Иеромонах Никодим (Бекенев) 9538
Какую роль играет спорт в жизни христианина? Что это — исключительно забота о теле, или же в нем может быть и духовная польза? Об этом мы побеседовали с насельником Сретенского монастыря иеромонахом Никодимом (Бекеневым).
— Отец Никодим, когда речь идет о спорте, мы часто слышим, что он воспитывает силу духа. Насколько смысл, который вкладывается в это выражение, соответствует христианскому пониманию?
Сила духа в спорте заключается в преодолении себя, в воспитании силы воли. Достижение высоких спортивных результатов связано с тяжелым, изматывающим трудом.
Для меня, когда я занимался спортом, каждая тренировка была маленькой победой над собой, над своей ленью и немощью. Не раз приходилось просто заставлять себя идти в спортивный зал, зато, когда тренировка заканчивалась, я чувствовал огромную радость от того, что смог преодолеть себя и выложиться, и это чувство побуждало меня снова совершать этот путь.
Конечно, похожее преодоление есть и в духовной жизни.
— Многие святые подвижники говорили о необходимости смирять свою плоть. Не являются ли в таком случае занятия спортом отходом от святоотеческих предписаний?
Здоровье — это дар Божий, и относиться к нему надо бережно.
На протяжении многих столетий физический труд был неотъемлемой частью жизни человека, не исключением являлись и аскеты. Да и Господь создал человека так, что он должен совершать физические действия, для того чтобы нормально жить. Например, икроножные мышцы работают как дополнительные насосы для циркуляции крови: сердце неспособно прокачать весь ее объем, который содержится в организме, и мы должны регулярно ходить, иначе возникают проблемы с венами. В последние десятилетия технический прогресс избавил нас от необходимости долго и изнурительно трудиться, чтобы обеспечить себя одеждой и пропитанием, и теперь в нашей повседневной жизни спорт становится необходим для поддержания физического здоровья.
Здоровье — это дар Божий, и относиться к нему надо бережно. У нас есть правила святых отцов, которые запрещают человеку сознательно наносить вред своему здоровью. Конечно, это касается в первую очередь причинения себе увечий, но думаю, что здесь также уместно говорить и о небрежном отношении к своему физическому состоянию.
Человек, нерадиво относящийся к данному ему Богом здоровью, потакающий своим страстям и тем самым превращающий себя в обузу для близких и обременение для общества, совершает грех.
— Как Вы думаете, есть ли разница между видами спорта для духовной пользы человека?
Думаю, что принципиальной разницы нет. Выбор вида спорта зависит от индивидуальных способностей и желания человека. К примеру, девочкам подходит художественная гимнастика, а мальчикам — контактные виды спорта. Хотя это вовсе не обязательно. Просто приятно видеть женщин женственными, а мужчин мужественными.
Существует некий стереотип, что единоборства воспитывают агрессию, но мне кажется, что это неверно. Так, например, в футболе, баскетболе и многих других игровых видах спорта, где нельзя драться «в открытую», есть свои неприятные моменты, когда игроки могут сознательно наносить друг другу травмы исподтишка. С другой стороны, на ринге или на ковре борцы часто проявляют благородство и великодушие.
Я дружу со многими спортсменами, представляющими контактные виды спорта, которые за пределами ковра или ринга являются очень доброжелательными людьми. Тут все зависит не от вида спорта, а от человека.
Можно заниматься бадминтоном или бальными танцами и быть при этом предельно злобным и агрессивным. Но все равно, пусть такой человек лучше выплескивает свою негативную энергию на спортивных площадках, чем в семье, на работе или на улице.
Звездную болезнь можно заработать не только состоявшемуся спортсмену, но и обладателю любой другой профессии.
— Высокие спортивные достижения возводят человека на пьедестал в прямом и переносном смысле, делают его кумиром и образцом для подражания. Может ли это развить «звездную болезнь» — то, что мы называем гордыней?
Звездную болезнь можно заработать не только состоявшемуся спортсмену, но и обладателю любой другой профессии — политику, бизнесмену, актеру и т.д. Как успех может вскружить голову любому и надо правильно это пережить, так и неудача, порой, заставляет человека впасть в уныние. Однако не стоит бояться ни падений, ни взлетов, это все равно, что бояться жить. Многое зависит от тех нравственных ценностей и качеств, которые заложены в человеке родителями и учителями.
Кроме того, мы не всегда имеем возможность поставить точный диагноз этой духовной болезни. Жизнь чемпиона меняется, и он не может, даже если прилагает к этому особые усилия, продолжать жить так же, как и раньше. Некоторые знакомые очень болезненно это воспринимают и пытаются выдать такие перемены за «звездную болезнь».
Однако не стоит забывать, что возможности, которые открываются перед заслуженным спортсменом, значительно больше, чем у обычного парня, каким он был раньше. Использовать эти возможности правильно тоже надо уметь. Такой человек действительно становится примером для молодых ребят, его образ могут эксплуатировать разные общественные и политические силы, и недооценивать это неверно, прежде всего, самому спортсмену.
