Иеродиакон Питирим (Ануфриев) 8836
Сейчас возрастает интерес к святоотеческому наследию святого праведного Иоанна Кронштадтского. Для наблюдения за своей внутренней жизнью он ежедневно вел дневник, в который вносил все свои сокровенные мысли, чувства и молитвы к Богу и записывал внутреннюю борьбу с самим собой. А его размышления и проповеди о сотворении человека, его грехопадении, затем Боговоплощении и Воскресении Христовом и, наконец, нашей вере в Создателя заслуживают особого внимания.
Содержание:
1. Творение мира и человека
По учению святой Церкви Бог является «Творцом неба и земли, видимым же всем и невидимым» (Символ веры). Мир произошел от свободного решения воли всемогущего Бога. Он был сотворен по благости Творца: приведен из совершенного небытия в бытие. С сотворения мира началось течение времени, а до этого была лишь всегда постоянная вечность, не имеющая ни начала, ни конца. Бог сотворил мир видимый и невидимый. Он все сотворенное содержит в своей власти и всем управляет[1].
Бог сотворил прежде всего мир духовный, — умные и словесные Силы небесные, или Ангельские чины; потом — видимый наш мир и, наконец, человека, который по душе принадлежит к миру духовному, а по телу — к миру вещественному, почему и называется малым миром[2].
Бог сотворил человека после всего как господина над всеми земными тварями. Из земного праха Бог образует тело человека. «Человек создан по образу и по подобию Божию, — создан для того, чтобы владеть земными тварями, быть зрителем дел Божиих, песнословить Бога, воздавать ему долг любви и благодарности за приведение и его и всех земных тварей из небытия в бытие и во всем этом находить для себя здесь блаженство, — а по окончании земной жизни вступить в наследие жизни будущей, в общение с Богом»[3].Воля первых людей была в полном согласии с волей Божией
Чтобы оживить бездушное тело, Бог даровал человеку душу разумную, бессмертную, созданную по Своему образу и подобию. В человеке с первого взгляда видно его превосходство перед всеми животными не только по разумной душе, но и по устройству тела. Ему дано тело возвышенное, чтобы он мог свободно смотреть на небо как место своего вечного предназначения.
Когда Бог сотворил человека, то ввел его в мир как царя твари, потому что все, что сотворил Бог на земле, все сотворил для человека. Все звери служили человеку, и он дал им имена. Жилище человеку Бог назначил в раю. Это был прекрасный сад: все лучшие растения земли, цветы были собраны в этом саду. Бог отдал этот сад во власть человеку с тем, чтобы он его возделывал. Первые люди жили в раю и ни в чем не нуждались: у них было жилище, была пища, была возможность трудиться. «Господь Бог требует от человека, чтобы он совершенно уподоблялся Ему»[4].
2. Грехопадение прародителей и его следствия
Бог, создавший человека по образу и по подобию Своему святым, безгрешным, хотел, чтобы он своим послушанием Творцу и верностью в малом укреплялся в добром произволении и достиг совершенства. Но диавол, возгордившийся против Бога и возмечтавший против своего Творца, прельстил первых людей и склонил их преступить заповедь Божию, которая состояла в том, чтобы они не вкушали плодов с дерева познания добра и зла. Исполнением этой заповеди они должны были укрепить свою волю в добре, показывать свою любовь и послушание Богу и таким образом заслужить себе славу и приобрести высшее блаженство.
Воля первых людей была в полном согласии с волей Божией. До своего падения они даже и не замечали, что запретное дерево пригодно для пищи, приятно для глаз и вожделенно потому, что дает знание. Чувственная сторона природы человека не знала ничего кроме радости от ощущения полноты бытия и общения с Богом. Честь и слава богоподобия не были присущи человеку. Он должен был заслужить их себе и сделать своим достоянием. В этом смысле первозданный человек был несовершенным, необходимо было его свободное участие в своем совершенствовании. Для этого Творец дал единственную запретную заповедь: «А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:27). Данная заповедь указывала на то, что человек как существо самобытное должен быть только участником в своем совершенствовании, а не самостоятельным делателем его. Заповедь была обращена к уму, а через ум и к воле, но ее она не обременяла. От человека требовалось только безусловное доверие Богу и Его заповеди. Но произошло совсем другое. Так был совершен первый грех в мире. Вместо возвышения человека произошло его падение.Диавол только побуждал к нарушению заповеди, но не вынуждал
В их грехе была так же и гордость — желание быть равными Богу, неверие, потому что они не поверили словам Божиим, отступничество от Бога, переход на сторону диавола.
«Диавол искусил на грех первых людей, Адама и Еву, и своим злобным дыханием заразил все их существо — душу и тело, разобщил, разъединил человека с Богом через гордость и непослушание, и навел на него проклятие и смерть»[5] «Человек, сотворенный вначале по образу и подобию Божию, был весь прост, свят, благ, кроток, праведен, возвышен, мирен, безболезненен, силен, прекрасен духом и телом, по образу Божией простоты, благости, святости, правды и дивной Божией красоты. А когда он пал в пагубный грех по обольщению от диавола, то уподобился диаволу и весь изменился ужасно, и по подобию его сделался лукав, горд, зол сердцем и нравом, непокорен Богу. Все помышления и намерения его подвиглись на зло, коварство, и вместо неба пристрастился он к земле, поработил себя бесчисленным земным страстям. Вместо небесного и нетленного стал земным и тленным, вместо боголюбца, из простого — хитрым и лукавым, из славословца Божия — богохульником, из чада Божия — порождением ехидниным, из благожелателя — зложелателем»[6].
Диавол только побуждал к нарушению заповеди, но не вынуждал. Прародители сами откликнулись на его побуждение. Диавол не может склонить ко греху даже падшего человека, если тот не расположен к нему сам. Причиной греха является собственная воля человека потому, что только от ее согласия и решения зависит, будет ли грех совершен. После своего грехопадения человек уже не мог пользоваться блаженствами в раю, сделался недостойным этого счастья.Первые люди не устояли в добре, не удержали свою волю в согласии с Божией
Грех как ненормальное явление, когда проник в человеческую природу, то повлек за собой пагубные последствия для человека. Эти следствия отразились прежде всего на духовной стороне человеческой природы. Высшие духовные способности: ум, воля и сердце потерпели повреждение вследствие греха. «Помрачился светлый образ Божий в людях. Смерть духовная прежде всего овладела ими, и помрачили в них свет ума, лишили их чистоты сердца и вместе с ней и радости о Духе Святом»[7].
Ум человека потерял ту светлость, которой он владел до падения. До падения человек имел светлый, проницательный ум. Ум человека владел правильным и ясным познанием о Боге, так как Бог находился в ближайшем общении с человеком. Человек после падения вдруг лишился этой светлости и проницательности и забыл, что от вездесущего и всеведущего Бога невозможно скрыться. Это помрачение ума передается всем потомкам первого человека. Все люди, происходящие от Адама, являются на свет с помраченным умом, с потерей светлости и проницательности ума. Поэтому люди после падения с большим трудом и усилием достигают ясного и правильного познания об окружающих предметах.
