Архиерейское богослужение в храме Живоначальной Троицы у Салтыкова моста

Московская Сретенская  Духовная Академия

Архиерейское богослужение в храме Живоначальной Троицы у Салтыкова моста

1198




Содержание:

  1. Богослужение в первый день Попразднства Вознесения Господня
  2. Слово игумена Иоанна (Лудищева)
  3. Слово епископа Павлово-Посадского Силуана
  4. Проповедь иерея Павла Сержантова
  5. Фотогалерея освящения здания Просветительского центра прихода
  6. В этот день в храме служили

БОГОСЛУЖЕНИЕ В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ПОПРАЗДНСТВА ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Сегодня для храмов Живоначальной Троицы и Введения во храм Пресвятой Богородицы у Салтыкова моста особый день – день освящения здания Просветительского центра прихода. По этому случаю Божественную литургию в храме совершил викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископ Павлово-Посадский Силуан, управляющий викариатством Новых территорий города Москвы и Юго-Восточным викариатством города Москвы.

Его Преосвященству сослужили благочинный Петропавловского округа Московской (городской) епархии, настоятель прихода, братия Сретенской обители, преподаватели и выпускники Академии.

После Божественной литургии было торжественно освящено здание Просветительского центра при храме Живоначальной Троицы, которое было восстановлено при участии Сретенской обители.

Просветительский центр 2022 год



Просветительский центр 2024 год




В этот день в гостях у прихода побывали советник директора Федеральной службы по финансовому мониторингу, руководитель Московского регионального отделения Императорского Православного Палестинского Общества Олег Васильевич Шабуневич, первый заместитель генерального директора Международного учебно-методический центра финансового мониторинга Владимир Васильевич Овчинников, исполняющий обязанности ректора Тюменского индустриального университета Юрий Сергеевич Клочков, проректор по внешним связям Тюменского индустриального университета Альберт Владимирович Мальшаков, сотрудничество с которыми будет продолжено Сретенской духовной академией.


ФОТОГАЛЕРЕЯ


Трансляция Божественной литургии

СЛОВО ИГУМЕНА ИОАННА (ЛУДИЩЕВА)

Ваше Преосвященство, дорогой владыка Силуан,

благодарим Вас за совершение сегодня здесь на приходе храма Живоначальной Троицы, храма Введения во храм Пресвятой Богородицы у Салтыкова моста Божественной литургии.

Благодарим Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за его благословение служить в этом храме и служить в храмах вверенного Вашему послушанию викариатства.

Наш приход имеет очень большую глубокую историю. История прихода связана с такими именами, как священномученик Серафим (Звездинский). Его отец протоиерей Иоанн Звездинский служил на этом приходе более тридцати лет, практически до революционных событий. Отцу Иоанну было поручено от Священного Синода написать ко времени прославления преподобного Серафима Саровского канон преподобному Серафиму и его службу. И эта служба теперь служится во всей Православной Церкви.

Приход после революционных событий начал возрождаться в 1992 году, и его жизнь связана с отцом Николаем Парусниковым, связана с такими настоятелями, как наш благочинный архимандрит Алексий (Вылажанин), владыка Тихон (Шевкунов), ныне митрополит Севастопольский и Крымский, связана с тем духовенством, которое осуществляет на нём свою службу.

На приходе ведётся большая работа по милосердию, помощь оказывается неимущим людям, занимаются с детьми, которые имеют ограниченные возможности здоровья, по мере возможности ведётся их реабилитационное восстановление, действует и воскресная школа, ведётся и большая молодежная работа. И всё это осуществляется благодаря помощникам: отцу Николаю Конюхову, под руководством которого во многом и осуществляется вся эта деятельность, отцу Андрею Яцкову. И сейчас преподаватель нашей Академии тоже вошёл в клир данного храма – отец Павел Сержантов.

Просим Ваших молитв о приходе, о его тружениках, и позвольте в этот день преподнести Вам на память икону священномученика Серафима (Звездинского), который здесь рос и воспитывался.

СЛОВО ЕПИСКОПА ПАВЛОВО-ПОСАДСКОГО СИЛУАНА

Спаси Господи, дорогой отец Иоанн, за Ваше тёплое приветствие, за благословенный дар, конечно, имя святителя Серафима (Звездинского) очень известно в Русской Церкви и мне оно тоже известно с церковной юности, я с особым трепетом принимаю это благословение.

Но и вот Вы перечисляли клириков этого храма, который входит в викариатство Юго-Востока Москвы, вверенное ныне Святейшим Патриархом моему попечению, но с другой стороны я в некотором смысле Вашим попечением несколько интегрирован в Сретенской духовной академии, правда, пока только в качестве одного из экзаменаторов.

