1564
Третье воскресенье Великого поста в 2024 году – уникальное событие. Во-первых, этот день посвящен поклонению Кресту Господню. Во-вторых, 7 апреля отмечается Благовещение Пресвятой Богородицы, и в этом году Церковь празднует оба этих духовных события одновременно. Последний раз два этих значимых церковных торжества совпали в 2013 году.
Согласно евангельскому повествованию (Лк. 1: 26–38), архангел Гавриил возвестил Пресвятой Деве Марии в Назарете, что от Нее родится Спаситель мира. День Благовещения Пресвятой Богородицы, подобно Рождеству Христову, означает день Воплощения Спасителя. От Благой Вести до Рождества проходит ровно девять месяцев. По этому поводу святитель Иоанн Златоуст пишет: «Дух Святой в чистом зеркале, в непорочном теле Девы засиял, образовал совершенного Человека не по закону природы, не во времени, не из человеческого семени, но одним видом, духовную и святою силою подвигнул Деву к рождению, неизъяснимо исткав в ней Зародыш, как бы какую ткань, для спасению людей» («Против еретиков и о святой Богородице»). В III веке Ипполит, папа Римский упоминает 25 марта (7 апреля по новому стилю) как день распятия Спасителя. Поэтому в основе александрийской и византийской календарных систем лежит отождествление даты Благовещения и Пасхи.
Святитель Афанасий Великий связывает эту же дату с датой сотворения человека Богом. Как первый человек Адам впал в грех, так второй Адам – Иисус Христос – явился в этот мир, чтобы спасти его от греха.
Уже во II–III веках на стенах катакомб, где первые христиане собирались для молитвы, были найдены изображения Благовещения. С постепенным исчезновением язычества христианство начало уделять больше внимания почитанию Спасителя и Богородицы. Константин Великий построил три храма в Константинополе в честь Царицы Небесной, в Назарете, где произошло Благовещение, была построена базилика. Пульхерия, жена императора Маркиана, построила храмы в честь Богородицы в Константинополе: Влахернский и Халкопратийский. Эфесский Собор 431 года, отстоявший именование Пресвятой Девы Богородицей, также проходил в храме в Ее честь. Храм спудеев в Иерусалиме тоже был посвящен Заступнице Усердной, а в палестинских монастырях ежегодно совершалось празднование Успения Богородицы. Слова на праздник Благовещения патриарха Константинопольского Прокла и Равеннского Петра Хрисолога в V века указывают на возникновение этого праздника, который тесно связан с Рождеством Христовым. На особое его почитание указывает мозаика триумфальной арки церкви Санта-Мария Маджоре в Риме V века. В сборнике деяний римских пап периода папы Сергия I Благовещение входит в число трех праздников, посвященных Божией Матери, во время которых совершалась торжественная процессия. Уже к концу VII века этот праздник был одним из главных в Византии.
Поклонение Кресту Господню на третьей неделе поста связано с историей, которая произошла почти четырнадцать веков назад после осады Иерусалима персидским царем Хосроем II в 614 году. Царь захватил иерусалимского патриарха Захарию и Древо Животворящего Креста. В 626 году он пытался захватить Константинополь, но благодаря ходатайству Богородицы нашествие было отражено. В конце концов византийский император Ираклий I победил в этой войне. Предположительно 6 марта 631 года Крест Господень вернулся в Иерусалим, внесенный в город самим императором, сопровождаемым патриархом Захарией. С этого времени в Иерусалиме стали отмечать годовщину возвращения Животворящего Креста.
Когда праздники, приходящиеся на будни Великого поста, стали переносить на субботы и воскресенья, чтобы не нарушать Устава, тогда и празднование в честь Креста также было перенесено, и со временем было установлено на третье воскресенье Четыредесятницы.
В древней Церкви с этой недели началась интенсивная подготовка крещающихся к Пасхе. И оказалось очень уместным начинать такую подготовку с поклонения Кресту, так как с этой недели каждую среду на Литургии Преждеосвященных Даров Церковь молилась о «готовящихся к просвещению».
Иерусалимское торжество возвращения Креста со временем утратило свою актуальность и праздник приобрел более глобальное и прикладное значение: теперь Крест служил воспоминанием и поддержкой в середине самого строгого и трудного поста.
Стоит сказать о литургических особенностях при соединении этих двух праздников. Обычно в Неделю Крестопоклонную полиелей и чтение утреннего Евангелия совершаются в алтаре, но при соединении с праздником Благовещения полиелей может совершаться в центре храма, поскольку полиелей с Евангелием посвящены празднику Благовещения. На стихирах на всенощном бдении поются стихиры воскресные, также посвященные Кресту и Благовещению. После воскресного гимна «Воскресение христово видевше» исполняется стихира праздника Богородицы. Канонов тоже три. На литургии святителя Василия Великого звучат тропари и кондаки воскресные, крестовые и богородичные. Вместо «Трисвятого» поется «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко». А чтение Апостола с Евангелием посвящены Богородице. Вместо «Достойно есть» употребляется задостойник «Яко одушевленному».
Соединение богослужений праздника Благовещения и Недели Крестопоклонной представляет собой событие, напоминающее о тесной связи между планом спасения, заложенным Богом через Воплощение Сына, и путем к спасению через поклонение Святому Кресту. Этот период напоминает нам, что сила и милость Божья проявляются в великой любви в жертве Сына Божьего: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3: 16).
Студент 4-го курса, Николай Герасимов