Будь добрым пастырем

Московская Сретенская  Духовная Академия

Будь добрым пастырем

502



Слово Новомучеников и исповедников Российских для будущих священнослужителей. 

Святитель Тихон (Беллавин), исповедник, Патриарх Московский и всея Руси:

Возлюбленный… можно быть пастырем, проповедовать Христа, именем Его творить чудеса и не быть признану от Господа? Да, и убойся сего, да не постигнет участь сия! Помни, что успех пастырского делания не столько зависит от внешних мероприятий, сколько является следствием духовного подвига и благодатной жизни самого пастыря. Священник лишь в том случае может быть истинным созидателем душ и руководителем их ко Христу, когда он сам созидает себя духовно и в своей совести проходит путь христианского самоусовершенствования. Да иначе и быть не может, ибо таков закон духовной жизни!.. Один опытный в духовной жизни старец говорил: «Не сделаешь добра в другом больше, чем сколько будет его в тебе самом».

*

Для успеха пастырского делания твоего надлежит тебе первее всего позаботиться о собственном просвещении и очищении.

Священномученик Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий:

Будь добрым пастырем, полагающим душу свою за паству; умрешь за дело Божие – воскреснешь со Христом для вечности.

*

«Пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин. 10: 11). Не положил однажды, а непрерывно полагает, то есть готов в любой час и в непогоду пойти к своей овце, искать ее, полагать за нее свое время, силы, средства, здоровье и даже жизнь. Для того чтобы быть добрым пастырем, необходимо дар любви возгревать и развивать, ибо без любви пастырь делается наемником.

*

Пастыри Церкви Христовой! Давайте добрый пример в слове, житии, вере, любви и чистоте, если хотите иметь доброе стадо, видеть духовных чад своих, успевающих в жизни евангельской, и чтобы не бояться услышать от них: «Врачу, исцелися сам».

Священномученик Михаил Чельцов:

Пастыри – это свеча, поставленная на подсвечнике, чтобы ей светить всему и всем в доме. 

*

Всюду пастырь будет вносить не мирское начало, а дух Христов, свет евангельский и любовь братскую, не к разделению он будет служить, а к умиротворению, не на разгорячение страстей работать, а на утешение всяких человеческих бурь. 

*

История Церкви научает нас безбоязненно, смело и открыто всем говорить правду Божию, повсюду светить светом Христовым, до собственного мученичества не допускать в жизнь общественную… ничего не Божьего, темного, лукавого, всего, что от дьявола. Все же настойчиво требует от нас быть пастырями Божьими, быть осолителями жизни общественной, а не звать лишь к терпению и страданию; быть общественными христианскими деятелями, а не храмовыми лишь требоотправителями; быть громкими и смелыми глашатаями о Царстве Божием, а не замыкаться лишь в личную веру с лицемерной оговоркой: то-де не мое дело, того де Христос пастырю не заповедал.


Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник, епископ Ковровский:


Православный священник должен сочетать и служение Христу, и заботу о семье. Обязавшийся семьей обязан, должен заботиться о семье, на каком бы служении церковном он ни был… Попечение о том, «како угодити жене» (1 Кор. 7: 33), обязательно для всякого оженившегося, конечно, если не переступаются границы. Так же обязательна для священника забота о детях, не только об их обучении в Законе Господнем, но и о материальном благосостоянии. 

*

Благодать Божия подается в Церкви, и освящение совершается не священниками и не зависит от их личных достоинств, а только чрез священников… И через недостойных иереев совершаются таинства. Господь посылает ангела Своего, который за недостойных священнослужителей невидимо совершает службу Божественную и подает благодатное освящение с верою приступающим.

Священномученик Николай (Могилевский):

Когда будешь совершать требы, не оставайся безразличен к горю и радости твоих прихожан: можно ли остаться пастырю равнодушным во время отпевания, когда вся семья умершего скорбит?! Также и радость старайся разделить, особенно же сочувствуй в горе… Я знаю, что ты не сребролюбив. И оставайся таким до конца дней твоих! Недуг сребролюбия заражает многих пастырей, и дадут они за это ответ на Страшном Суде Господнем!

*

Многие теперь стыдятся своей пастырской одежды в обществе: не носят рясы, подстригают волосы и бороду. Ты не следуй их примеру! Нам ли стыдиться рясы, когда она должна напоминать нам ту хламиду, которую надели на Христа воины, когда надругались над Ним, и Он не стыдился претерпеть ради нас этот позор и унижение. 

*

«Хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса» (1 Тим. 3: 13). Эти слова, сказанные апостолом Павлом, относятся… к нам, пастырям, особенно. Это девиз наш. Паства наша духовная высоко ценит наши проповеди, беседы, умиляется нашим красноречием, хвалит нас как духовных наставников. Но несравненно более будет хвалить нас, видя живущие в нас добродетели, кои они могут воспринять от нас, как живое научение, подражая доброму примеру нашей жизни. И прежде всего паства хвалит и уважает пастыря не за красноречие, а за высоконравственную духовную его настроенность. Тот высок пастырь в глазах своей паствы, который учит не словом только, но своею доброй жизнью.

