Протоиерей Леонид Ролдугин 18849
Протопресвитер Николай Колчицкий был выдающимся церковным деятелем в 1940-1950 годах ХХ века. Занимая высокие посты (Управляющего делами Московской Патриархии, секретаря Священного Синода, председателя Учебного Комитета Русской Православной Церкви) он старался отстаивать интересы Церкви, несмотря на давление властей. Здесь мы приводим воспоминания об этом пастыре митрофорного протоиерея Леонида Ролдугина — настоятеля храма Рождества Христова в Измайлове, которые, возможно, приоткроют читателю новые для него стороны церковной жизни тех лет.
— Отец Леонид, скажите, с чего началось Ваше церковное служение в Богоявленском соборе?
— Я прислуживал в московском Богоявленском соборе, что в Елохове, с 1955 года. Был иподиаконом, стоял с Патриаршим крестом на богослужениях... И прекрасно помню протопресвитера Николая Колчицкого, который с 1924-го и почти до самой смерти служил там настоятелем.
— Расскажите, пожалуйста, об отце Николае, подробнее!
— Если говорить о его внешности, то в первую очередь обращали на себя внимание достаточно высокий рост и крупное телосложение отца Николая. Однако он страдал сахарным диабетом и из-за этого имел нездоровый, даже желто-зеленый цвет лица.
Вспоминая о личных качествах, следует сказать, что отец Николай в алтаре был строгим, любил дисциплину, обращался со священниками, как старший, но по-братски. При этом обладал прекрасной дикцией и очень чётко и ясно произносил возгласы. А голос его был настолько громким, что слышно было во всех уголках огромного собора.Любовь отца Николая к порядку проявлялась и в отношении к самому себе.
Немаловажно, что любовь отца Николая к порядку проявлялась и в отношении к самому себе: на службы он всегда приходил заранее, войдя в собор, сначала прикладывался к мощам святителя Алексия, митрополита Московского, и только затем входил в алтарь. Еще помню, что отец Николай любил говорить проповеди, особенно в субботу вечером, после всенощной, и они иной раз продолжались по сорок минут, а иногда и по часу.
Вообще многие его современники вспоминали, что он был не просто образцовым священнослужителем, но и мог послужить для людей личным, человеческим примером.
Хотя этот известный священник, помимо настоятельства в соборе, занимал в Церкви и другие высокие должности, он относился к людям со вниманием. Например, однажды отец Николай и мне очень помог.
— Расскажите, как это было?
— Я окончил Московскую духовную семинарию первым по успеваемости, но меня не рекомендовали для поступления в Академию из-за противодействия соответствующих органов. Тогда я поехал на приём к Патриарху Алексию I, который тогда отдыхал в Одессе, и Святейший написал бумагу, где отмечалось, что он не видит оснований для отказа в приёме на дальнейшее обучение.
Однако в Духовной академии ее ректор — профессор-протоиерей Константин Ружицкий — сказал, что даже несмотря на эту бумагу не может принять меня на первый курс. И знающие люди посоветовали мне обратиться к протопресвитеру Николаю Колчицкому, который был председателем Учебного Комитета при Священном Синоде.
Я поехал в Елоховский собор, где встретился с отцом Николаем и рассказал о своей проблеме. Он же благословил меня ехать в Духовную академию к началу учебного года, к 11 сентября, что я и сделал. Однако в тот год ввели правило, что студенты Духовной семинарии и академии, не явившиеся вовремя с каникул, автоматически считаются отчисленными. Тем не менее отец Николай снова поддержал меня и велел приступить к слушанию лекций, несмотря на то, что меня не было в списках.Однако в тот год ввели правило, что студенты Духовной семинарии и академии, не явившиеся вовремя с каникул, автоматически считаются отчисленными
Так я продолжил своё обучение в Московских духовных школах, не взирая на попытки противодействия этому компетентных органов.
— Что бы вы еще могли вспомнить о том времени?
— Напоследок хотелось бы отметить, что при отце Николае в Богоявленском соборе служили удивительные священники и диакона: архимандриты Зосима (Иджилов; 1864-1961), Иеремия (Лебедев; 1885-1953) и Сергий (Савельев; 1899-1977); протоиереи Александр Акимов (1925-1987) и Алексий Дёмин (1888-1983); патриаршие архидиаконы Георгий Антоненко (1879-1958) и Владимир Прокимнов (1890-1973), а также протодиаконы Петр Байков (1892-1975) и Василий Смирнов (1918-1998).
Если я расскажу о некоторых из них несколько подробнее, то вы сможете представить полнее ту обстановку, в которой совершалось служение отца Николая и в которой определенное время находился я сам.
Например, отец Зосима (Иджилов) в 1930-е годы служил в Богоявленском соборе псаломщиком до своего ареста в 1933-м. После войны был духовником Патриарха Алексия I (Симанского) и продолжал служение в Елоховском соборе, но внештатным священником. О нем говорили, что это был старец, исключительный по своему дару рассуждения.
Также интересна личность архидиакона Георгия Карповича Антоненко, который находился в эвакуации вместе с митрополитом Сергием (Страгородским) (с 1943-го — патриархом) и отцом Николаем Колчицким, и еще во время войны был возведён в сан патриаршего архидиакона. Ни одно церковное торжество Москвы в 1940-1950-е годы не совершалось без его участия. Кроме того, он сопровождал патриарха Алексия I в его зарубежных поездках. Если говорить о личных качествах отца Георгия, то следует сказать, что он был очень добрым и скромным человеком, а к служению относился с огромным благоговением.
Хочется также сказать несколько слов об архидиаконе Сергии Турикове. Он не входил в клир Богоявленского собора и служил в церкви на Преображенке, где настоятелем был митрополит Николай (Ярушевич). Но, подобно уже упомянутому архидиакону Георгию Антоненко, архидиакон Сергий Туриков часто сопровождал Патриарха как в зарубежных поездках, так и во время богослужений в московских храмах, в том числе, конечно же, и в Елохове. Многие называют отца Сергия протодиаконом, но его Патриарх Алексий I удостоил сана архидиакона. Он служил также очень благоговейно. Кроме того, у отца Сергия был прекрасный и сильный голос, отчего его возгласы, произносимые за богослужением, как и возгласы отца Николая Колчицкого, в огромном соборе были слышны всем, что очень важно.
Вот такие интересные священнослужители были в то время в Елохове, когда настоятелем собора являлся замечательный протопресвитер Николай Колчицкий.
С протоиереем Леонидом Ролдугиным беседовал семинарист ΙΙΙ курса Роман Легков
Ключевые слова: Богоявленский собор, Елохово, Николай Колчицкий, Зосима (Иджилов), Георгий Антоненко, Сергий Туриков