1032
В настоящей заметке е мы разберем это песнопение с его стихами.
На церковнославянском языке оно звучит следующим образом:
Бог Господь, и явися нам, благословен Грядый во имя Господне.
Стих 1: Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его.
Стих 2: Обышедше обыдоша мя и именем Господним противляхся им.
Стих 3: Не умру, но жив буду и повем дела Господня.
Стих 4: Камень, Егоже небрегоша зиждущии, Сей бысть во главу угла, от Господа бысть Сей и есть дивен во очесех наших[1].
Теперь обратимся к одному из вариантов русского перевода этого песнопения:
Бог – Господь, Он явился нам; благословен Грядущий во имя Господне.
Стих 1: Славьте Господа, ибо Он благ, ибо во век милость Его.
Стих 2: Обступили меня, окружили меня; но именем Господним я низложил их.
Стих 3: Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни.
Стих 4: Камень, который отвергли строители, сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших[2].
Христос как Бог воплотившийся
В первой части основного стиха повествуется через пророка о ключевом событии в истории человечества – воплощении Сына Божия: Бог Господь, и явися нам.
Церковнославянское явися означает открылся, стал явным[3]. Спаситель принимает на Себя человеческое естество и становится во всем подобным нам – кроме греха (Евр. 4:15), поскольку нельзя было по-другому уврачевать то, что было поражено грехом.
Церковнославянское слово грядый в данном тексте стоит понимать как приходящий[4], то есть дословно можно перевести: благословен приходящий во имя Господа.
Хвалите Господа за Его благость и милосердие
В первом дополнительном стихе – Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его – слово исповедайтеся не имеет в данном контексте никакого отношения к грехам, как может показаться на первый взгляд. Оно переводится как славьте, возносите хваление[5]. То есть люди призваны восхвалять Своего Небесного Отца за Его великую благость и милосердие к человеческому роду. Господь является любящим Отцом, Который не хочет никому гибели, а наоборот, призывает каждого к покаянию, чтобы человек осознал свой грех и исправил свою жизнь (Иез. 33:11).
Выражение Ибо во век милость Его как раз особо подчеркивает, что Божия милость беспредельна, поскольку Создатель постоянно всех прощает и не перестает миловать и никогда не перестает благодетельствовать людям. Для Бога важен каждый, и нет такого человека, о котором бы не промышлял Творец и которому бы Он желал погибели.
Господь как надежда и упование для каждого
Словосочетание обышедше обыдоша дословно можно перевести так – окружив, окружили[6]. В нашем современном языке это будет звучать как тавтология, однако для древних авторов такой прием использовался в тех случаях, когда нужно было придать дополнительное усиление какому-то слову.
Таким образом, пророк хотел показать в этом стихе, что как бы его ни обступали и ни окружали со всех сторон враги, благодаря надежде и упованию на Бога он им смог противостать и победить.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал следующее: «Когда с тобой Господь, – надейся на победу: Господь не может не быть победителем»[7]. Христианин должен уповать на помощь Божию, чтобы победить в духовной брани против невидимых врагов, то есть бесов, которые всячески пытаются сбить человека с истинного пути.
В следующем стихе затруднение может вызвать выражение повем дела Господня. Слово повем переводится на русский язык как сообщу, расскажу[8], то есть пророк будет возвещать, рассказывать другим людям через свою жизнь о великом Божием милосердии и долготерпении. В библейской истории отражено много случаев, когда Господь проявлял свои великие дела по отношению к человеку, который на Него уповал и прибегал к Его помощи в трудные жизненные моменты.
Камень, который отвергли строители, сделался главою угла
В последнем стихе аллегорически повествуется о Христе (Лк. 20:17). Здесь Господь приводит слова из псалма о Своем отвержении со стороны еврейского народа (Пс. 117:22-23).
Церковнославянское слово небрегоша можно перевести как пренебрегли[9].
А под зиждущими стоит понимать строителей[10].
Камень – Спаситель, а строители – вожди иудейского народа, которые отвергли Господа и предали Его на Смерть. Однако этот камень сделался главой угла, то есть на нем основалась новозаветная Церковь.
Следует отметить, что о Христе как о камне задолго до Его Пришествия на землю говорил пророк Исаия: Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится (Ис. 28:16). В ряде других мест Священного Писания Иисус Христос также нередко называется краеугольным камнем Церкви, без Которого спасение было бы невозможно (Деян. 4:11-12; 1 Пет. 2:7; Еф. 2:20 и др.).
По учению святого апостола Павла, Церковь едина, потому что, являясь Телом Христовым, объединяет верующих единой верой, Крещением и Евхаристией (1 Кор. 12:12-13). Церковь выступает вместилищем Святого Духа, Который посредством благодати укрепляет каждого ее члена.
Нельзя спастись, пребывая вне Церкви, поскольку такой человек всячески отделяет себя от Христа, Который именуется в Евангелии путем, истиной и жизнью (Ин. 14:6). По мысли священномученика Киприана Карфагенского: «Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева»[11]. Поэтому в деле спасения необходимо соработничество человека и Бога.
Итак, песнопение «Бог Господь» со стихами хоть и является не таким большим по объему, но при этом оно весьма глубоко по своему смыслу. Данный гимнографический текст повествует нам о воплощении Сына Божия, Его милости, человеколюбии и благости, о том, что в трудных жизненных обстоятельствах необходимо призывать Бога на помощь, а также говорит нам о том, что Христос – краеугольный камень Церкви, благодаря Которому мы получили спасение.
Магистрант Сретенской духовной академии Ростислав Фадейчев
Следите за новостями и публикациями студенческого проекта «Всегда живой церковнославянский»
[1] Часослов. М., 2018. С. 57.
[2] Феофан (Адаменко), иеромонах. Сборник суточных церковных служб, песнопений праздников и частных молитвословий Православной Церкви на русском языке. Новгород, 1926. С. 29.
[3] Седакова О. А. Словарь трудных слов из богослужения. Церковнославяно-русские паронимы. М., 2008. С. 401.
[4] Там же. С. 108.
[5] Там же. С. 148.
[6] Азбука Церкви: всегда ли «исповедайтеся» значит «кайтесь»? Сложные моменты богослужения // https://pravoslavie.ru/36869.html?ysclid=lesumkp22l418066582
[7] Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова). М., 2008. C. 290.
[8] Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 15. М., 1989. С. 141.
[9] Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 11. М., 1986. С. 21.
[10] Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 5. М., 1978. С. 387.
[11] Киприан Карфагенский, священномученик. Творения. Ч. 2. О единстве Церкви. Киев, 1879. С. 174.