Мне хотелось бы и Вам, и клиру, и прихожанам сего святого храма передать в первую очередь благословение Святейшего Патриарха, поздравить с Попразднством Вознесения Господня, и поделиться с Вами некоторыми размышлениями над сегодняшним евангельским чтением, которое увязано и с Вознесением и особенно с грядущей Пятидесятницей. Потому что мы слышали слова из прощальной беседы Господа со Своими учениками перед Его Крестными страданиями, в котором Он говорит о Духе-Утешителе, но прежде Он призывает Своих учеников исполнить долг любви. Он говорит о том, что любовь выражается в хранении Его заповедей: Если любите Меня, заповеди Мои сохраните (см. Ин. 14:15). И здесь очень глубокая, неформальная и существенная связь: между любовью к Богу и хранением Его заповедей. Вот апостол Павел именует любовь «совокупностью совершенства», то есть все добродетели, все достоинства человеческие, все стороны его жизни сводятся в любви как в некоем «союзе совершенства». А заповеди – это и есть черты обновленной в Боге жизни, это и есть черты жизни Самого Бога. И когда Он даёт нам заповеди, Он не устанавливает пусть и божественные, но юридические нормы, но Он делится с нами Своею жизнью. И Он говорит: «Если вы хотите жить со Мной, жить как Я, жить Моею жизнь, вот он путь, вот эта жизнь – она в заповедях», заповеди её выражают на человеческом языке». И поэтому, если мы хотим приобрести возможность быть чадами Божиими, как говорится в начале Евангелия от Иоанна, быть способными жить этой жизнью, вот и нужно приобрести навык к жизни по заповедям. Но не просто навык как привычку, а и полюбить эти заповеди, чтобы заповедь Господня была вожделенна для нашего сердца паче меда и сота, как выражается псалмопевец (Пс. 11:18). Вот когда в нашем сердце пробуждается вдохновение, исполненное любви жить по заповедям, это верный признак того, что в нас крепнет любовь в Самому Богу, истинная любовь, уже не преходящая, не побеждаемая никакими испытаниями, не претыкающаяся ни о какие препятствия, никогда не умирающая и не перестающая, а всё побеждающая.

И только во свете этой любви мы можем быть причастниками Духа-Утешителя. Невозможно быть Его причастниками, не любя Христа, не обладая вот той самой истинной, не престающей любовью к Нему.

Что говорит Господь? Что Он умолит Отца и Тот пошлёт Духа Своего Святого, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его. Это сокрушительные слова. Потому что что такое мир – это мы с вами, это мир людей. И вот Господь посылает Духа-Утешителя, а мир не в состоянии Его принят, потому что не видит и не знает.

А почему не видит и не знает? Потому что видеть Духа можно только духовно и знать Его можно только духовным видением. Как говорит преподобный Силуан Афонский: «Всё небесное, все божественные тайны познаются только Духом Святым». Вот это особое ведение не есть плод интеллектуальных усилий, не есть результат природных дарований, хотя, безусловно, всё, что дал нам Господь, благословенно и дано нам на пользу, и дано с определённой целью, но одних этих природных способностей не достаточно, чтобы увидеть и познать Духа Святаго Божия.

Потому что всё, что нам даровано, мы получили, потому это и называется «дар», что мы за это не заплатили ни трудом своим, ни слезами своими, ни потом, ни кровью. А Дух Святой открывается только личному подвигу: не тому, что от природы нам дано, а тому, где мы реализуем свою свободу, где мы проявляем её в любви к Богу и готовы идти по пути этой любви до конца, даже на крест. Вот только такой решимости идти путём любви, а мы уже знаем, что это путь заповедей, и даётся познание и видение Духа Святаго.

Каждый верующий человек, который ходит в церковь, имеет в себе толику этой любви, и поэтому о нас говорит Господь, что Дух Святой с нами пребывает и в нас будет. Вслед за апостолами мы имеем в себе этот залог, по дару крещения и по своей свободной воле, которая приводит нас под своды храма, побуждает нас участвовать в богослужении, побуждает возносить молитвы к Богу, благодарить Его за Его дары, – это уже есть та основа, на который можно этот духовный дар взращивать. Но на этом пути самое главное – это отстоять свой дар, отстоять эту духовную решимость, это мужество не отступать с благословенного пути Христовой любви, не погрешать против Его заповедей, даже если это на первый взгляд сулит какие-то выгоды или, может быть, облегчение нашей жизни, какое-то утешение. Человек падает в грехи в основном по причине духовного заблуждения, некоего омрачения своего глубокого духовного ума, ему кажется, что грех сулит что-то ему доброе: помощь, утешение, выгоду опять же, но это всё обман. Жало смерти – грех, – говорит апостол (1 Кор. 15:56), грех – это смерть, и когда мы склоняемся ко греху, нарушая этим заповедь, то мы и отрекаемся от любви Божией, и избираем смерть вместо жизни, да и унижаем своё человеческое достоинство.

