то, что в сердце нашем пребывает неизменным, независимо от того, как к нам относятся. Любят ли нас в ответ или не любят, плохо ли нам делают, но мы все равно стараемся любить и врагов, и ненавидящих, и обидящих нас. Конечно, это сложно, но нужно стараться. Если нас обидел свой ребенок или внук, то наша любовь к нему не должна уменьшаться, не должна возникать ненависть. Конечно, в плане воспитания можно что-то сказать, чтобы вразумить его, но наша любовь к нему всегда должна оставаться любовью.
Обязательно прочитайте, если будет возможность, «Гимн о любви» святителя Луки Крымского, который много претерпел в своей жизни. Его постоянно отправляли в разные места служения, воздвигали различные гонения, он ослеп в конце жизни. Но важна его любовь, его опыт любви к людям, его милосердие, он очень много помогал людям, оперировал практически круглосуточно, очень много отдавал себя на служение Богу и людям. Всю свою жизнь посвятил им.
– Как отличить лжесмирение от смирения?
– Лжесмирение – это особая черта, особенно у людей, которые уже давно в храме, которые, можно сказать, чем-то похожи на фарисеев. Вроде бы они все правильно делают: «простите, благословите», но делают все по-своему. Вроде как они смиряются, но в то же время они совсем не смиряются и делают, что хотят. И в этом смирения нет. Если кого-то обидели, они не считают себя неправыми, не считают, что нужно примириться. Они просто говорят «прости», чтобы ты зла не держал, но сердце свое они оставляют черствым, далеким от Бога, и получается лжесмирение.
Смирение является истинной добродетелью, когда мы понимаем, что мы грешные, мы не такие, какими Господь нас призывает быть – как Он Сам: благ, кроток и смирен сердцем. Он говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и время Мое легко» (Мф. 11: 28–30).
Мы будем взирать на Его смирение, на то, как Он воплотился и пришел к людям, чтобы их спасти. Но люди Его не приняли, распяли. По Своему смирению Он принял крестную смерть и теперь ждет каждого человека.
По Своему смирению Он принял крестную смерть и теперь ждет каждого человека
Люди разные: добрые и злые, праведные и неправедные, но на всех Господь посылает дождь и солнце, всех любит и терпит бесчинства, которые человек делает до конца. Даже разбойник, всю жизнь проживший в грехах и совершавший разбой, бандит, первым вошел в Царство Небесное. Господь простит, но для нас главное – смириться и попросить прощения. Не ложно смириться: внешне вроде я смирился, а в сердце у меня есть какая-то обида, злоба, я считаю себя правым, меня обидели, и потом молюсь, чтобы Господь как-то за меня заступился. Нет, это не смирение.
– Можно ли разбираться, у человека это смирение или не смирение?
– В первую очередь мы должны следить за собой, анализировать себя и отвечать только за себя. Кто и что делает – это нас уже не должно волновать, мы должны всех любить и молиться за всех.
Когда в нашем сердце злоба, но нужно вроде бы смириться по-православному, мы пытаемся что-то сделать. Но нужно проанализировать, истинное это смирение или это лжесмирение. Для нас это важно, потому что, вроде смиряясь, но при этом не имея истинного смирения, мы считаем себя особенными. То есть я православный, хожу в храм, причащаюсь, исповедуюсь, а вокруг меня куча грешников, которые не постятся в пост, в храм не ходят, живут во грехах, а я какой-то особенный. Это не смирение. Мы должны себя считать хуже, чем они. Может, они в последний момент так покаются, как мы за всю жизнь не каялись. И Господь их первых примет в Царствии Небесном. В Евангелии сказано, что мытари и блудницы идут вперед нас в Царствие Небесное. Это должно нас подбадривать: даже если мы грешные, Господь нас принимает. Главное – жить с Богом, а не с какой-то своей мнимой святостью, которая к реальности никакого отношения не имеет.
– Почему у священства есть право на епитимью, а у мирян такого права нет?
– Епитимья – это особое средство, которое дается не так часто на ответственность священника. Если он ее дал, то он за нее и отвечает. Потом нужно прочитать молитву на снятие епитимьи, есть даже такой чин.
Епитимья дается не за «что-то», а в первую очередь – «для чего-то». Если человек живет в каких-то грехах, то священник может дать ему епитимью в первую очередь для того, чтобы эта епитимья помогла ему в борьбе с какой-то страстью, с какой-то привычкой, которая мешает ему жить с Богом, жить правильно. Люди грешные, немощные, если они не несут эту епитимью, то священник должен нести ее сам. Если священник дает своему чаду епитимью, наказание, то он должен быть готов сам понести вместе с этим прихожанином эту епитимью. Поэтому это особое средство у нас не так часто используется. Кто-то просит себе епитимью сам.
