Богословия уме крайнейший

Московская Сретенская  Духовная Академия

Богословия уме крайнейший

985



7 февраля по новому стилю Святая Церковь чтит память святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского, одного из трех Вселенских святителей. Кондак святому, глас 3 звучит так: «Богословным языком твоим сплетения риторская разрушивый, славне, / православия одеждею, свыше истканною, Церковь украсил еси, / юже и носящи, с нами зовет, твоими чады: радуйся, отче, // богословия уме крайнейший». Рассмотрим подробнее, чем украсил Церковь этот святой муж. 

Будущий святитель родился в благочестивой семье в Каппадокии около 330 года. Его мать Нонна была ревностной христианкой, которая своими молитвами привела супруга Григория-старшего к вере и пресвитерству. Будучи бездетной, она горячо молилась о сыне, которого желала посвятить Богу. По его рождении воспитывала она его в любви к Богу и ближним, как и других своих детей. Впоследствии святитель писал: «Мать моя, наследовав от отцов святую веру, наложила и на детей своих сию златую цепь». 

Получив христианское воспитание, утвердившись в христианских добродетелях, Григорий приобретает светское образование в Назианзе, Кесарии Каппадокийской и Александрии. Он отправляется в Афины, где изучает риторику, поэзию, геометрию и астрономию. Там он крепко сдружился с будущим святителем Василием Великим, умаляя себя перед даровитой личностью своего единомышленника и сотаинника. Вместе они начали возрастать от силы в силу в послушании Господним заповедям. Завершив обучение наукам светским, они оба посвятили себя науке духовной – познанию Бога, всячески поддерживая друг друга на этом пути и на церковном поприще.  

Однако Григорий был вынужден вернуться в Назианз. Там, вопреки своему желанию, он принял сан пресвитера, подчинившись воле отца-архиерея. Вскоре ему пришлось похоронить брата, сестру и мать. Последние две за праведную жизнь позже были причислены к лику святых. Умирает его столетний отец. Григорий, пребывая в скорби, недолго замещает его на кафедре, став архиереем в 372 году. Следующим ударом для него была смерть ближайшего друга, святителя Василия Великого, почившего в 379 году. При жизни святитель Григорий поставлял архиепископа Кесарийского своим богословским авторитетом. До нас дошли письма двух святых друзей друг к другу, исполненные уважения, братского единодушия и доброго юмора. 

Один из исследователей жизни святителя Григория пишет: «Григорий Богослов по природе отличался мягкостью, уступчивостью: он был чувствителен, чуток к обиде, но доверчивый и поддающийся слову дружбы, скоро прощал оскорбления… Смирением было преисполнено сердце Григория. Великой терпимостью отличался он и был одним из тех немногих людей, которыми рано овладевает благодать Божия, так что они живут жизнью целомудренной чистоты, и их дни от самого отрочества связываются друг с другом природным благочестием. Верный заветам Доброго Пастыря, руководясь ими во всей своей жизни, обладая сердцем, которое не умело к чему-либо привязываться наполовину, чувствовать слегка, Григорий Богослов всецело посвятил себя служению Церкви Христовой и дал ясное, цельное изложение учения о Св. Троице, о двояком естестве Христа»[1].

Великой терпимостью отличался он и был одним из тех немногих людей, которыми рано овладевает благодать Божия, так что они живут жизнью целомудренной чистоты

В 379 году святитель Григорий приехал в Константинополь, где активно выступал против арианской ереси. В доме родственников он устроил домашнюю церковь, которую назвал «Ανάσταση» («Воскресение»). Именно там воскресло практически угасшее православие в этом граде. Постепенно вокруг святителя стал собираться верующий люд, желавший слышать его вдохновляющее высокое богословие. В это время святитель подвергался преследованиям со стороны ариан, будучи не раз побиваем камнями. 

В 381 году в Константинополе прошел Второй Вселенский Собор, где был введен Никео-Цареградский Символ веры, который твердо отстаивал святитель Григорий. После Собора он смиренно удаляется в безлюдное место, где предается уединению, молитве и плодотворной писательской работе, продолжая благовествовать об истине в своих письмах и многочисленных стихотворных сочинениях. 