И в завершении сегодняшнего чтения звучат ещё одни полные надежды слова: о том, что Господь к любящим Его, хранящим Его заповеди и причастникам Его Святого Духа явится Сам. Вот это своего рода Второе пришествие, которое не для всех вместе, а для каждого в отдельности. И в жизни каждого в отдельности человека оно рано или поздно происходит. Когда Господь являет нам себя Таким, Какой Он есть. Когда мы уже не просто веруем в Него, но и видим Его.

Вот к этому и нужно стремиться и не нужно думать, что это только для святых, мы все с вами народ, призванный в удел, народ святой, царственное священство (См.: 1 Петр. 2:9), а значит у всех у нас великая цель, та цель, о которой говорит Божественный учитель Своим ученикам, а в их лице и всем нам, потому что и мы Его ученики: Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть (Мф. 5:8). Нам заповедано совершенство, равное Богу-Отцу. Это страшная цель, она невыносима ни для чего плотского, для чего греховного, но для любви к Богу она вожделенна: видеть того, кого любишь, быть с ним навсегда, – что может быть вожделенней.

Вот пусть это чувство жажды Бога, стремления к Его совершенству, желания жить полнотой Его любви нас никогда не оставляет, но всегда вдохновляет препобеждать все те испытания, которые так или иначе выпадают на жизненном пути каждого из нас, каждому по-своему, но всегда эти испытания требуют и мужества, и решимости и силы духа, а самое главное – веры и верности.

Помоги, Господь! Ещё раз с праздником всех поздравляю, продолжающимся Вознесением Господним, всем Божия благословения, причастников сугубо поздравляю с причащением Святых Христовых Таин.

ПРОПОВЕДЬ ИЕРЕЯ ПАВЛА СЕРЖАНТОВА

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Братья и сестры в эти дни мы продолжаем переживать торжество Церкви Христовой о Вознесении Господнем. И это действительно великое и спасительное событие в череде и других спасительных действий Господа нашего Иисуса Христа. С Пречистою Своею Плотию Он вознёсся на небо и вознёс на равнобожественную высоту человеческую природу. Во Христе-Спасителе человеческое естество достигло своего высокого предназначения, которое было от самого начала, от вечности, как Бог задумал человека, чтобы человек был участником божественной жизни. И вот во всей полноте это исполняется в Господе Иисусе Христе – истинном Боге и истинном Человеке.

И Господь даёт разделить эту жизнь и тем, кто следует за Ним. И Господь задолго до того, как это произошло, обращается к апостолам и говорит им о том, что кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет, и Я умолю Отца Моего, и пошлёт иного Утешителя, который вовеки прибудет с вами (Ин. 14: 14-15).

Так говорит Господь и в этих словах как бы чувствуется родство слова «заповедь» со словом «завещание». Он отходит, Он, будучи Богом, пришёл на землю, стал Человеком, пожил на этой земле, прошёл через всё то, что земля даёт вкусить любому человеку: и радость, и горе, и страдание, и принял великие страдания Голгофские во искупление рода человеческого. И вот наступает момент, когда Господь готовится отойти от земли на небо, когда, мы читаем в Евангелии, мы вот этот путь Христов, очень ясно видим перед собой: Его снисшествие на землю, Его подвиг, Его учительство, его пророчество, его всеискупительный подвиг на Кресте, сошествие во ад, Воскресение славное и Вознесение.

И вот в этот момент Церковь особым образом готовит себя ко всем этим событиям: начиная с Пасхи, мы воздерживаемся от произнесения молитвы Святому Духу – Царю Небесному. Это, может быть, воспринимается немножко и странно, потому что Церковь богата подвигами воздержания, но в основном мы связываем эти подвиги с каким-то воздержанием пищевым, но вот бывают и другие формы воздержания, например, воздержания в молитве. Почему такая приостановка в этом молитве? Потому что Церковь ожидает после Пасхи от Воскресшего Христа вот этой радости Пятидесятницы, радости о Святом Духе. И вот сейчас тоже в эти Вознесенские дни звучат слова Христовы в Евангелии о том, что Он даст иного Утешителя.