«Отверзлись глаза у первобытных людей, но не как у богов, а как у грешных, смертных, несчастных тварей. Отверзлись для того, чтобы видеть свое великое бедствие, свою душевную и телесную наготу. Прежде, когда Адам и Ева были чисты и невинны, святость Божия покрывала их как бы одеждою, и лучше всякой одежды. Они не знали никакой наготы, живя в божественной чистоте. Когда же они через грех удалились от Бога, ниспали от Его Божественного общения, тогда естественно почувствовали свою наготу, то есть болезненное чувство лишения сродной им одежды — святости, источник которой — Бог»[8].Плоть человеческая возобладала над душой. Лучшее стало в подчинении у худшего
Вместе с помрачением разума следствия грехопадения отразились также и на воле прародителей. Воля прародителей должна была быть в согласии с волей Бога и неуклонно идти по пути добра. Для того, чтобы достигнуть твердого и неуклонного направления воли к добру, первым людям была дана заповедь. Через исполнение этой заповеди прародители утвердились бы на пути добра, и их воля получила бы твердое и неуклонное направление к добру. Но первые люди не устояли в добре, не удержали свою волю в согласии с Божией. Вследствие этого вместо твердого и неуклонного направления к добру в их воле появилась наклонность к греху. Эта наклонность воли к греху сделалась уделом всех потомков первых людей. Воля человека получила наклонность к греху, так что падший человек должен употреблять большие усилия побороть в себе ее и идти по пути добра.
Грех доставил первым людям много бед и скорбей. «Когда первые люди впали в грех, как вдруг почувствовали они свою наготу, свой срам, мрак демонский, свою немощь, мятеж сердца и воли против Бога, и закон греховный во удах своих, противоющий закону Божию, болезненное раздвоение сердца, разлучение внутреннее; человек — лучшее, возлюбленнейшее творение Божие на земле, — стал слугою диавола, врагом своего Творца, мятежником против Него, вместилищем духа вражия. С этого времени лисицы — бесы возымели в сердцах людей норы, и эти птицы небесные — гнезда, а Господь не имел, где голову приклонить в них»[9].
Следствия греха отразились и на сердце наших прародителей. До падения оно отличалось чистотой и непорочностью, было исполнено высоких, святых чувств. Свои стремления они направляли к единому высшему благу, к Богу, в общении с Которым получали свое высшее наслаждение. Но не таким стало сердце прародителей после грехопадения: в нем возникли нечистые и чувственные стремления. Затем они, отказавшись от общения с Богом, устремились к удовлетворению благами мира и в них думалинайти источник счастья и блаженства. Вся деятельность человека устремилась на поиски чувственных наслаждений. «Они вдруг заметили, что их душа помрачилась. Мысли и желания их возмутились. Воображение и память их начали затмеваться. Вместо прежних радостей и душевного спокойствия они должны были теперь переносить мучительные труды и всякого рода неприятности. Наконец, грозила им болезненная старость, а после нее — смерть. Но, что всего ужаснее, диавол, который утешается страданиями человека, возымел над ним власть. С этого времени они начали чувствовать холодное действие холода, жара, ветров и непогод. Звери стали свирепы и стали смотреть на них как на своих врагов, между тем как прежде, когда люди были невинны, звери страшились своего человека как своего царя»[10].
«Плоть человеческая возобладала над душой. Лучшее стало в подчинении у худшего. Плоть начала склонять душу ко всякому греху, а душа — божественное дыхание, — вместо того, чтобы господствовать над плотью, сама стала жить сообразно с греховным влечением плоти. Правда, в душе осталось ведение о Боге, стремление к Нему, желание соединиться с Ним, но все это было слабо. Плоть старалась как можно скорее заглушить, усыпить это. Чтобы подчинить грешную плоть душе, чтобы душа не исполняла похотей плоти, человек должен много потрудиться: в продолжении всей жизни он должен терпеть неизбежную борьбу между плотью и духом»[11].
