1461
Федора Алексеевича Куприянова, известного библеиста, знают не только в церковной среде и в Сретенской академии, где он на должности доцента много лет преподает одну из ключевых учебных дисциплин — Священное Писание Ветхого Завета. Также Ф. А. Куприянов – успешный адвокат с многолетним стажем, возглавляет собственную адвокатскую контору. Публикуем его рассказ о пути к Богу, студенческих годах и преподавательской деятельности.
Я еще застал активную пропаганду атеизма в школе. Меня даже как-то отправили домой с урока. Видимо, я поколебал «атеистические основы» и «плохо» влиял на детей. К деятельной вере я пришел вместе со своими родителями. После серьезной травмы отца мои родители в конце 80-х годов ХХ века стали ходить в храм, куда изредка брали и меня.
Помню пасхальные богослужения в храме в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» рядом с Боткинской больницей. Его только-только освободили от станков ближайшего авиазавода. Доски вместо пола, фанерный иконостас…
Помню, как мой дедушка, военный инженер-строитель, эксперт по обрушениям, консультировал настоятеля, будущего владыку Иринарха (Грезина) (ныне епископа Раменского, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси), когда в старом куполе храма появилась трещина. Они вместе лазили по куполу. Все инженеры до этого обследования перестраховывались и требовали снести купол. Но дед дал гарантию: «Трещина не опасна. Замазать и забыть». И купол стоит до сих пор.
Затем мы с родителями ходили в храм Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище, где служил мой будущий духовный отец — протоиерей Николай Соколов. Там я впервые стал читать шестопсалмие.
Десятый и одиннадцатый класс я уже оканчивал в Православной гимназии, затем поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт (ныне университет). Одновременно с этим я стал алтарником в храме-музее святителя Николая Чудотворца в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее.
Юрист-религиовед
Я получил религиоведческое образование в ПСТГУ на миссионерском факультете и, начиная с четвертого курса, стал вести семинары по основам православия на подготовительном отделении университета. После окончания вуза я продолжил преподавать на кафедре библеистики, заведовал кафедрой довузовского образования.
Однако мне всегда хотелось пойти по стопам отца и стать адвокатом. В нашей семье это уже традиция, ведь я юрист в четвертом поколении, да и моя супруга Елена – магистр юриспруденции и адвокат. Сейчас моя дочь Елизавета идет по нашим стопам: изучает право, побеждает в юридических школьных олимпиадах, а также входит в сборную Москвы по праву.
Одновременно с защитой дипломной работы религиоведа я поступил в Московскую государственную юридическую академию. Получая второе высшее образование, параллельно работал в фирме своего отца, а затем в фирме адвоката Бориса Бабаева.
Я всегда тяготел к научному подходу при любой проблеме, поэтому окончил аспирантуру в Институте государства и права РАН, где защитил кандидатскую диссертацию по теме «Государственный контроль за религиозными объединениями». Мне была интересна данная тема, так как, с одной стороны, она находилась в поле административного права, с другой, – религиоведения. Получилось воспользоваться в одной работе научным инструментарием двух наук – юридической и религиоведческой.
В диссертации были обоснованы пути реформирования отечественного законодательства о религии. Защита длилась около четырех часов. Присутствовали представители более десяти религиозных и общественных организаций, в первую очередь, различных сект. Они яростно доказывали, что осуществить модель государственного контроля, которую я предложил, в Российской Федерации невозможно. Срывали защиту. А потом засыпали Высшую аттестационную комиссию по присуждению ученых степеней таким количеством жалоб, что ВАК вынужден был провести утверждение кандидатской диссертации по процедуре докторской. Но сектанты остались ни с чем.
Преподаватель ПСТГУ и Сретенской академии
После окончания ПСТГУ я несколько лет преподавал Священное Писание Нового Завета, так как не было вакансии преподавателя Ветхого Завета. Но я стремился к преподаванию именно этого, любимого для меня предмета, вел спецсеминары. Поэтому я искал возможность преподавать Ветхий Завет где-то еще.
Однажды – это было в 2004 году – один из моих друзей, иерей Алексий Лымарев, позвонил мне и сказал, что в Сретенской духовной семинарии есть вакансия преподавателя Ветхого Завета. Дело было в начале сентября, и решение нужно было принимать быстро. Я согласился сразу. Буквально через два дня я впервые приехал вместе с отцом Алексием в семинарию, ставшую для меня за многие годы родным домом. Познакомился с иеромонахом Амвросием (Ермаковым), который впоследствии стал митрополитом Тверским и Кашинским, а тогда был проректором семинарии. Отец Амвросий вводил меня в курс дела, обо всем рассказывал, поддерживал. Когда у меня через месяц родилась первая дочь, Елизавета, он поздравил меня в присутствии коллег в преподавательской. Было очень приятно…Ветхий Завет является первой частью всей Библии, и понять вторую ее часть, Новый Завет, без уразумения основ первой – невозможно
Я люблю преподавать. Для практикующего адвоката выступать перед аудиторией очень полезно, но мне просто нравится сам процесс преподавания – процесс передачи своих знаний молодежи. Очень благодарная работа! Поэтому, когда в первые годы адвокатской деятельности было посвободнее с судебными делами, я преподавал в различных вузах финансовое право. Был доцентом в знаменитом Финансовом университете.
О важности изучения Ветхого Завета и стиле преподавания
Ветхий Завет является первой частью всей Библии, и понять вторую ее часть, Новый Завет, без уразумения основ первой – невозможно. Поэтому я считаю, что основы Ветхого Завета должны быть известны любому христианину. Если же говорить об учебном процессе, о духовном образовании, то, безусловно, любой семинарист обязан знать Священное Писание Ветхого Завета, поскольку без этого знания невозможно понять, по какой причине Спаситель говорил те или иные слова, почему Он совершал те или иные действия.
Могу привести такую аналогию. Мы зачастую недостаточно в полной мере знаем, что происходило в России даже в XIX веке: как были устроены губернии, какими были деньги того времени: какая купюра называлась «Катенькой», а какая – «синенькой». Из-за этого нам бывает трудно понять причины тех или иных иногда очень неожиданных суждений современников Пушкина и Тургенева. А прошло всего два века.
От Христа нас отделяют два тысячелетия, и именно Ветхий Завет – главный источник понимания Нового Завета.
Молодежь интересуется Ветхим Заветом. На лекции по Ветхому Завету для православной молодежи в 2014 году в Сретенской семинарии собирались полные залы. Люди стояли в коридорах. После каждой лекции мне задавали множество вопросов, а в Интернете эти лекции набрали сотни тысяч просмотров, и их продолжают активно слушать. То же самое можно сказать и о моих регулярных выступлениях на телеканале «Спас» в передачах «Завет» и «Разговор с атеистом», на центральных телеканалах, в «Российской газете».
Студенты Сретенской академии, как и многих других православных духовных школ, находятся в привилегированном положении по сравнению со студентами светских вузов. Они живут в стенах академии и не прилагают усилий, чтобы найти еду и кров, не тратят времени на дорогу. Все бытовые вопросы решены. Я считаю это большим плюсом для лучшего усвоения предметов. Все свое время семинарист может посвящать учебе и молитве. Разумеется, неоценим и духовный опыт общения со священниками и монахами, участие в богослужебной жизни обители. Библиотеки, собранные в монастырях, в том числе и в Сретенском, являются кладезем мудрости.
На своих лекциях я исключаю форму традиционного «сухого» монолога. Часто спрашиваю мнение студентов о суждениях тех или иных исследователей, толкователей. Задаю им вопросы, иногда даже отчасти провокационные, чтобы семинаристы задумались. Возникает дискуссия, позволяющая лучше уяснить предмет. На первом занятии курса я всегда устраиваю между студентами диспут на тему «Нужно ли православному христианину изучение Ветхого Завета?» Причем одна группа студентов должна доказывать, что это нужно, а другая – что нет.
Я отношусь к тому типу преподавателей, которые являются популяризаторами. Главная задача популяризатора науки – добиться, чтобы студенты полюбили предмет, искренне заинтересовались им, чтобы у них появилось желание изучить его глубже минимальных программных требований, возник настрой постигать Ветхий Завет всю жизнь. Я доказываю необходимость знания Ветхого Завета для жизни современного христианина, особенно пастыря. Некоторые студенты приходят на первое занятие с установкой, что и без Ветхого Завета вполне можно служить. Это бывает очень заметно. Я стремлюсь к тому, чтобы после моего курса все дружно ответили: «Без Ветхого Завета никуда!» На экзаменах я требую честности и апеллирую к совести. В начале контрольной работы, экзамена я со всех беру слово, что они не будут списывать. Это действует. Если православный студент пообещал, я верю: он не нарушит данного слова!Я стремлюсь к тому, чтобы после моего курса все дружно ответили: «Без Ветхого Завета никуда!»
Я уже двадцать лет преподаю в Сретенской академии и вижу, что уровень учебного процесса, уровень воспитательной работы здесь неизменно высок. За это время произошло реформирование семинарского обучения – теперь это высшее образование, а не среднее специальное, как раньше. И Сретенская академия, безусловно, соответствует высокой планке вуза. Сегодня в академии выдают дипломы государственного образца. Они котируются не только в церковной среде, но и в светских учреждениях. Значит мы – сретенские преподаватели – несем истинные христианские ценности и за пределы церковной ограды. И это прекрасно!Если православный студент пообещал, я верю: он не нарушит данного слова!
Подготовил Сергей Витязев