По святоотеческим толкованиям здесь усматривается тайна Бога Единого и Бога Троичного. Здесь говорится о том, что Дух Святой – это другой, это другая ипостась Святой Троицы, но он также и Утешитель, чем подчёркивается единство Божества: Божества Сына Божия, Божества Духа Святого. И вот это все исполняется: исполняется и на апостолах в день Пятидесятницы, мы скоро чаем этого дня, и исполняется в святых Божиих.

Особенно это видно у некоторых святых, которые готовы приоткрыть некие тайники своего духовного опыта. Один из таких редких святых – это преподобный Силуан (Афонский) наш соотечественник, который жил в XIX и первой половине ХХ столетия. Человек на определённом этапе своего жизненного пути, пережив горячее раскаяние, почувствовал, что имеет призвание к монашескому подвигу, испросив благословения у святого праведного Иоанна Кронштадтского, он двигается к Афонской горе и там начинает монашескую жизнь. И по прошествии многих лет он оставил дневниковую запись, до нас она дошла, начинается она покаянными словами: «Одни грехи принёс я в монастырь и не знаю, за что Господь мне даровал столь многую благодать Святого Духа».

Преподобный Силуан здесь говорит об этом даре, который Господь Иисус Христос обещает апостолам и всем тем, кто идёт апостольским православным путём христианской жизни.

И преподобный Силуан чуть подробнее говорит об этом. Он говорит о том, что он не просил, чтобы пришёл Дух Святой, и он не знал, что это, и он не знал, как Святой Дух действует в душе. Дальше он молитвенно восклицает: «О, Душе Святый, как мил ты душе» и говорит о том, как Господь – Дух Святой действует в человеческое душе. Он говорит, что Он дает «мир уму» и «сладость сердцу». Вот эти слова наполнены очень богатым содержанием всей аскетической традиции православия.

«Мир уму»… Да, действительно, ум каждого человека – это очень подвижная, конечно, сила, и ум порой мятется, и ум порой испытывает внутренние противоречия, и борения, и войну: и изнутри, и совне борят ум помыслы, это и есть духовная брань. Но вот Господь по милости Своей не за какие-то заслуги отдельно взятого человека, пусть даже очень благочестивого, но по одной Своей милости и человеколюбию может даровать, как преподобному Силуану даровал вот этот мир уму. То есть внутреннее безмолвие ума от всех страстных греховных помыслов, особую тишину, особое безмолвие, совершенно особое состояние. Да Христос и благословляет Своих учеников-апостолов, преподавая им мир. И вот этот мир, вот эта благодать Божия, осязательная в подвиге святых, она действительно прославляется.

И преподобный Силуан говорит о «сладости сердечной». Мы тоже знаем из аскетической традиции, что здесь может подразумеваться: это плод Святого Духа, которые подвижники некоторые получают на умно-сердечной Иисусовой молитве. Вместо горечи, которую приносит грех и страсть в сердце человека, приходит в сердце и это сердце переживает радость присутствия Божия в сердце человека.

Так совершается, открывается Царство Божие, которое внутрь есть человека, об этом святитель Феофан Затворник так и говорит: вот это соединение ума и сердца во время молитвы, когда человек молится сердечным вниманием и когда Господь благословляет эту молитву, – это и есть начало Царствия Божия.

И вот мы видим, как Церковь идёт этим путём, переживая Страстную Пятницу, переживая Пасху Господню – Воскресение, переживая Вознесение Господне и шествуя от Вознесения к славному дню Пятидесятницы – это великие и спасительные деяния Христовы.

Воздадим Господу благодарность за них и будем каждый в меру свою, малую свою меру, шествовать за Христом-Спасителем, путём которым прошли апостолы и многие-многие наши предшественники. Аминь.

ФОТОГАЛЕРЕЯ ОСВЯЩЕНИЯ ЗДАНИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ЦЕНТРА ПРИХОДА

ФОТОГАЛЕРЕЯ



В ЭТОТ ДЕНЬ В ХРАМЕ СЛУЖИЛИ

Божественную литургию возглавил епископ Павлово-Посадский СИЛУАН. Ему сослужили: благочинный Петропавловского округа Московской (городской) епархии, настоятель храма в честь святых апостолов Петра и Павла в Лефортове архимандрит Алексий (Вылажанин), игумен Иоанн (Лудищев), иеромонах Афанасий (Дерюгин), иерей Николай Конюхов, иерей Павел Сержантов, иерей Андрей Яцков, иерей Сергий Бычков, иеродиакон Григорий (Панфилов), диакон Григорий Фалин, диакон Олег Чорната.

За богослужением пел хор прихода, регент – Вера Павловна Романовская.