Если миряне будут давать епитимью, то будут давать всем: и священникам, и архиереям, и патриарху. Один человек в храме мне сказал: «Я буду исповедоваться в том случае, если Вы мне поисповедуетесь». Так он ответил мне на заданный ему вопрос: «Вы хотите исповедоваться?»
Вы, миряне, сами знаете и каноны Церкви, и Священное Писание, сами понимаете, за какие грехи какое раньше полагалось наказание. Но священник не гаишник в рясе, он не скажет: «Ты идешь ко Причастию, а ты не идешь. Ты достоин, а ты не достоин». Вы приходите на Исповедь, вы приходите с покаянием пред Богом, Господь принимает вашу исповедь, прощает грехи. Вы можете открыть любое правило и понять, можете причащаться или нет, потому что за этот грех раньше полагалось отлучение от Причастия на год или два. Вы можете посоветоваться со священником, так как понимаете, что вы не можете этого понести, и он вам подскажет.
Чтобы глубоко проанализировать свою душу, свою жизнь, нужно прийти на Исповедь, а потом – ко Причастию
А жить во грехе постоянно и приходить в храм, как на рулетку, с мыслью «допустит или не допустит», неправильно, потому что это два разных таинства – Исповедь и Причастие. Чтобы глубоко проанализировать свою душу, свою жизнь, нужно прийти на Исповедь, а потом – ко Причастию.
– Что делать с книгами, автор которых оступился?
– Человека судить – это не наше право, мы не можем судить. Господь рассудит. Когда преподобный Антоний Великий хотел узнать участь какого-то человека и молился, чтобы Господь ему открыл это, ему явился ангел и сказал: «Антоний, внимай себе и спасешься, а других не стоит судить».
Один монах осуждал своего собрата. После смерти ангел принес его душу и сказал: «Куда его: в ад или рай? Ты же его судил». Не наше дело – судить человека. Господь его Сам ведет, Господь его направляет. И очень надеемся, что Господь приведет в Царство Небесное Своими путями. Мы же не должны судить, осуждать человека. Если что-то в этих книгах написано плохого, то не читайте. Но большинство, я думаю, там хорошее.
– Как понять, ведет ли тебя Господь или ты следуешь своей воле? Что значит, что Господь ведет?
– Он всех нас ведет разными путями: через людей, родителей, близких, крестных, через те книги, особенно церковные, которые нам попадают в руки, через слова, которые мы слышим. Он нас ведет всячески, например, через особое умиление после покаяния – это действие благодати Святого Духа, которая может проявляться в разных местах, по-разному действовать, по-разному приводить людей к Богу. Только открыт или закрыт человек для действия Божьего?
В Откровении апостола и евангелиста Иоанна Богослова есть такие слова: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним (ужинать с ним), и он со Мною» (Откр. 3: 20) Конечно, Господь рядом с нами, рядом с нашим сердцем. Кто-то на это откликается, принимает и следует воле Божией, а кто-то глух к этому, видит только свои желания, стремления и поступает по своей воле.
В Соборном послании апостола Иакова есть слова о том, что мы желаем и не получаем, просим и не получаем. Бывает, что мы молимся-молимся, но нам Господь не дает и поясняет, что мы просим не на добро, а на какие-то свои желания. Нужно оставлять на волю Божию. Мы помним Гефсиманскую молитву Иисуса Христа, Он говорит: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39). Даже если мы что-то просим, мы можем в конце прибавить: «Господи, я хочу, но поступи так, как Ты Сам хочешь, пускай Твоя воля будет». Это, конечно, идеально, если наша воля совпадала бы с волей Божией, но в нашей воле замешана какая-то страсть, грех различного рода. Но если стараться видеть волю Божию и исполнять ее с открытым сердцем, конечно, это будет правильная, христианская, богоугодная жизнь.
Иногда нас ближние просят о какой-то услуге или помощи. Если это воспринимать так, что Господь просит нас помогать ближнему, как Богу, тогда все будет по-другому. Когда нам попадаются какие-то злые начальники, и если воспринимать это как выполнение поручения от Бога, то тогда Господь вознаградит нас в будущем. Он видит наше смирение, послушание и помогает.
Конечно, можно со всеми спорить налево и направо, считать себя правильным, считать, что мы знаем волю Божию. Но она бывает совсем другая. Мысли человеческие далеко отстоят от мысли Божественной, и наши суды – это не суды Божии. Конечно, нужно все со смирением воспринимать и выполнять, как волю Божию. Тогда Господь, видя наши старания, нам поможет.
