447
Проповедь иерея Серафима Алпатова в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Соблазн и безумие. Именно так апостол Павел говорит о Кресте, о его понимании, о его сути для иудеев и для эллинов как для язычников.
И действительно, то, что для нас является понятным и вполне обыденным, то, без чего мы не можем представить нашу веру и наш храм, являлось странным для людей того времени: все народы ждали того, кто сможет вновь соединить человека и Бога.
Ждали по-разному того, кто сможет это сделать. Строили самые разные величественные храмы для богов, часто освящали природу и назначали для различных ее проявлений разных богов – пытались поклоняться дереву, воде, другим стихиям. Для этого строили богатые и величественные пирамиды, которые мы сейчас видим. Обожествляли фараонов, оставляли их тела в качестве мумий, потому что все они считались теми, кто в дальнейшем сможет спасти этот мир, кто сможет соединить человека и Бога.
Но все оказалось совершенно по-другому. И в человеческом плане наша религия казалась странной по отношению к другим религиям мира. У нас Царь, Спаситель мира, родился не в большом дворце, а в убогих яслях, в убогом вертепе, в пещере. У нас Мессия умер на Кресте, который в то время являлся позорным орудием казни.
И спасение пришло оттуда, откуда его не ждали. Никто не думал, что люди будут спасаться именно этим позорным орудием казни, которое стало символом победы и главным символом христианства. Сегодня мы совершаем праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста.
Этот праздник появился в IV веке, когда царь Константин и его мать Елена приехали в Иерусалим, чтобы найти Святой Крест Господень. В то же время в Иерусалиме по решению царя Константина стали строиться храмы, всем нам известные, в том числе храм Гроба Господня, часовня над Гробом Господним, храм Мартириум – главный храм нашей планеты, нашей христианской веры. И вот был обретен Честной Крест. По преданию, он явил чудеса, исцелив больных и воскресив умерших.
И после этого совершилось освящение храма Гроба Господня. В дальнейшем установился праздник почитания этого освящения храма, который мы именуем праздником обновления храма Господня в Иерусалиме – Воскресение словущее. Его мы отмечаем накануне праздника Воздвижения. Раньше праздник Воздвижения был продолжением праздника обновления храма Господня в Иерусалиме. Этот праздник торжественно отмечался в Иерусалимской Церкви, и на второй день праздника архиерей воздвигал Крест Господень так, чтобы он был виден всем. Это важное символическое действие – показать всем Крест Господень – стало в дальнейшем основой праздника Воздвижения Господня. В богослужебных текстах говорится о том, что Крест воздвигается днесь, его увидят все. Ведь первое Воздвижение Креста состоялось благодаря мучителям Иисуса Христа – тем воинам иудейским, которые вознесли Господа на Кресте. И Он, вися на Кресте на Голгофе, первый раз явил Собой свет людям, свет избавления от смерти и от страдания.
И теперь, когда Крест возносится над нами, мы должны помнить о том, что Иисус Христос возносится ради нас, о том, что все мы должны так же вознестись вместе с Ним.
Как же нам это сделать? Например, в Испании есть традиция: перед Пасхой, на Страстной седмице, некоторые люди, подражая Иисусу Христу, просят себя пригвоздить к кресту, их возносят на крест. Они испытывают страдания, уподобляются Иисусу Христу. Но в нашем православном понимании это не нужно, у нас слова «вознестись на крест» имеют совершенно другое значение.
Священномученик Сергий Мечёв, один из выдающихся пастырей начала XX века, новомученик, говорит о том, что мы берем на себя крест тогда, когда смиренно начинаем принимать то, что нам дает Господь. Во-первых, это скорби и страдания. Если мы переносим их мужественно, вспоминая о Господе на Кресте, то мы таким образом возносим себя на крест. Во-вторых, мы должны бороться со страстями, потому что такое явное противостояние нашим страстям тоже является вознесением нас на крест.
Часто, сталкиваясь с различными скорбями, страстями, духовными и телесными болезнями, мы начинаем унывать и роптать на Бога: «Почему именно мне послан этот крест? Почему мне не послано другое испытание, которое было бы легче перенести?» Этот наш ропот и наше несогласие является тем, что мы отказываемся нести свой крест.
Иисус Христос сказал, что тот, кто не берет свой крест и не идет за Ним, тот не может быть с Ним (см.: Мф. 10: 38).
Нашим крестом необязательно должны быть физические страдания. Ведь наше пригвождение ко кресту является пригвождением наших страстей вследствие борьбы. Естественно, что мы сами не можем этого сделать. Святые отцы говорят, что наша борьба со страстями может быть только с Иисусом Христом. Действительно, Иисус Христос, взойдя на Крест, нас всех обнял. Он обнял все человечество.
Таким образом, когда будем вести духовную борьбу со страстями, будем помнить, что Иисус Христос взял эти страсти, помнить о том, что Он при нашем желании возьмет нас на руки и понесет вместе с нами наш крест. Именно это мы должны помнить: мы находимся не одни, а значит – не можем унывать. Будем помнить, что за страданием Господа пошло Его торжественное Воскресение из мертвых. Именно это является основанием нашей веры, радости, крепости и дальнейшей нашей жизни. Без Воскресения не может быть нашей веры, но Воскресения не могло быть без Креста, и именно это является основанием нашей жизни. Будем помнить, что Господь всегда с нами, Он претерпел страдания ради нас, помнить о том, что мы, уподобляясь Господу и неся свой крест, будем всегда воскресать вместе с Ним и пребывать одесную Бога Отца. Аминь.
Иерей Серафим Алпатов