1219
В стенах Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации состоялась встреча доктора юридических наук, заслуженного адвоката России, писателя и телеведущего Павла Алексеевича Астахова с учащимися школ Самары.

Постараюсь поделиться с Вами своими соображениями по тематике исследований, которые мы проводим, поскольку мне самому интересно, то чем мы занимаемся, в том числе это и наш сегодняшний вопрос, как сочетается закон и справедливость.
Что такое справедливость? Мы же понимаем, есть некая субстанция, которая нам внутри говорит: «Это справедливо, а это – несправедливо».
За что бы человека ни наказали, он всегда считает, что это несправедливо. В свое время работал в такой сфере, с которой не каждый из вас, надеюсь, соприкоснется: мне довелось побывать во всех детских колониях Российской Федерации. Есть такие детские колонии, где содержат преступников-подростков. С 14 лет у нас в стране наступает уголовная ответственность по большинству преступлений, которые обозначены в Уголовном кодексе. И всегда очень интересно там с ребятами разговаривать, как они дошли до такой жизни, что совершили преступление. И большинство из них, когда спрашиваешь: «За что?», говорят: «Ни за что, несправедливо», – это часто звучит. «Несправедливо», но законно же. То есть тот поступок противозаконный, который они совершили, был оценен судом, и суд дал свое решение – приговор: «Совершил преступление». При этом человек, совершивший этот проступок, фактически преступление, считает, что приговор вынесен несправедливо, но в то же время решение принято на законных основаниях. А как это сочетается?
Мы все с детства знаем, что такое хорошо и что такое плохо. Даже если спросить самого маленького ребенка, хорошо что-то или плохо, он скажет безошибочно. До какого-то времени человек вообще не знает, что такое ложь; у всех по-разному: у кого-то до пяти лет, у кого-то до семи этот период длится, но в основном в этом возрасте от пяти до семи лет человек уже начинает осознанно применять этот инструмент.
У нас идеального мира нет, но, тем не менее, мы сами решаем, солгать или не солгать, промолчать или не промолчать, выкрутиться или не выкрутиться. И поэтому понятия, что такое хорошо и что такое плохо, с самого раннего детства мы видим и слышим. Нам говорят окружающие, нам говорят родители: «Это нехорошо». Есть замечательное произведение В.В. Маяковского, начинающееся словами: «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: – Что такое хорошо и что такое и что такое плохо?», и далее: «У меня секретов нет, – слушайте, детишки, – папы этого ответ помещаю в книжке». Это такое шутливое стихотворение, но для наглядного представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, оно просто идеальное: это все ребенку папа рассказывает. И это важно, потому что в том возрасте, когда мы читаем это стихотворение в школе, оно очень хорошо усваивается нами.
Поэтому запомните: либо – хорошо, либо – плохо. Даже маленькая капля лжи портит большую бочку правды. Невозможно быть чуть-чуть лживым, ведь так? Согласитесь: либо ты лжешь, либо ты говоришь правду. И никогда не поддавайтесь на эти уловки, когда вам будут говорить: «Нет, ты знаешь, это не совсем плохой поступок, в нем много и хорошего», это не так. Поэтому важно не просто знать, что такое хорошо и что такое плохо (на самом деле нам с детства знакомы эти понятия, потому что ребенок быстро все впитывает и уже ориентируется в пространстве, исходя именно из этих понятий: хорошо – плохо, добро – зло, честно – нечестно, правда – ложь и так далее), но и поступать в соответствии с этим знанием и пониманием.
А все это вместе это включено в такое интересное понятие – «нравственный иммунитет». Вы знаете, что такое иммунитет? Все, кто прошел пандемию, а современное человечество все прошло пандемию, знает, что иммунитет вырабатывается в процессе приспособления человека к неким вирусам, бактериям, болезням, которые существуют вокруг нас. Иногда делают прививки от таких болезней, как, например, туберкулез. Надо делать прививку, хотя есть люди, которые с этим почему-то борются и этого не признают. Прививки, эта адаптация человека – это и называется иммунитет. Но есть еще иммунитет, связанный не просто со здоровьем человека, но с его нравственным здоровьем. Вы понимаете, что такое нравственное здоровье? Это такое состояние, при котором на душе спокойно, приятно, такое благое (доброе) настроение.
И мы очень хорошо знаем все признаки нравственного иммунитета. Вот нравственный иммунитет – это такая большая «ромашка». И здесь вы видите очень простые понятия: «счастье», «уважение», «доброта», «участие», «жалость», «сострадание», «любовь», «бескорыстие» и так далее. Все эти добрые понятия из категории «что такое хорошо» – признаки нравственного иммунитета, потому что это все это включается в наше понятие «нравственность».