Если мы не доверяем Промыслу Божиему, мы огорчаем Его своими сетованиями, неприязнью тех событий, которые нам посылает Господь
Можно волю Божию видеть через Священное Писание, через те обстоятельства жизни, которые складываются, потому что Господь всех любит. Если произошло что-то тяжелое, печальное, скорбное, мы опечалились, плачем, значит, мы не доверяем воле Божией. Конечно, могло быть еще хуже, но Он попустил то, что произошло. Конечно, по нашим каким-то грехам, нерадению, но произошло то, что могло в этой ситуации произойти в лучшем варианте. Если мы не доверяем Промыслу Божиему, мы огорчаем Его своими сетованиями, неприязнью тех событий, которые нам посылает Господь. В первую очередь Он все посылает для чего-то, для нашего исправления. Если мы это воспринимаем как особую заботу Божию, тогда в нашей жизни по-другому меняется наше отношение к Богу и ближнему.
– Просить прощение очень трудно и тяжело. Как решиться?
– «Солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4: 26), – мы до заката солнца должны постараться со всеми примириться. И Господь отвечает Петру, что не до семи раз нужно прощать, а до семидесяти и семи (см.: Мф. 18: 21–22) – это будет 490, очень большое количество. Если человек просит прощения, когда что-то сделал против нас, то нужно простить. А если нам тяжело попросить прощения, то нужно себя перебарывать, стараться примириться. Конечно, сильный человек сразу старается мириться, а слабый ждет, пока с ним примирятся. Надо поступать, как сильный человек. Если нам тяжело, давайте помолимся: «Господи, помоги мне подойти и попросить прощения».
Если мы идем просить прощения, то нужно быть готовым простить человека и не продолжать высказывать какие-то свои претензии к нему: «Ты это не сделал, то не сделал, ты сам неправ». Попросить от чистого сердца: «Прости, всякое бывает». Когда люди ссорятся, всегда два человека виноваты, кто-то – больше, кто-то – меньше. Но все равно нужно себя перебороть, пойти и попросить прощения. И это будет правильно, по-христиански. В некоторых обителях каждый вечер обязательно есть чин прощения, когда собирается братия, читает вечернее правило, затем берут благословение (если священник) или берутся за руки и говорят: «Прости меня. Бог простит, и меня прости». Дома тоже нужно постараться примириться с родственниками, с семьей, чтобы спокойно, с чистой душой и сердцем ложиться спать, отходить ко сну.
– Когда дома произошел маленький скандал, обязательно ли должно прозвучать слово «прости»? Или можно разойтись в разные стороны, а через 15 минут встретиться и нормально разговаривать, и вроде бы все прощено? Действительно ли нужно обязательно подойти и сказать: «Прости меня, я виноват…»?
– Вы просто скажите: «Прости». И все, достаточно просто одного слова, не обязательно всю историю рассказывать, кто насколько виноват в этой истории. «Первее примирися тя опечалившим». Идите первым просить прощения, даже если не вы опечалили, а вас кто-то опечалил. В патериках читаем, что если кто-то против кого-то согрешил или накричал, то тот, кто не виноват, падает в ноги и просит прощения. Видишь, что человек зол на тебя, значит, ты послужил причиной того, что человек разозлился, и ты первым просишь у него прощения. Главное – очистите свое сердце, чтобы не было злости на кого-то. Ведь как вы можете причащаться, когда у вас на кого-то внутри обида?
– Расскажите, пожалуйста, о книгах, которые больше всего повлияли на Ваше становление личности.
– Перед моим уходом в монашество, когда я был семинаристом, я читал набор книг каждого священника: «Невидимая брань» преподобного Никодима Святогорца, «Душеполезные поучения» преподобного Аввы Дорофея, «Аскетические опыты» святителя Игнатия (Брянчанинова), «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника. Обязательно нужно прочесть эти четыре книги и знать их, потому что это та аскетическая литература, по которой человек может ориентироваться в духовной жизни. Прочитав эти книги, человек может понять, что ему ближе: священство, монашество или брак, или еще что-то. Потому что эти книги показывают, каким человек должен быть пред Богом, каким он должен быть, если уйдет в монастырь или если живет в миру.
Священномученик Иларион (Троицкий) написал очень интересное письмо другу «О Христовом идеале», которое можно найти в книге «Без Церкви нет спасения». Он пишет, чем отличаются обеты монаха от обетов Крещения, они по сути ничем не отличаются. У нас один идеал – Христос, и все то, что написано в Евангелии, одинаково относится и к мирянину, и к монаху. Конечно, условия, в которых находятся мирянин в семье и монашествующий, разные. Но к монаху больше требований и с него будет больше спрошено, так как монаху больше дано и у него больше возможностей жить по-христиански, богоугождать, помогать ближним и служить Богу. Но идеал один и тот же. Об этом пишет священномученик Иларион, наш Небесный покровитель.
Иеромонах Платон (Кудласевич)
Картинка для анонса: Array
Количество показов: 1405
Теги: