Михаил Калинин 9789
Поездка во Владимиро-Суздальскую землю явилась лучшей иллюстрацией к недавно пройденному материалу на уроках по церковному искусству о крестово-купольных храмах Руси именно этих некогда княжеств, ныне же небольших (особенно это относится к Суздали) городов, в 11-12 вв. Действительно, что может быть лучше, чем воочию увидеть то, что раньше видел только на фотографиях в книгах и учебниках. Тем более, что храмы эти являются кульминацией воплощения дома Божьего в зодчестве своего времени и места. А для многих образцом храма на все времена.
Рано утром, на Сретение Господне, отслужив традиционный молебен и спев тропарь святителю Николаю, мы побежали с вещами к бульварному кольцу, где нас уже ждал автобус. Выехав из шумной Москвы, мы преодолели расстояние до г.Владимира часа за два с половиной. Нас встретили Успенский и Дмитриевский соборы. Первым и пожалуй главным впечатлением в Успенском соборе были фрески прп. Андрея Рублева. Частично утраченные, но все же живые и настоящие. Для большинства из нас это был первый Рублев, увиденный воочию ( не считая звенигородского чина в Третьяковке). После небольшой экскурсии по храму, мы двинулись далее. Неповторимый орнамент и рисунки на внешних стенах Дмитриевского собора, высеченные из белого камня надолго задержали нас. Далее, после знакомства с владимирской семинарией и гостеприимного обеда в трапезной, мы поехали к границе Владимира и Суздули, к храму – символу России Покрова на Нерли. Заливные луга, затопляемые каждую весну оказались уже заповедной зоной. Но, как оказалось совсем небольшое расстояние отделяло нас от просторов заповедной земли. В храме мы пропели тропари и величания Божьей матери, свт. Князю Андрею Боголюбскому и всем святым, и к великому удивлению обнаружили, что на улице после храма температура была гораздо теплее. Сразу вспомнился греческий архидиакон Павел Аллепский с его описаниями жуткого холода русских храмов и представилась подвижническая жизнь наших предков.