502
Слово Новомучеников и исповедников Российских для будущих священнослужителей.
Святитель Тихон (Беллавин), исповедник, Патриарх Московский и всея Руси:
Возлюбленный… можно быть пастырем, проповедовать Христа, именем Его творить чудеса и не быть признану от Господа? Да, и убойся сего, да не постигнет участь сия! Помни, что успех пастырского делания не столько зависит от внешних мероприятий, сколько является следствием духовного подвига и благодатной жизни самого пастыря. Священник лишь в том случае может быть истинным созидателем душ и руководителем их ко Христу, когда он сам созидает себя духовно и в своей совести проходит путь христианского самоусовершенствования. Да иначе и быть не может, ибо таков закон духовной жизни!.. Один опытный в духовной жизни старец говорил: «Не сделаешь добра в другом больше, чем сколько будет его в тебе самом».
*
Для успеха пастырского делания твоего надлежит тебе первее всего позаботиться о собственном просвещении и очищении.
Священномученик Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий:
Будь добрым пастырем, полагающим душу свою за паству; умрешь за дело Божие – воскреснешь со Христом для вечности.
*
«Пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин. 10: 11). Не положил однажды, а непрерывно полагает, то есть готов в любой час и в непогоду пойти к своей овце, искать ее, полагать за нее свое время, силы, средства, здоровье и даже жизнь. Для того чтобы быть добрым пастырем, необходимо дар любви возгревать и развивать, ибо без любви пастырь делается наемником.
*
Пастыри Церкви Христовой! Давайте добрый пример в слове, житии, вере, любви и чистоте, если хотите иметь доброе стадо, видеть духовных чад своих, успевающих в жизни евангельской, и чтобы не бояться услышать от них: «Врачу, исцелися сам».
Священномученик Михаил Чельцов:
Пастыри – это свеча, поставленная на подсвечнике, чтобы ей светить всему и всем в доме.
*
Всюду пастырь будет вносить не мирское начало, а дух Христов, свет евангельский и любовь братскую, не к разделению он будет служить, а к умиротворению, не на разгорячение страстей работать, а на утешение всяких человеческих бурь.
*
История Церкви научает нас безбоязненно, смело и открыто всем говорить правду Божию, повсюду светить светом Христовым, до собственного мученичества не допускать в жизнь общественную… ничего не Божьего, темного, лукавого, всего, что от дьявола. Все же настойчиво требует от нас быть пастырями Божьими, быть осолителями жизни общественной, а не звать лишь к терпению и страданию; быть общественными христианскими деятелями, а не храмовыми лишь требоотправителями; быть громкими и смелыми глашатаями о Царстве Божием, а не замыкаться лишь в личную веру с лицемерной оговоркой: то-де не мое дело, того де Христос пастырю не заповедал.
Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник, епископ Ковровский:
Православный священник должен сочетать и служение Христу, и заботу о семье. Обязавшийся семьей обязан, должен заботиться о семье, на каком бы служении церковном он ни был… Попечение о том, «како угодити жене» (1 Кор. 7: 33), обязательно для всякого оженившегося, конечно, если не переступаются границы. Так же обязательна для священника забота о детях, не только об их обучении в Законе Господнем, но и о материальном благосостоянии.
*
Благодать Божия подается в Церкви, и освящение совершается не священниками и не зависит от их личных достоинств, а только чрез священников… И через недостойных иереев совершаются таинства. Господь посылает ангела Своего, который за недостойных священнослужителей невидимо совершает службу Божественную и подает благодатное освящение с верою приступающим.
Священномученик Николай (Могилевский):
Когда будешь совершать требы, не оставайся безразличен к горю и радости твоих прихожан: можно ли остаться пастырю равнодушным во время отпевания, когда вся семья умершего скорбит?! Также и радость старайся разделить, особенно же сочувствуй в горе… Я знаю, что ты не сребролюбив. И оставайся таким до конца дней твоих! Недуг сребролюбия заражает многих пастырей, и дадут они за это ответ на Страшном Суде Господнем!
*
Многие теперь стыдятся своей пастырской одежды в обществе: не носят рясы, подстригают волосы и бороду. Ты не следуй их примеру! Нам ли стыдиться рясы, когда она должна напоминать нам ту хламиду, которую надели на Христа воины, когда надругались над Ним, и Он не стыдился претерпеть ради нас этот позор и унижение.
*
«Хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса» (1 Тим. 3: 13). Эти слова, сказанные апостолом Павлом, относятся… к нам, пастырям, особенно. Это девиз наш. Паства наша духовная высоко ценит наши проповеди, беседы, умиляется нашим красноречием, хвалит нас как духовных наставников. Но несравненно более будет хвалить нас, видя живущие в нас добродетели, кои они могут воспринять от нас, как живое научение, подражая доброму примеру нашей жизни. И прежде всего паства хвалит и уважает пастыря не за красноречие, а за высоконравственную духовную его настроенность. Тот высок пастырь в глазах своей паствы, который учит не словом только, но своею доброй жизнью.
