О ПАСТЫРСКИХ ИСКУШЕНИЯХ

Московская Сретенская  Духовная Академия

О ПАСТЫРСКИХ ИСКУШЕНИЯХ

Протоиерей Александр Лебедев 10262



Дорогие братья-семинаристы!

Смотря на вас, вспоминаются мне годы моего учения, давно уже прошедшие — поступил я в Семинарию в 1966 году — почти сорок лет тому назад.

Принимая во внимание, что вы выбрали именно духовное высшее учебное заведение, надеюсь, что, если Господу будет угодно, все вы призваны будете на путь пастырского служения во славу Божию и на благо Его Святой Церкви. В виде примера могу указать на мой собственный класс, выпуск 1971 года Свято-Троицкой Духовной Семинарии в Джорданвилле, все выпускники которого приняли священный сан.

Путь пастырства нелегкий. Об этом красноречиво писал еще великий учитель Церкви Святой Иоанн Златоуст в своих шести «Словах о Священстве», которые, я надеюсь, вы все внимательно читали.

И путь этот сопряжен с целым рядом искушений.

Именно об искушениях, которые встречаются на пути каждого священнослужителя, особенно молодого и новоначинающего, я буду говорить сегодня, на основании моего собственного пастырского опыта, тридцать шестой год которого уже начался, и на основании моих наблюдений в продолжении моего пастырского служения.

Искушения на пастырском пути неизбежны. Исконный враг нашего спасения не желает, чтобы дело пастыря успевало. И точно так же, как дьявол приступил к искушению Самого Пастыреначальника Христа перед началом Его общественной проповеди, сатана и в наши дни приступает к искушению новоначинающих пастырей при начале их служения.

Необходимо отметить, что каждое из искушений, о которых речь будет идти сегодня, имеет свою противоположность, которая бывает не менее вредной. Следует всегда искать средний путь, избегая опасности обеих крайностей.

Первое искушение — гордость.

Не зря Святые Отцы Церкви называют гордость «матерью всех грехов».

Гордость проявляется многообразно. Священник может начать гордиться своим умом, своим образованием, своим внешним видом, своим голосом, своим умением красиво служить. Как только у священника появляется подобное высокое о себе мнение — утрачивается его духовность, которая всегда связана с глубоким смирением и чувством своего недостоинства. Не забудем слова Священнаго Писания: «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (Иак. 4, 6). Господь Сам часто нас смиряет, когда мы превозносимся. Стоить только нам полюбоваться, как красиво мы поем или служим — немедленно у нас или голос срывается, или мы запинаемся. Во всяком случае, необходимо помнить, что верующий церковный народ всегда ценит и приближается духовно именно к тем священникам, которые обладают истинным христианским смирением. От гордых и высокомерных священников народ отвращается. Еще меньше уважает народ мнимое, лицемерное смирение.

Стяжите истинное смирение, повторяя как можно чаще про себя молитву Св. Ефрема Сирина, и Господь пошлеть смиренномудрие в ваши сердца.

Противоположное гордости искушение — чрезмерная робость. Священник на приходе должен активно руководить жизнью прихода во всех отношениях. Если священник стесняется или избегает давать указания, наставления, иногда и порицания, или избегает разрешать вопросы, которые требуют именно его решения, тогда такой священник уже не исполняет своих обязанностей как руководителя своей паствы.

Второе искушение — самонадеянность.

Это искушение, отчасти тоже истекающее из гордости, проявляется, когда священник считает, что он лучше всех все знает, и пытается разрешать все возникающие вопросы, не принимая во внимание мнение других.

Протоиерей Александр Лебедев с семинаристами Сретенской Духовной Семинарии.
Приход, хотя не демократия, однако и не автократия, а большая христианская семья, где все должны любить друг друга и работать вместе. Если священник отвергает участие других членов прихода при обсуждении серьезных вопросов, особенно касающихся дел строительных, или вообще, материальных, он теряет к себе доверие со стороны прихожан. Никто не уважает диктаторов.

Наоборот, священник должен прислушиваться внимательно ко мнению всех, особенно тех, которые разбираются в определенных вопросах, как, например, строительства, лучше, чем он сам. Священник не может все знать. Не может он быть экспертом во всех отраслях. Да — окончательное решение остается у Настоятеля прихода, однако, представьте себе, насколько это решение будет лучше восприниматься, если оно будет отражать продуманное и согласованное мнение сведущих лиц. В условиях современной жизни священник должен уметь работать и со своим Приходским Советом, и со всеми прихожанами на Общих Собраниях и учитывать мнение всех.