Следствия греха отразились не только на духовной стороне природы человека, но и на телесной. До падения тело человека отличалось крепостью и силой и не испытывало болезней. После падения телесные болезни являются наказанием за грех.Когда зло в человеческом роде дошло до крайней степени, когда люди испытали свое бессилие для добра
«Так как Бог правосуден, а содеянный грех был делом свободного произвола человека, оказавшегося невнимательным, неблагодарным и недоверчивым перед своим Творцом, и потом, так как весьма легко было не нарушить заповедь по ее легкости к исполнению, то Бог определил достойное наказание прародителям, а в лице их и всем людям. Еве, которая прельстилась, предрек Он великие печали и воздыхания, болезни при рождении детей и подчинение мужу. Адаму изрек Господь проклятие на землю за его грех и предрек чрезмерные труды, скорби и печали, с которыми соединено будет впредь их питание насущным хлебом, до тех пор когда они и сами возвратятся через смерть в ту землю, из которой были они созданы. А как плодов дерева жизни теперь они были уже недостойны вкушать, то Господь изгнал первых людей из рая сладости возделывать землю, к раю приставил Херувима и пламенное оружие, обращаемое для охранения пути к дереву жизни. Труды и печали, болезнь и смерть сделались уделом человечества по определению Всевышнего»[12].
«В числе других последствий греха потомство падших прародителей постигли разные болезни, которые с течением времени делались разнообразнее и жестче. Люди скоро забыли, что они — братья, и перестали любить друг друга. Мало того, стали нападать друг на друга, гордиться, ненавидеть, завидовать, обманывать, мучить и убивать друг друга»[13].
Завершением всякого рода болезней является смерть, которая является следствием греха и наказанием за грех.
3. Боговоплощение — основа нашего спасения
Впереди у прародителей была надежда на спасение. Бог не хочет смерти грешника. Он хочет всем спасения. Ему было жалко оставить на погибель человека. И вот, Он по своему милосердию дал нашим прародителям надежду на спасение. «Не до конца прогневался на них Господь. По Своему беспрекладному милосердию Он оставил скорбным сердцам прародителей надежду на Избавителя, Который должен был спасти их и человеческий род от греха, проклятия и смерти. Этот Избавитель есть Сын Божий»[14].
С верой в грядущего Спасителя отходили в вечность праотцы. С трепетной радостью Его предсказывали пророки, они с надеждой на Его милосердие терпели страдания и встречали смерть. Целыми тысячелетиями человеческий род ждал обетованного Избавителя, и вот, наконец, исполняется его желание, его чаяние. Были услышаны вопли заблудшего человечества: на землю нисходит Спаситель и просвещает во тьме весь человеческий род.Сиротствующему по причине греха человечеству снова возвращается Отец Небесный через таинство возрождения, то есть через крещение и покаяние
«Для людей в их греховной испорченности и в их удалении от Бога была необходима Божественная помощь. Нужен был Божественный Спаситель, без Которого они погибли бы в грехах своих невозвратно, навсегда. Этого Спасителя Всеблагой Бог обещал людям еще вскоре после первого греха и к Его принятию постепенно приготовлял человеческий род через прообразования и пророчества. Верою в Божественного Спасителя люди спасались задолго до Его пришествия»[15]. Бог обещал, что Семя жены сотрет главу змия (Быт. 8:15). Это означало, что в известное время родится Богочеловек, Который сокрушит власть диавола и избавит людей от греха, проклятия и смерти. Но Спаситель пришел на землю не сразу, чтобы люди сами почувствовали свое бедственное состояние под властью греха и диавола и захотели Божественной помощи и на собственном опыте узнали, что слова диавола «будьте как боги» ложны.
«Прежде чем явился на землю Сын Божий, прошло много времени потому, что как люди по своей воле отпали от Бога, заблудились от своего пути, то нужно было дать им время испытать вред от своеволия, от греха. Нужно было дать им узнать на опыте, как ложны слова диавола: Будете как боги (Быт. 3:15). Нужно было дать им время испытать свое бессилие в борьбе со грехом, чтобы им самим всею душою пожелать Высшей помощи при бесполезности своих учений. От того именно Отец Небесный отложил сошествие на землю Сына Своего на несколько тысяч лет после падения первых людей. В это время люди видели и испытали всякое зло и всякое бедствие, какое только мог породить грех, человекоубийца диавол, злая человеческая воля или праведный гнев Божий. Так что под конец все люди стали желать и ждать Вышней помощи. Все познали опытом, что зло и горько оставлять Бога (Иер. 2:19)»[16].
