Алексей Сидоров 6706
«Господь открыл Своей Церкви, что три Вселенских святителя имеют равное достоинство в Его всеправедных очах; но к народу Божию, народу церковному, святой Златоуст ближе всех» – писал в начале XX века митрополит Антоний (Храповицкий). Имя святителя Иоанна ежедневно упоминается на Литургии, он единственный из святых прославляется даже в день Святой Пасхи, когда упраздняются на целых 16 дней последования дневным святым, а ему – поется тропарь после пасхальных стихир и читаются его слова.
– Алексей Иванович, что, по вашему мнению, стало причиной того, что святитель Иоанн Златоуст был самым любимым для русских людей учителем Церкви? И насколько сейчас его труды востребованы у православных в России?
– Должно признать, что чтение трудов святителя Иоанна Златоуста вызывает в наше время определенную трудность, особенно для современной молодежи. Чтение предполагает деятельность, труд, а современная молодежь привыкла к компьютерам, к пропусканию информации. А еще святителя Иоанна Златоуста нелегко читать по одной простой причине: он был воспитан в традициях греческой риторики. Недаром он был учеником Ливания, и поэтому речь его – очень цветастая, очень красивая и с большими, я бы сказал, риторическими прикрасами, которые для современного читателя довольно трудны
Вместе с тем, святитель Иоанн Златоуст стал на Руси любимым потому, что писал всегда о тех насущных проблемах, которые вставали перед каждым христианином.
Недаром его на Западе называют моралистом, хотя это не совсем корректно. Однако основное направление в его трудах, в первую очередь, было нравственное увещевание в том, как христианину выходить из любых жизненных ситуаций, как читать Священное Писание. В толковании святителя Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея есть масса всего, что касается нравственной жизни христианина. Говоря о Нагорной проповеди Спасителя, святитель Иоанн очень многое экспрессирует богатейшими оттенками, и без этого объяснения Златоуста многое было бы непонятно. Он сделал серьезнейший вклад в сокровищницу святоотеческой экзегетики. У нас ведь недаром Священное Писание всегда рассматривается в свете Священного Предания. Иоанн Златоуст был очень жизненным учителем ЦерквиИоанн Златоуст стал на Руси любимым потому, что писал о насущных проблемах, волновавших каждого
– В триаде Вселенский учителей святитель Григорий прямо именуется Богословом, хотя Василий Великий тоже очень пространно учил о Пресвятой Троице и о других догматах Церкви. Что вы можете сказать о богословии святителя Иоанна Златоуста? И имеет ли его богословие свою отличительную черту?
– Учитывая то, что святитель Иоанн был любомудр и писал о насущных жизненных вопросах, он, тем не менее, был богословом. В его сочинениях помимо полемик с еретиками содержится масса отдельных вкраплений догматического характера, которые не часто бросаются в глаза. Святителя Иоанна Златоуста как догматиста часто попросту не видят, не обращают внимания. У нас, к сожалению, нет работ, в которых святитель Иоанн Златоуст выступал бы, как богослов; никто не составил исследований именно в этом направлении. Есть труд И. В. Попова «Иоанн Златоуст и его враги», есть труды о его политико-церковной деятельности, о нем писали, как о пастыре. Но о святителе Иоанне Златоусте как о богослове практически никто не писал, даже на Западе.
Беседовал Андрей Головач
Высказывания святителя Иоанна Златоуста
- "Верой приобретается познание о Боге, а без веры невозможно познать Его... Ибо какое умствование убедит нас, например, в Воскресении?.. Какими умствованиями может быть постигнуто рождение Бога Слова? От веры зависит и общение в страданиях. Если бы мы не уверовали, то и не страдали бы; если бы не веровали, что, пострадав со Христом, мы будем и царствовать с Ним, то не терпели бы страданий".
- "Для того и дал нам Бог оружие гнева, чтобы мы не собственное тело (то есть ближних) поражали мечом, но чтобы вонзали все его острие в грудь диавола. Вонзи туда свой меч по самую рукоять, если хочешь и рукоять, и не извлекай его оттуда никогда, напротив, присоедини еще и другой меч. А это произойдет, если мы будем щадить друг друга, если будем миролюбиво расположены друг к другу".
- "Научимся заботиться о добродетели и высоко ценить угождение Богу. Не станем ссылаться ни на управление домом, ни на заботу о жене, ни на попечение о детях, ни на что-нибудь другое и думать, будто этим мы можем достаточно оправдать себя в нерадивой и беспечной жизни".
- "Облагодетельствованные (тобою) враги будут для тебя сильными ходатаями на суде (Божием), и ты загладишь множество грехов".
- "Воздержание в пище Бог повелевает для того, чтобы мы обуздывали порывы плоти и делали ее послушным орудием для исполнения заповедей".
- "Многие грешат подобно содомлянам, но огненный дождь не сходит на них, потому что уготована им река огненная".
- "Прекрасен пост, потому что грехи наши он подавляет, как сорную траву, а правду, как цвет, поднимает и растит".
- "Не тот верующий, кто верит всему, но кто верует Богу, тот только и есть и называется верующим. Оставь исследования и прими веру. Вера просвещает все, вера освящает все, вера делает человека достойным Духа Святого. Стефан,— говорится в Писании,— был «исполненный веры и силы» (Деян. 6:8). Если бы прежде не воссияла вера, то не последовала бы и сила в этом святом муже. Где вера, там и сила, а где неверие, там немощь. Вера – начало благ, вера — источник благ. Прими же это оружие спасения".
- "Чтобы с дерзновением приступать к Богу, не допускай гнева, когда он хочет войти в твою душу и соединиться с нею, но отгоняй его, как бешеного пса".
09 февраля 2016