985
Будущий святитель родился в благочестивой семье в Каппадокии около 330 года. Его мать Нонна была ревностной христианкой, которая своими молитвами привела супруга Григория-старшего к вере и пресвитерству. Будучи бездетной, она горячо молилась о сыне, которого желала посвятить Богу. По его рождении воспитывала она его в любви к Богу и ближним, как и других своих детей. Впоследствии святитель писал: «Мать моя, наследовав от отцов святую веру, наложила и на детей своих сию златую цепь».
Однако Григорий был вынужден вернуться в Назианз. Там, вопреки своему желанию, он принял сан пресвитера, подчинившись воле отца-архиерея. Вскоре ему пришлось похоронить брата, сестру и мать. Последние две за праведную жизнь позже были причислены к лику святых. Умирает его столетний отец. Григорий, пребывая в скорби, недолго замещает его на кафедре, став архиереем в 372 году. Следующим ударом для него была смерть ближайшего друга, святителя Василия Великого, почившего в 379 году. При жизни святитель Григорий поставлял архиепископа Кесарийского своим богословским авторитетом. До нас дошли письма двух святых друзей друг к другу, исполненные уважения, братского единодушия и доброго юмора.
Один из исследователей жизни святителя Григория пишет: «Григорий Богослов по природе отличался мягкостью, уступчивостью: он был чувствителен, чуток к обиде, но доверчивый и поддающийся слову дружбы, скоро прощал оскорбления… Смирением было преисполнено сердце Григория. Великой терпимостью отличался он и был одним из тех немногих людей, которыми рано овладевает благодать Божия, так что они живут жизнью целомудренной чистоты, и их дни от самого отрочества связываются друг с другом природным благочестием. Верный заветам Доброго Пастыря, руководясь ими во всей своей жизни, обладая сердцем, которое не умело к чему-либо привязываться наполовину, чувствовать слегка, Григорий Богослов всецело посвятил себя служению Церкви Христовой и дал ясное, цельное изложение учения о Св. Троице, о двояком естестве Христа»[1].
![]()
Великой терпимостью отличался он и был одним из тех немногих людей, которыми рано овладевает благодать Божия, так что они живут жизнью целомудренной чистоты
![]()
В 379 году святитель Григорий приехал в Константинополь, где активно выступал против арианской ереси. В доме родственников он устроил домашнюю церковь, которую назвал «Ανάσταση» («Воскресение»). Именно там воскресло практически угасшее православие в этом граде. Постепенно вокруг святителя стал собираться верующий люд, желавший слышать его вдохновляющее высокое богословие. В это время святитель подвергался преследованиям со стороны ариан, будучи не раз побиваем камнями.
В 381 году в Константинополе прошел Второй Вселенский Собор, где был введен Никео-Цареградский Символ веры, который твердо отстаивал святитель Григорий. После Собора он смиренно удаляется в безлюдное место, где предается уединению, молитве и плодотворной писательской работе, продолжая благовествовать об истине в своих письмах и многочисленных стихотворных сочинениях.
Обратимся к некоторым духовным назиданиям святителя Григория Богослова, актуальным для верующих и сейчас, спустя почти две тысячи лет. В частности, он так учил о важности смирения, обладая этой добродетелью при своей жизни: «Смиренным подается отпущение грехов. Смирение же состоит в том, чтобы человек считал себя грешником и думал, что он ничего доброго не делает пред Богом; чтобы прилежал молчанию и себя вменял ни во что; чтоб не упорствовал ни перед кем, настаивая на своем слове; чтоб отлагал свою волю, лицо опускал долу, смерть имел пред очами, остерегался лжи, пустых не произносил слов, старшим не возражал, терпеливо сносил обиды»[3].
Будучи нестяжателем, он говорил: «Блажен, кто вместо всех стяжаний приобрел Христа, у Которого одно стяжание – Крест, который несет Он высоко»[4].
О цели земной жизни читаем у него: «Спасение есть обóжение. Люди рождаются в мир, чтобы прославить и благодарить Бога и, возлюбив Христа, принять Духа Святого»[5].
И напоминал он, каким образом, в частности, сооружается сей «прекраснейший храм»: «И язык и ум непрестанно упражняй в Божиих словесах! А Бог в награду за труды дает или видеть сколько-нибудь сокровенный в них смысл, или, что еще лучше, приходить в сокрушение при чтении великих заповедей чистого Бога, или, в-третьих, таковыми занятиями отводит Он мысль твою от земного»[7].
В другом месте мы читаем: «Займи его (ум) богодухновенными Писаниями, собирая великое богатство двух Заветов: одного Ветхого и другого всегда Нового, ибо Завет, написанный после первого, есть Новый и не будет иметь по себе третьего. Охотно посвяти им все свое внимание; из них научишься, как образовать в себе добрые нравы, как чествовать Единого Истинного Бога, Который есть вечная Единица и Троица, Отец с Сыном и со Пресвятым Духом, Троица, раздельная в Лицах, Единица естеством. Поэтому не сливай ипостасей численно – и обратно, поклоняясь Богу, не рассекай естества. Одна Троица, один Бог Вседержитель. Такова преутонченная тайна благочестия!»[8]
Александра Калиновская
[1] Вселенские учители : [Очерки из жизни и деятельности] / Сост. А.В. Круглов. – Изд. В. Спиридонова и В. Постникова 1899.
[2] Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского / 12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010.
[3] Святоотеческие сотницы : [Сборник] / Сост. Архим. Наум (Байбородин) – Москва : Сибирская Благозвонница, 2020.
[4] Там же.
[5] Там же.
[6] Симфония по творениям святителя Григория Богослова / – Москва : Даръ, 2008.
[7] Там же.
[8] Там же.