«Бог умыслил план спасения рода человеческого, чтобы победить врагов наших и разрушить дела диавола. Этот план состоял в послании на землю Сына Божия в образе Раба, в образе человека, и в искуплении через Него человеческого рода»[17]. «Когда зло в человеческом роде дошло до крайней степени, когда люди испытали свое бессилие для добра, ясно все увидели и почувствовали нужду в Небесном Избавителе от греха; когда мучительство врага рода человеческого — диавола дошло так же до крайней степени, тогда-то пришло исполнение времен, и Бог Отец послал Единородного Сына Своего и Он премилосердный, не терпя зрети от диавола мучима рода человеча, пришел к нам на землю чтобы спасти нас и чтобы разрушить дела диавола»[18].
Сын Божий сошел с небес, чтобы нас возвести на небо. Господь принял зрак раба, чтобы сделать нас сынами Божиими по благодати. Он пришел на страдания за наши грехи, чтобы нам даровать праведность и вечное блаженство.
Христос стал Человеком, чтобы спасти человека. Здесь открывается беспредельная Божественная Премудрость, сила, благодать, любовь. Человек вследствие грехопадения отступил от Бога, стал рабом греха, пленником диавола, наследником вечного мучения. Для человека не было посредника, чтобы примирить его с Богом. Для человека были затворены врата Царствия Небесного и потеряна надежда на спасение. Бог сжалился над Своим созданием и сошел на землю, воплотился, чтобы показать путь ко спасению, открыть ему врата Царства Небесного, соединить его с Богом, избавить от рабства греху, от диавольского плена и вечных мучений.
«Бог, содержащий всю вселенную Своим словом, сделался Человеком чтобы человека возвести на первое место блаженства»[19]. «Воплощение Сына Божия для спасения людей было совершенно необходимо. Чтобы спасти человека, нужно было удовлетворить правде Божией за грех человека. Но ни один человек не только за другого, но и за себя не может дать выкупа и цену избавления души своея ( Пс. 48:8), удовлетворения бесконечной правде Божией, бесконечно оскорбленной грехом непослушания человеческого, долженствовало быть тоже бесконечное. Кроме того, нужно было сокрушить в человеке силу зла, удалившую его от Бога и постоянно удалявшую все далее и далее, без чего нельзя было соединить его вновь с Богом, Который гнушается греха. А истребить человеческую греховность — для человека, кто бы он ни был, было дело невозможное, потому что она есть глубокая порча человеческой природы, прирожденная каждому человеку. Истребить ее значило то, что обновить, воссоздать человека. Кто же мог воссоздать человека кроме Создателя?»[20].
«Со стороны Бога причиной вочеловечения была бесконечная любовь к нам, Его созданиям, — любовь Первообраза к живому, словесному образу Своему, падшему, погибающему, ибо мы Его образ; А со стороны нашей — наши грехи, наше ужасное падение, наша неизбежная вечная гибель»[21].
«От чего и для чего же такое снисхождение Творца к преступным Своим тварям, к человечеству, которое по своей воле отпало от Бога, своего Творца? По величайшему, неизглаголанному милосердию Владыки к Своему созданию, Который не мог видеть свой род человеческий, Им созданный, наделенный дивными дарами, порабощенным диаволу и навек обреченным на страдания и муку. И Слово стало плотью!.. Для того, чтобы нас земных сделать небесными, грешных — святыми: чтобы от тления возвести к нетлению; от земли — на небо; от рабства греху и диаволу — в славную свободу чад Божиих; от смерти — к бессмертию, чтобы нас сделать сынами Божьими и посадить на престол, как царских детей»[22].
