511
Слово новомучеников и исповедников Российских о грехе гордости.
Корень и причина всех человеческих страданий и падений есть гордость. Все грехи мерзки пред Богом, говорят святые отцы, но мерзостнее всех – гордость; она выражается тщеславием, самомнением, самонадеянностью и есть доказательство скудости ума.
Обыкновенно благодать Божия приводит гордых и самонадеянных для познания самих себя к падению в то самое прегрешение, которое казалось им прежде невозможным.
Не трудно нам убедиться, что несчастья, бедствия и телесные болезни посылаются нам, людям заблудшим, самонадеянным, гордым для того, чтобы мы пришли в самопознание и смирились. Стоит только один день понаблюдать за своими помыслами, словами, делами и поступками, чтобы обличить себя в неправде, в лицемерии, в увлечении и в гордости. Для уничтожения в себе гордости надо помнить слова Самого Господа Иисуса Христа: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5).
Нужно верующим стараться лишь, чтобы не закрыть к себе милостей Божиих через нашу гордость, ропот, самочиние. Кто покорно несет трудности жизни, отдавшись на волю Божию, не стремясь свергнуть с себя иго Христово, того Господь невидимо утешает и дает силы и даже радость переносить бремя страданий и мук имени Его ради…
Осудишь, хотя бы мысленно, и Бог оставит тебя за гордость, попустит быть падению твоему.
«А вы поступаете еще хуже отцов ваших и живете каждый по упорству злого сердца своего, чтобы не слушать Меня» (Иер. 16: 12). Главнейшая задача христианина – стать обителью Божиею еще здесь, на земле. А препятствие этому – наше упорство, гордость, самоволие. Мы не желаем жить по светлым и добрым заповедям Божиим, а стараемся жить по-своему, хотя и знаем, что это плохо для нас. Пока не сломим своей упорной воли в полное послушание Христу Спасителю, до тех пор не сойдет в душу нашу мир и радость. Господь призывает нас отречься от своей гордой воли и отдаться в волю Божию не по какому-либо деспотизму (да не помыслит кто-либо о сем!), а по беспредельной любви к нам, так как только Богом и в Боге наше полное блаженство, и притом вечно.
Можно, творя добрые дела, творить их с гордостью и тщеславием. Это не праведность пред Богом – это мерзость пред Ним.
Осуждающие часто имеют своим побуждением гордость, ибо всякий гордый считает себя ни в чем не заслуживающим осуждения, а всех окружающих людей считает грязными, нечистыми и осуждает их.
Гордости полон мир. Все мы обуреваемы гордостью житейской – превозношением, почитанием себя выше всех и унижением других. Сюда же относится стремление приобрести славу и честь, получить власть над людьми. Власть силы, власть денег – вот гордость житейская.
Желающий идти за Ним должен возненавидеть свою душу. Надо возненавидеть свою гордость, самомнение, которые велят нам строить по-своему свою жизнь, ставить свои собственные цели жизни.
Бог гордому противится, ибо гордость есть основное свойство дьявола, сатаны. Сатана насквозь пропитан гордостью, и все гордые подобны ему.
Грешники не имеют причин гордиться, а у праведников в этом отношении большая опасность. Мы должны особенно бояться гордости не тогда, когда ничего не делаем, а тогда, когда что-нибудь уже сделали.
Нам подобает забыть о всех своих добродетелях, ибо все они Божии: тот, кто ими гордится, находится в ужасном положении, ибо имеет в себе беса.
Почему все осуждаете? Зачем у Вас по отношению к ней столько гордости? Как-то серьезно нужно взглянуть на взаимоотношения друг с другом. Никто никому не обязан: во Христе лишь живем все.
Покаяние очищает от греха, уничтожает даже самую закваску его, каковою является гордость, эта первая из всех страстей. Как закваска воздействует на всю массу, находящуюся в сосуде, приводя ее в брожение и изменяя, так и гордость изменяет всего человека.
Уготовляясь к лицезрению Бога, очищая сердце свое от грехов и пороков, подвижник Христов должен прежде всего позаботиться об уничтожении корня всех их – гордости.
Христианин всеми силами души должен ненавидеть гордыню, потому что она – причина потери благодати.
Гордостью и возношением пользуется враг как оружием против идущих уже путем добродетели.
Решительным противоядием гордости служит смирение.

Наша гордость возмущается, когда мы видим других выше себя, когда мы находимся в зависимости от других и должны служить им. Но не таков ли порядок, не такова ли воля Бога во всем творении, чтобы низшее подчинялось высшему?
Если человек, обладая действительными добрыми качествами и преимуществами пред другими, не имеет смирения, то каждое доброе дело, совершенное им, является для него поводом к самомнению и гордости и потому теряет свою цену и достоинство.
Кто действительно унижает себя, так это именно гордец. Посмотри, как он пресмыкается и ползает, как червяк, пред нужным для него сильным человеком, чтобы приобрести его благоволение, добыть себе хоть один кусочек чести, похвалы и отличия. Полный самомнительности, иногда ни на чем не основанной, как надменен и самодоволен он в своих словах и поступках, в своих движениях и манерах, в своей походке и в своем одеянии! И как несчастен он, когда не исполняется его желание, когда не видит он ожидаемого внимания, особенно же когда должен потерпеть какую-нибудь обиду, оскорбление, неуважение!
Гордость и суетное тщеславие есть корень зла в человеческой душе и начало всех пороков.
Сройте и уровняйте горы и холмы гордости и самопревозношения, заменив их добродетелью смирения!

Гордость житейская, когда человек все сам хочет сделать, все по-своему, раздражается, когда ему возражают: «Как, меня не слушают? Я ошибаюсь? Да быть того не может!»
Самого сатаны грех этот. Гордость ведет ко многим грехам, страшнейший из них – безбожие, за которым наступает смерть души.
Подготовила Александра Калиновская