В помощь молодому священнику могут придти его старшие собратья — Благочинный, или другие опытные священники. Священник, особенно молодой, не должен стесняться советоваться со старшими своими собратиями по разным вопросам, и прислушиваться к их мнению. Пастырский опыт набирается десятилетиями, и молодые священники, еще сами не накопившее подобный опыт, должны воспользоваться возможностью получать его от своих старших со-пастырей. В наше время совсем не трудно поднять трубку и позвонить старшему собрату за советом. Не забывайте этого.

Обратное самонадеянности искушение — пассивность, когда священник не желает вообще решать вопросы, а передает все возникающие вопросы на решение других. Подобным поведением полностью испаряется авторитет священника, что неизбежно пагубно влияет на жизнь прихода.

Третье искушение — самозамкнутость.

Некоторые священники впадают в это искушение, иногда из-за своего характера, иногда вследствие какого-то серьезного недоразумения в приходе. Такой священник избегает всякого общения с прихожанами. После совершения богослужения, такой священник отправляется к себе и как бы прячется от своих прихожан. Он подобным поведением отказывается от совершения значительной части своих пастырских обязанностей, которые не ограничиваются лишь совершением богослужений и чтением поучений с амвона.

Истинный пастырь должен воспринимать приход, как это сказано было выше, как одну большую христианскую семью, и должен разделять со своими прихожанами их семейные радости, а также и переживания, скорби и трудности. Хорошо священнику приходить к прихожанам на дом на семейные торжества, как, например, дни ангела. Прекрасным примером такого истинно пастырского подхода был приснопамятный Архиепископ Антоний Сан-Франциский, который всегда имел при себе церковный календарь, соединенный с записной книжкой, в которой были записаны дни рождения, дни ангела, дни свадьбы, вместе с телефонными номерами священнослужителей и прихожан, и он всегда звонил каждому, поздравляя его и всю семью с наступившим семейным торжеством.

Обратное самозамкнутости искушение — чрезмерная общительность. Это бывает тогда, когда священник забывает свое истинное призвание, и начинает слишком близко дружить со своими прихожанами. Когда он приходит к ним в гости, он говорит с ними на все возможные cветские темы — о последних новостях, о политик, о спорте, но только не о духовном. Приснопамятный митрополит Антоний (Храповицкий), в своих лекциях по Пастырскому Богословию, к сожалению, только частично сохранившихся, напоминает, что светских говорунов много. Когда настоящий пастырь приходит в дом прихожанина, он всегда сможет найти возможность перевести разговор на духовную тему, и, тем самым, соединить приятное общение с полезным.

Особенно трудно бывает священникам, которые вынуждены, в силу обстоятельств, работать и на мирской работе, что, к сожалению, слишком часто бывает. Окруженному людьми нецерковными, вынужденному носить светскую одежду, трудно бывает священнику сохранить свой духовный облик. Здесь возникает целый ряд искушений — желание слиться с окружением, принимать участие в непристойных разговорах или шутках вместе с соработниками, или ходить с ними после работы или во время служебной поездки в непристойные для священника места, например, в бары.

Здесь необходимо священнику быть особенно осторожным и строгим по отношению к своему поведению, не обижая других, но в то же время не уроняя свое священническое достоинство.

Четвертое искушение — личные наши грехи и страсти.

Священство не избавляет нас от наших внутренних порочных склонностей и привычек. Диавол всегда ищет скважины в нашей «духовной броне», чтобы пустить туда свои разженные стрелы (Еф. 6,16). Он прекрасно знает наши слабости и пороки, и искусно пользуется ими, чтобы увлечь нас в сторону и привлечь к греху. И, конечно, современное общество терзает нас разными искушениями. Стоить только посмотреть, что нам предлагает телевизор, фильмы, рекламы на улицах и в жyрналах, не говоря об интернете, который кишит порнографией и всяким развратом.

К тому же, священники часто на приходах скоро бывают окружены разными «поклонницами» всякого возраста, которые нечаянно, а может быть и не совсем нечаянно, могут своим несдержанным поведением поставить священника в неловкое или даже компрометирующее положение. Из-за этого молодым священникам следует быть особенно осторожными в своих отношениях с представительницами женского пола, не оказывать им слишком много внимания, избегать прикосновения или объятия, и не оставаться с ними наедине, или ездить с ними вдвоем в одной машине.

В наше время ясно, что молодому священнику приходится особенно усиленно бороться с самим собою, чтобы не упасть. Нужно молодым пастырям особенно часто исповедываться у своего духовного отца, и ежедневно проверять у себя собственную совесть, чтобы попытаться пресечь опасные страсти при самом их появлении.