Священномученик Иоанн Восторгов

Молись, служи, учи, вразуми, наставь со всяким долготерпением, наставь незнающего, поддержи колеблющегося, возврати отпадшего, уверь его в истине святой православной веры. И все делай кротко, благодушно, любовно; переноси скорби, свершай дело благословения, прими гонения, упреки, зависимость в жизни и во всем житейском от даяний прихожан; будь незлобив. Не упусти из виду ни единого духовно больного, каждого врачуй соответствующим духовным лекарством. Вот пастырское право и вместе долг.

Священномученик Владимир (Богоявленский):

Большинству из вас придется быть пастырями Церкви и учителями народа. Помните прежде всего об обязанностях того великого служения, к которому уготовила вас духовная школа. Первая из обязанностей пастыря – это учительство. Учительство может выражаться двояким способом: собственно учительством в церковно-приходской школе и проповедничеством. Народ наш жаждет такого учительства, охотно слушает церковную проповедь. 

*

Успех пастырского служения зависит не от обладания богатыми дарованиями, а от верного и мудрого употребления хотя бы и не выдающихся дарований. 

*

От пастырей Церкви и служителей Евангелия наше общество требует, чтобы они были мужами мира, любви и терпения. И небезосновательно. Таковыми они и должны быть, по слову апостола, заповедующего им: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12: 18). Пастырям не должно ссориться. Они тщательно должны избегать всего, что может нарушить этот мир. Они не должны платить злом за зло, но побеждать зло добром и вместе с апостолом говорить: «Гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим» (1 Кор. 4: 12–13).

*

Пастырь должен бороться со злом всюду, где бы оно ни обнаруживалось, не боясь ни гнева, ни насмешек, ни притеснений. 

*

В чувстве смирения он должен вооружиться против того суетного тщеславия, которое иногда и на священном месте – церковной кафедре – хочет блистать светом собственной мудрости и ораторским искусством приобретает симпатии слушателей. 

*

Посмотрите теперь на жизнь пастыря Церкви. И он также переносит много тяжести в своей жизни. Что с легкой душою делают другие, того не может делать он, что извиняет мир другим, за то строго осуждает он его. Как строго он должен наблюдать за собой, чтобы не произвести соблазна и не разрушить своим поведением того, что созидает он своей проповедью! Как много ему нужно бывает упражняться, чтобы с успехом бороться с врагами Евангелия! Каждый день должен быть для него днем приготовления. Каждый день должен он вести борьбу с врагом-искусителем. Каждый день он должен проводить в молитве и благословении, нисходящем свыше в дарах Святого Духа, прежде чем приступить к делу и пустить в ход свое оружие. Каждый день он должен путем изучения Священного Писания укреплять себя в вере и, так сказать, оттачивать меч духовный, который есть слово Божие, делая его более и более острым, более и более победоносным. Таково страдание, которому пастырь должен подвергнуть себя, чтобы выступить на войну, как доброму воину Иисуса Христа. 

*

Пастырь Церкви может быть назван верным домоправителем тогда, когда он во всем испытывает волю своего Домовладыки и крепко держится слова Его, когда он все, что говорит с церковной кафедры, говорит не от себя, а почерпает из источника библейского слова, когда он, не увлекаясь мирской мудростью и блестящим красноречием, не стыдится в простых словах проповедовать слово о Кресте, что для многих еще и сейчас служит соблазном и безумием. К требованиям верности относится еще и то, чтобы домоправитель… не только отказывался от всякой славы, похвалы и благодарности мира, но и готов был перенести самую глубокую ненависть, самую черную неблагодарность и самые злостные насмешки. Какое трудное, но вместе и великое это дело.

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский:

Думается мне, что со многими и из вас случалось: узнают в вас студента Духовной академии и тотчас причисляют к «отжившему племени», которое пред натиском нового времени устоять не может... И я не знаю более печального и тягостного зрелища, чем видеть студента Духовной академии, извиняющегося и оправдывающегося в том, что он – студент именно Духовной академии, оправдывающегося нередко самыми унизительными доводами, вроде того, что у нас, мол, не непременно нужно быть духовным, даже наоборот, что и науками-то у нас можно заниматься светскими. Нет, господа, нам, наблюдая современное отношение к Церкви, следует и необходимо отвечать лишь умножением любви и бескорыстной преданности Церкви, отвечать именно сознательным принятием на себя церковного служения, церковного послушания. Это наше настоящее призвание. Его нечего стыдиться; оно высоко, идеально и несравненно; оно – свято.

*

Пастырство кратко может быть выражено именно так: пастырство есть служение, посредством которого Церковь перерождает грешных людей. 

*

Прежде всего нужны пастыри, душу свою полагающие за дело церковное. Да изведет Господь делателей на Свою ниву! Об этом да будет наша горячая молитва!

Подготовила Александра Калиновская