Самый любимый из учителей Церкви на Руси

Московская Сретенская  Духовная Академия

Самый любимый из учителей Церкви на Руси

Алексей Сидоров 6706



«Господь открыл Своей Церкви, что три Вселенских святителя имеют равное достоинство в Его всеправедных очах; но к народу Божию, народу церковному, святой Златоуст ближе всех» – писал в начале XX века митрополит Антоний (Храповицкий). Имя святителя Иоанна ежедневно упоминается на Литургии, он единственный из святых прославляется даже в день Святой Пасхи, когда упраздняются на целых 16 дней последования дневным святым, а ему – поется тропарь после пасхальных стихир и читаются его слова. 

– Алексей Иванович, что, по вашему мнению, стало причиной того, что святитель Иоанн Златоуст был самым любимым для русских людей учителем Церкви? И насколько сейчас его труды востребованы у православных в России?

– Должно признать, что чтение трудов святителя Иоанна Златоуста вызывает в наше время определенную трудность, особенно для современной молодежи. Чтение предполагает деятельность, труд, а современная молодежь привыкла к компьютерам, к пропусканию информации. А еще святителя Иоанна Златоуста нелегко читать по одной простой причине: он был воспитан в традициях греческой риторики. Недаром он был учеником Ливания, и поэтому речь его – очень цветастая, очень красивая и с большими, я бы сказал, риторическими прикрасами, которые для современного читателя довольно трудны
Вместе с тем, святитель Иоанн Златоуст стал на Руси любимым потому, что писал всегда о тех насущных проблемах, которые вставали перед каждым христианином.

Иоанн Златоуст стал на Руси любимым потому, что писал о насущных проблемах, волновавших каждого

 Недаром его на Западе называют моралистом, хотя это не совсем корректно. Однако основное направление в его трудах, в первую очередь, было нравственное увещевание в том, как христианину выходить из любых жизненных ситуаций, как читать Священное Писание. В толковании святителя Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея есть масса всего, что касается нравственной жизни христианина. Говоря о Нагорной проповеди Спасителя, святитель Иоанн очень многое экспрессирует богатейшими оттенками, и без этого объяснения Златоуста многое было бы непонятно. Он сделал серьезнейший вклад в сокровищницу святоотеческой экзегетики. У нас ведь недаром Священное Писание всегда рассматривается в свете Священного Предания. Иоанн Златоуст был очень жизненным учителем Церкви

– В триаде Вселенский учителей святитель Григорий прямо именуется Богословом, хотя Василий Великий тоже очень пространно учил о Пресвятой Троице и о других догматах Церкви. Что вы можете сказать о богословии святителя Иоанна Златоуста? И имеет ли его богословие свою отличительную черту?

– Учитывая то, что святитель Иоанн был любомудр и писал о насущных жизненных вопросах, он, тем не менее, был богословом. В его сочинениях помимо полемик с еретиками содержится масса отдельных вкраплений догматического характера, которые не часто бросаются в глаза. Святителя Иоанна Златоуста как догматиста часто попросту не видят, не обращают внимания. У нас, к сожалению, нет работ, в которых святитель Иоанн Златоуст выступал бы, как богослов; никто не составил исследований именно в этом направлении. Есть труд И. В. Попова «Иоанн Златоуст и его враги», есть труды о его политико-церковной деятельности, о нем писали, как о пастыре. Но о святителе Иоанне Златоусте как о богослове практически никто не писал, даже на Западе.


Беседовал Андрей Головач

Высказывания святителя Иоанна Златоуста

- "Верой приобретается познание о Боге, а без веры невозможно познать Его... Ибо какое умствование убедит нас, например, в Воскресении?.. Какими умствованиями может быть постигнуто рождение Бога Слова? От веры зависит и общение в страданиях. Если бы мы не уверовали, то и не страдали бы; если бы не веровали, что, пострадав со Христом, мы будем и царствовать с Ним, то не терпели бы страданий". 

- "Для того и дал нам Бог оружие гнева, чтобы мы не собственное тело (то есть ближних) поражали мечом, но чтобы вонзали все его острие в грудь диавола. Вонзи туда свой меч по самую рукоять, если хочешь и рукоять, и не извлекай его оттуда никогда, напротив, присоедини еще и другой меч. А это произойдет, если мы будем щадить друг друга, если будем миролюбиво расположены друг к другу".

- "Научимся заботиться о добродетели и высоко ценить угождение Богу. Не станем ссылаться ни на управление домом, ни на заботу о жене, ни на попечение о детях, ни на что-нибудь другое и думать, будто этим мы можем достаточно оправдать себя в нерадивой и беспечной жизни".

- "Облагодетельствованные (тобою) враги будут для тебя сильными ходатаями на суде (Божием), и ты загладишь множество грехов".

- "Воздержание в пище Бог повелевает для того, чтобы мы обуздывали порывы плоти и делали ее послушным орудием для исполнения заповедей".

- "Многие грешат подобно содомлянам, но огненный дождь не сходит на них, потому что уготована им река огненная".

- "Сколько бы ты ни трудился, сколько бы ни старался – не считай доброго дела своим, потому что если бы ты не получил помощи свыше, все труды твои были бы напрасны".


- "Прекрасен пост, потому что грехи наши он подавляет, как сорную траву, а правду, как цвет, поднимает и растит".

   - "Не тот верующий, кто верит всему, но кто верует Богу, тот только и есть и называется верующим. Оставь исследования и прими веру. Вера просвещает все, вера освящает все, вера делает человека достойным Духа Святого. Стефан,— говорится в Писании,— был «исполненный веры и силы» (Деян. 6:8). Если бы прежде не воссияла вера, то не последовала бы и сила в этом святом муже. Где вера, там и сила, а где неверие, там немощь. Вера – начало благ, вера — источник благ. Прими же это оружие спасения".

- "Чтобы с дерзновением приступать к Богу, не допускай гнева, когда он хочет войти в твою душу и соединиться с нею, но отгоняй его, как бешеного пса".

09 февраля 2016 



Новости по теме

ЦЕРКОВЬ В ЭПОХУ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА И БЛАЖЕННОГО АВГУСТИНА Протоиерей Владислав Цыпин В 397 году скончался престарелый архиепископ Константинополя Нектарий. По предложению императорского фаворита Евтропия на столичную кафедру был приглашен самый яркий проповедник своего времени – антиохийский пресвитер Иоанн, уже в ту пору прозванный за свое выдающееся красноречие Хризостомом, или, по-славянски, Златоустом.
ЖИТИЕ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО, ПАТРИАРХА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО Святитель Димитрий Ростовский Святой Иоанн Златоустый, светильник миру, учитель вселенной, столп и утверждение церкви, проповедник покаяния, труженик для Бога. Великий угодник Божий был сильным мужем не только в слове, но и в деле. Силою Христовою он творил чудеса, исцеляя недужных. За многие труды свои, святитель был прославлен от Господа.