Священномученик Иоанн Восторгов:
Молись, служи, учи, вразуми, наставь со всяким долготерпением, наставь незнающего, поддержи колеблющегося, возврати отпадшего, уверь его в истине святой православной веры. И все делай кротко, благодушно, любовно; переноси скорби, свершай дело благословения, прими гонения, упреки, зависимость в жизни и во всем житейском от даяний прихожан; будь незлобив. Не упусти из виду ни единого духовно больного, каждого врачуй соответствующим духовным лекарством. Вот пастырское право и вместе долг.
Священномученик Владимир (Богоявленский):
Большинству из вас придется быть пастырями Церкви и учителями народа. Помните прежде всего об обязанностях того великого служения, к которому уготовила вас духовная школа. Первая из обязанностей пастыря – это учительство. Учительство может выражаться двояким способом: собственно учительством в церковно-приходской школе и проповедничеством. Народ наш жаждет такого учительства, охотно слушает церковную проповедь.
*
Успех пастырского служения зависит не от обладания богатыми дарованиями, а от верного и мудрого употребления хотя бы и не выдающихся дарований.
*
От пастырей Церкви и служителей Евангелия наше общество требует, чтобы они были мужами мира, любви и терпения. И небезосновательно. Таковыми они и должны быть, по слову апостола, заповедующего им: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12: 18). Пастырям не должно ссориться. Они тщательно должны избегать всего, что может нарушить этот мир. Они не должны платить злом за зло, но побеждать зло добром и вместе с апостолом говорить: «Гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим» (1 Кор. 4: 12–13).
*
Пастырь должен бороться со злом всюду, где бы оно ни обнаруживалось, не боясь ни гнева, ни насмешек, ни притеснений.
*
В чувстве смирения он должен вооружиться против того суетного тщеславия, которое иногда и на священном месте – церковной кафедре – хочет блистать светом собственной мудрости и ораторским искусством приобретает симпатии слушателей.
*
Посмотрите теперь на жизнь пастыря Церкви. И он также переносит много тяжести в своей жизни. Что с легкой душою делают другие, того не может делать он, что извиняет мир другим, за то строго осуждает он его. Как строго он должен наблюдать за собой, чтобы не произвести соблазна и не разрушить своим поведением того, что созидает он своей проповедью! Как много ему нужно бывает упражняться, чтобы с успехом бороться с врагами Евангелия! Каждый день должен быть для него днем приготовления. Каждый день должен он вести борьбу с врагом-искусителем. Каждый день он должен проводить в молитве и благословении, нисходящем свыше в дарах Святого Духа, прежде чем приступить к делу и пустить в ход свое оружие. Каждый день он должен путем изучения Священного Писания укреплять себя в вере и, так сказать, оттачивать меч духовный, который есть слово Божие, делая его более и более острым, более и более победоносным. Таково страдание, которому пастырь должен подвергнуть себя, чтобы выступить на войну, как доброму воину Иисуса Христа.
*
Пастырь Церкви может быть назван верным домоправителем тогда, когда он во всем испытывает волю своего Домовладыки и крепко держится слова Его, когда он все, что говорит с церковной кафедры, говорит не от себя, а почерпает из источника библейского слова, когда он, не увлекаясь мирской мудростью и блестящим красноречием, не стыдится в простых словах проповедовать слово о Кресте, что для многих еще и сейчас служит соблазном и безумием. К требованиям верности относится еще и то, чтобы домоправитель… не только отказывался от всякой славы, похвалы и благодарности мира, но и готов был перенести самую глубокую ненависть, самую черную неблагодарность и самые злостные насмешки. Какое трудное, но вместе и великое это дело.
Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский:
Думается мне, что со многими и из вас случалось: узнают в вас студента Духовной академии и тотчас причисляют к «отжившему племени», которое пред натиском нового времени устоять не может... И я не знаю более печального и тягостного зрелища, чем видеть студента Духовной академии, извиняющегося и оправдывающегося в том, что он – студент именно Духовной академии, оправдывающегося нередко самыми унизительными доводами, вроде того, что у нас, мол, не непременно нужно быть духовным, даже наоборот, что и науками-то у нас можно заниматься светскими. Нет, господа, нам, наблюдая современное отношение к Церкви, следует и необходимо отвечать лишь умножением любви и бескорыстной преданности Церкви, отвечать именно сознательным принятием на себя церковного служения, церковного послушания. Это наше настоящее призвание. Его нечего стыдиться; оно высоко, идеально и несравненно; оно – свято.
*
Пастырство кратко может быть выражено именно так: пастырство есть служение, посредством которого Церковь перерождает грешных людей.
*
Прежде всего нужны пастыри, душу свою полагающие за дело церковное. Да изведет Господь делателей на Свою ниву! Об этом да будет наша горячая молитва!
Подготовила Александра Калиновская