Преставился святитель в 389 году. Нетленные его мощи впоследствии были перенесены из Назианза в Константинополь и положены в одной из церквей. На Четвертом Вселенском Соборе святителю Григорию было присвоено звание «θεολόγος» («Богослов»). Как пишет о нем святитель Димитрий Ростовский, «просияв своею святою жизнью, он достиг такой высоты в области богословия, что всех побеждал своею мудростью как в словесных спорах, так и в истолковании догматов веры. Поэтому он и был назван богословом»[2].

Обратимся к некоторым духовным назиданиям святителя Григория Богослова, актуальным для верующих и сейчас, спустя почти две тысячи лет. В частности, он так учил о важности смирения, обладая этой добродетелью при своей жизни: «Смиренным подается отпущение грехов. Смирение же состоит в том, чтобы человек считал себя грешником и думал, что он ничего доброго не делает пред Богом; чтобы прилежал молчанию и себя вменял ни во что; чтоб не упорствовал ни перед кем, настаивая на своем слове; чтоб отлагал свою волю, лицо опускал долу, смерть имел пред очами, остерегался лжи, пустых не произносил слов, старшим не возражал, терпеливо сносил обиды»[3]

Будучи нестяжателем, он говорил: «Блажен, кто вместо всех стяжаний приобрел Христа, у Которого одно стяжание – Крест, который несет Он высоко»[4].

О цели земной жизни читаем у него: «Спасение есть обóжение. Люди рождаются в мир, чтобы прославить и благодарить Бога и, возлюбив Христа, принять Духа Святого»[5].

Лирично и мудро он рассуждал о «венце всего творения», человеке: «Напомню тебе, что ты Христова тварь, Христово дыхание, Христова честная часть, а потому вместе небесный и земной, приснопамятное творение – созданный бог, через Христовы страдания шествующий в нетленную славу. Поэтому не угождай плоти, чтобы не полюбить до излишества настоящую жизнь. Но старайся сооружать прекраснейший храм, потому что человек есть храм великого Бога. И тот сооружает собой этот храм, кто отрешается от земли и непрестанно шествует к небу. И этот-то храм советую тебе охранять так, чтобы он благоухал от всех твоих дел и слов, чтобы всегда пребывал в нем Бог, чтобы он всегда был совершен – и притом существенно, а не наружно. Не раскрашенный, разноцветный и блещущий поддельными красотами корабль веди по морскому хребту, но крепко сколоченный гвоздями, удобный для плавания, искусно оснащенный руками художника и быстро движущийся по водам»[6].

И напоминал он, каким образом, в частности, сооружается сей «прекраснейший храм»: «И язык и ум непрестанно упражняй в Божиих словесах! А Бог в награду за труды дает или видеть сколько-нибудь сокровенный в них смысл, или, что еще лучше, приходить в сокрушение при чтении великих заповедей чистого Бога, или, в-третьих, таковыми занятиями отводит Он мысль твою от земного»[7].

В другом месте мы читаем: «Займи его (ум) богодухновенными Писаниями, собирая великое богатство двух Заветов: одного Ветхого и другого всегда Нового, ибо Завет, написанный после первого, есть Новый и не будет иметь по себе третьего. Охотно посвяти им все свое внимание; из них научишься, как образовать в себе добрые нравы, как чествовать Единого Истинного Бога, Который есть вечная Единица и Троица, Отец с Сыном и со Пресвятым Духом, Троица, раздельная в Лицах, Единица естеством. Поэтому не сливай ипостасей численно – и обратно, поклоняясь Богу, не рассекай естества. Одна Троица, один Бог Вседержитель. Такова преутонченная тайна благочестия!»[8]

Тропарь святителю, глас 1 звучит так: «Пастырская свирель богословия твоего / риторов победи трубы, / якоже бо глубины духа изыскавшу, / и доброты вещания приложишася тебе. / Но моли Христа Бога, отче Григорие, // спастися душам нашим». Чистым богоугодным житием святитель Григорий познал «преутонченную тайну благочестия». Последуем посильно его примеру и мы.

Александра Калиновская 


[1] Вселенские учители : [Очерки из жизни и деятельности] / Сост. А.В. Круглов. – Изд. В. Спиридонова и В. Постникова 1899. 

[2] Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского / 12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010.

[3] Святоотеческие сотницы : [Сборник] / Сост. Архим. Наум (Байбородин) – Москва : Сибирская Благозвонница, 2020.

[4] Там же.

[5] Там же.

[6] Симфония по творениям святителя Григория Богослова / – Москва : Даръ, 2008.

[7] Там же.

[8] Там же.