— У профессиональных спортсменов есть целые команды, которые обеспечивают их питание, отдых и т. д. Может ли это развить в таком человеке эгоизм?
Знаете, я впервые сталкиваюсь с таким мнением, что спорт может воспитать эгоизм. Наоборот, сейчас достижения даже в индивидуальных видах спорта достигаются за счет сплоченной команды, дружной и надежной, где проблема одного является проблемой всех. Любой спортсмен заинтересован в том, чтобы его товарищи по команде росли, чтобы они показывали максимальный результат, тогда растет и он.
Важно, чтобы человек, развиваясь физически, также развивался и нравственно.
— Как занятия спортом отражаются на борьбе с нашими страстями?
Сложный вопрос. Надо понимать, что спорт может помочь развить много положительных качеств, но, с другой стороны, он способен и спровоцировать развитие в человеке гордыни и сопутствующих ей духовных болезней. Но это не палка о двух концах, просто нужно здраво относиться к спорту, понимать, для чего ты им занимаешься, и тогда все будет нормально. Важно, чтобы человек, развиваясь физически, также развивался и нравственно.
— Есть ли какие-то проблемы, связанные со спортом, с которыми приходится сталкиваться Вам как священнику?
Да. К примеру, актуальным для многих является вопрос о том, как сочетать занятия спортом и жизнь по церковным правилам. Многие новоначальные «спортсмены» пытаются выпросить себе послабления на время поста, ссылаясь на то, что некоторые профессиональные спортсмены и вовсе не постятся. Выглядит это смешно: немощные бабушки соблюдают церковные правила со всей строгостью, а молодой здоровяк, который начал ходить в спортивный зал, пытается найти себе причину, чтобы иметь возможность удовлетворять свои страсти, получая при этом иллюзию того, что он живет церковной жизнью.
Отдельная и очень деликатная тема — это соблюдение поста профессиональными спортсменами. Надо понимать, что образ жизни у этих людей значительно отличается от привычного обычному человеку, даже регулярно занимающемуся в спортивном зале. Это две или три интенсивных тренировки в день, продолжительностью не менее двух часов каждая, которые требуют значительно больше сил, чем самая тяжелая физическая работа. И для восстановления профессиональному спортсмену требуется не только еда, по норме значительно превышающая потребности рядового человека, но и витамины, и специальные пищевые добавки. Для воцерковленных людей пост является неотъемлемой частью жизни Церкви. В силу своей профессиональной деятельности многие из спортсменов, не имея возможности соблюдать его по всей строгости устава, остро переживают это как отдаленность от полноты церковной жизни. Наивно думать, что они расценивают это как «привилегию».
— Мы пришли к выводу, что занятия спортом учат самоконтролю, дисциплине, психологической устойчивости, упорству. Удается ли эти приобретенные качества направить на борьбу с грехом или нет?
Конечно, удается, у тех, кто пытается. Если человек умеет проявлять силу характера в тренажерном зале, то он сумеет проявить ее и в духовной жизни.
— У известного английского писателя К. Льюиса в произведении «Письма Баламута», которое состоит из переписки двух бесов, где более опытный учит своего младшего товарища, как правильно соблазнять человека, есть такие слова: «напитай его той великой ложью, в которую мы заставили уверовать англичан, а именно, что физические упражнения и сменяющая их усталость особенно благоприятствуют добродетели воздержания. Как они могут верить в это при широко известной похотливости моряков и солдат, я ума не приложу!» Не могли бы вы прокомментировать это высказывание?
Глупо думать, что, изнуряя себя физическими тренировками, ты занимаешься аскетическим деланием. Земные поклоны нельзя выполнять как отжимания, это может принести вред.
Вера в себя — это хорошее качество, однако она не должна переходить в гордыню.
Надо понимать, что спорт и духовная практика, как мы уже говорили выше, — абсолютно разные понятия. Нельзя говорить, что они противоречат друг другу или их невозможно сочетать, — это так же, как в известной поговорке про мух и котлеты. Физические упражнения необходимы для гармоничного развития человека в юности, для поддержания здоровья в зрелые годы и для того, чтобы сохранять его в пожилом возрасте. Сейчас много пишут о пользе спортивных упражнений и здорового образа жизни, а это не противоречит образу жизни христианина, но не стоит пытаться одно заменить другим: надо правильно сочетать эти аспекты.
— Многие говорят, что занятия спортом помогают им обрести уверенность, поверить в себя, в свои силы. Как эта вера сочетается с верой в Бога?
Вера в себя — это хорошее качество, однако она не должна переходить в гордыню, но ей следует вдохновлять и побуждать человека к действиям, к реализации в своей жизни Божественного Замысла о себе, помогать преодолевать нерешительность и малодушие, учить быть верным Богу, Родине, семье. Господь ждет от нас некой жизнеутверждающей решительности. Спорт этому помогает, потому что учит целеустремленности, умению преодолеть свои слабости, воспитывает в человеке способность к этой решительности.
"беседовал семинарист II курса, Овчиников Егор"
Ключевые слова: Спорт, духовная жизнь, христианин, гордыня, вера в себя, пост, звездная болезнь.