Поэтому сказки – это то, что закладывает нам этот самый нравственный иммунитет с рождения, с первых дней жизни. Мы еще читать не умеем, но уже знаем, чувствуем. Вот тест для детского сада, вы без труда определите, кто положительный, а кто отрицательный герой.
Помимо сказок есть и другие произведения, которые вы все изучаете. Вот, например замечательное произведение Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник».
Есть произведение Николая Семеновича Лескова «Левша». Читали его, или смотрели фильм или мультик? Там несколько другие аспекты затрагиваются, не только помощь товарищу.
Мне приходится довольно много путешествовать, где я только не был за один только прошлый год: в Ираке две недели провел на съемках, в Таджикистане, в Узбекистане, на Дальнем Востоке побывал два раза, много где. Но всегда меня тянет домой. Жил в Америке, жил в Великобритании, жил и работал во Франции, в Испании два с половиной года. Была возможность остаться в любой из этих стран, но я здесь, с вами. Это интересно, надо путешествовать, надо смотреть, надо изучать, но важно вспоминать свои корни. Русские народные сказки мне читала бабушка, мне читала мама, мне читала старшая сестра, и сам я их читал.
Еще одно произведение – «Зеленая лампа» А. Грина.
Вообще, если говорить о нравственности, о нравственном иммунитете и о том, что такое хорошо и что такое плохо, нужно сказать, что внутри каждого из нас живет такое чувство, которое мы все очень хорошо знаем, но очень сложно объяснить, что это такое, – это совесть. Знаете, что такое совесть? У всех есть совесть? Есть кто-нибудь, у кого нет совести внутри? Или кто не слышал внутри никогда ее голоса? Нет таких людей, потому что мы всегда этот голос слышим. Даже совсем маленький ребенок, когда ему хочется что-то сделать, может быть, взять конфету со стола, совесть ему говорит: «Не надо, мама говорит, что не надо», по разным причинам, потому что потом кушать не будешь, или потому что зубы испортишь, или еще по какой-то причине, а может быть, это последняя конфета в доме (и такое бывает!). Этот голос совести, он всегда нам безошибочно подскажет правильное решение. Научитесь слушать этот голос.
Сейчас приведу вам много примеров и высказываний величайших людей, которые за всю историю человечества, как и вы сегодня, пытались ответить на вопрос: «Чего от меня хочет этот внутренний голос? Почему он все время мне говорит: это делай, а это не делай; это – хорошо, а это – нехорошо; туда не смотри, это не трогай, так не говори? Что это? Кто это?» Да, это совесть.
В случае, когда вы нашли на дороге кошелек с деньгами, что нужно делать? Можно порадоваться и сказать: «Ах, какой я удачливый…» У Л.Н. Толстого есть такие маленькие короткие рассказы, среди них один о том, как человек нашел мешок с золотыми монетами, когда пахал на своей пашне, и из-за этого он поссорился со своим соседом, они с ним разругались. А потом выяснилось, что мешок с золотом, знаете, кто подбросил? Зло. Оно подбросило мешок с золотом и смотрело, как люди будут поступать. Так и здесь, если кошелек уронил кто-то, для кого-то это горе. Буквально, вы нашли чужое горе, вот оно лежит: потерял человек деньги.
И вот здесь как раз мы переходим к самому важному в нашей с вами сегодняшней лекции. Ведь как мы ее назвали? «По закону» или «по справедливости», то есть, «по совести». Так вот по закону, как нужно поступить? Правильно Вы говорите, надо попытаться узнать, кто потерял этот кошелек, а вообще нужно отнести его в полицию и сказать: «Вот я нашел кошелек с деньгами». А вот дальше по закону, если определенное время он там пролежит и никто его не востребует, вас вызовут и скажут: «Вы знаете, у этой находки нет хозяина, никто не отозвался, поэтому Вы можете ее получить». Вот тогда это уже будет по закону и по совести. Вы поступили по совести и по закону, все это совпадает. И по справедливости дальше будет решение, что вам эти деньги останутся.
«Хроники Нарнии» все смотрели или читали?
Многие святые люди изучали этот вопрос и отвечали на него, и не только христианские святые, как, например, святитель Иоанн Златоуст, который сказал: «Добрая совесть обыкновенно бывает от жизни и правых дел» – чем больше вы добрых дел делаете, тем ваша совесть чище, тем она сильнее, тем ее голос внутри вас будет громче.
Продолжение следует...