Противоположного в этом случае искушения — нет. Однако следует помнить совет святых отцов, что лучшей способ борьбы с грехом — воспитание в себе обратной этому греху добродетели. Если гневаешься — воспитывай в себе кротость. Если склонен к излишеству в пище или питии, упражняйся в воздержании. Если тебя смущают плотские страсти — стяжи целомудрие.

Пятое искушение — уныние.

В приходской деятельности, как и в жизни вообще, далеко не все получается так, как нам нравится, или в тех сроках, которые хотелось бы нам.

Но не следует из-за этого священнослужителю падать духом или впадать в уныние. От уныния руки опускаются, и ничего не хочется делать.

Это — очень хитрое искушение. Если дьяволу удастся священника ввести в состояние уныния, он его этим обессиливает, и тогда дьяволу он уже не опасен.

Уныние очень влияет на внутренний мир священника. Находясь в состоянии уныния, священник уже не может по-настоящему молиться, не может расти сам духовно, а именно это и необходимо для духовного роста его прихожан.

Иногда меня спрашивают, почему в каждом приходе бывают какие-то разногласия, ссоры? Разве не все в приходах — православные христиане, разве не все они слушают в храме чтения Священного Писания и проповеди священника? Почему тогда позволяют себе некоторые прихожане вести себя совсем не по-христиански, а наоборот, часто среди прихожан бывают раздоры, неприязнь, распространение клеветы, иногда на самого священника, и т.п.?

Я всегда отвечаю, что мы должны все помнить, что наши приходы состоят не из ангелов или безгрешных существ, а из грешных людей, не исключая и самого священника. Если все были бы ангелами, то можно было бы ожидать, что вести они будут себя всегда по-ангельски, а у нас положение иное. Мы — не ангелы, и наше поведение отражает нашу грешную, падшую природу.

Однако, хотя мы и не ангелы, а грешные люди, мы все призваны к высшему служению и подражанию Самому Господу Богу: «Будьте совершенны, как совершен Отец Ваш небесный», говорит Господь (Мат. 5, 48). И, если мы будем жить в соответствии с нашим высоким призванием, мы поймем, что падать в уныние нам, православным христианам, совершенно запрещено.

Мы смиренно должны донести свой крест до конца, по примеру нашего Спасителя.

Господь Сам сказал Свв. Мироносицам по Своем воскресении: «Радуйтесь!» (Мф. 28, 9). Нет места после этого никакому унынию. С радостью возложим на свои плечи данное нам Господом бремя, и донесем его без ропота до победного конца.

Конечно, истинно христианская радость отличается от той слащавой, притворной радости, которой облекают себя, к сожалению, и некоторые священнослужители.

Вспоминается мне случай с одним иеромонахом, который приехал к нам служить в Лос-Анжелес уже много лет тому назад. Этот монах, к сожалению, особенно много внимания уделял женщинам, всегда обращаясь к ним с большой фальшивой улыбкой и слащавым восклицанием: «Радость моя». Покойный наш Архиепископ Антоний заметил это и сделал ему при мне строгий выговор, запрещая ему так обращаться к женщинам и, вообще, к кому-либо. Иеромонах ему, с обидой, возразил: «А преподобный Серафим Саровский?» Ответил ему Владыка Антоний: «Ты не Серафим Саровский!» Коротко и ясно. Иеромонах этот впоследствии печально кончил: он бросил монашество и был лишен священного сана.

Будем же мы помнить, что настоящая христианская радость — это радость о Господе. Это — радость не земная, а небесная, и никто не сможет ее отобрать от человека, который ее приобрел. И эта радость проникает все существо истинно верующего, и отражается во всех его действиях, изменяя даже и самый облик человека. Такой неземной радостью обладали некоторые наши праведники последнего времени. Будем и мы стремиться исполняться этой великой, Богом данной, вечной радостью!

Итак, кончая, призываю на всех вас, семинаристов, Божие благословение.

Да дарует вам Господь силу и крепость бороться со всеми искушениями, посредством которых неизбежно будет нападать на вас древний искуситель — дьявол.

Помните, что с вами Бог! И если Бог с вами, то кто может стоять против вас? (Рим. 8, 31).

Воскликнем же вместе со Святой Церковью: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его все ненавидящие Его!»

А искушения и прочие дьявольские козни? Пусть они яко исчезает дым, да исчезнуть, яко тает воск от лица огня!

Аминь.


Протоиерей Александр Лебедев
16 ноября 2005 года