«Слово стало плотью, то есть Сын Божий, собезначальный Богу Отцу и Духу Святому, соделался человеком, воплотившись от Духа Святого и Марии Девы. Дивное ужасное и спасительное таинство! Безначальный принял начало по человечеству, бестелесный стал плотоносуем, Бог — человеком, не переставая быть Богом; неприступный, Которого трепещут Серафимы, Херувимы, лица закрывая, — для всех доступен в зраке раба»[23]. Сын Божий принял на Себя человеческую плоть кроме греха и сделался человеком; не переставая быть Богом, принес нам на землю мир от Бога и Божие благоволение. Наше тело после воплощения Сына Божия стало храмом живущего в нас Святого Духа.
«С пришествием на землю Сына Божия в плоти, по принесении Им Себя Самого в жертву за грешный род человеческий, вместо проклятия, которое было изречено вначале Богом, людям верующим даруется благословение Отца Небесного; они получают усыновление и обетование вечного наследия жизни. Сиротствующему по причине греха человечеству снова возвращается Отец Небесный через таинство возрождения, то есть через крещение и покаяние. Люди избавляются от мучительной, смертоносной державы диавола, от терзаний греха и всяких страстей. Человеческое естество обожается ради безмерного милосердия Сына Божия, и ему семьдесят крат седмерицею отпускаются грехи. Грешники помилованы, нечистые очищаются, оскверненные очищаются, немощные исцеляются, обесчещенным даруется безмерная честь и слава, омраченные просвещены божественным светом благодати и разума. Уму человеческому дан разум Божий. Человеческому сердцу дано сердце Христово; тленное стало бессмертным; нагое и израненное грехом и страстями украшено божественною славою; голодное и жаждующее насыщено и утолено питающим и укрепляющим душу словом Божиим и Пречистым Телом и Божественною Кровию Христовою; безутешные утешены, насильственные от диавола избавлены и избавляются»[24].Воскресением Христовым отверсто небо, которое прежде было затворено грехами Адама и всего человечества
«Чем было вызвано воплощение Сына Божия? Во-первых, безмерною благостию Божиею: Бог не мог видеть Свое создание возлюбленное мучимым и погибающим от диавола и восхотел его избавить; восстановить попранную людьми правду, разрушить проклятие и смерть. Во-вторых, язва греха была так велика и глубока в людях, смрад греха столь силен и смертоносен, зло так велико, падение столь гибельно, грехи столь безчисленны, что их мог взять на себя только Сын Божий; только Он мог исцелить язву греха, только Он мог отнять смрад греховный и очистить, освятить и облагоухать миром Духа Святого человечество; только Сын Божий мог выступить в единоборство с древним человекоубийцей — сатаной и победить его, и никто больше: ибо Он только мог принести полное удовлетворение правде Отца Небесного за все грехи человеческие, исполнив всякую правду и пострадав неправедно за неправоты наши, и таким образом человечество, предавшееся диаволу через запрещенную снедь, — искупить от сильной власти его»[25].
«Через воплощение, страдания и смерть вочеловечившегося Сына Божия принесено удовлетворение правде Божией за грехи человеков; а через Его спасительное учение, заповеди, через Его жизнь, через Его Животворящее Тело и Кровь и другие таинства обновлена, воссоздана, и воссоздается человеческая природа. Спаситель, как безгрешный Бог и Человек всею Своею земною жизнью и всеми Своими делами вместо нас оказал совершеннейшее послушание воле Бога Отца, с полным отречением от Своей воли потерпел все присужденные правде Божией скорби, страдания и смерть. Такою жертвою совершенно удовлетворил Божественному правосудию за все человеческие грехи. Как грех Адамов сделал всех людей виновными перед Богом, так и праведность Богочеловека, как второго безгрешного Адама, делает их праведными перед Богом через их веру в Богочеловека»[26].Вера в воскресение Господа вселяет в нас надежду, что и мы воскреснем вместе с Ним
«Сын Божий уже благоволит исполнить все отеческое смотрение о нас, совершив наше спасение Своим учением, Своею жизнью, смертью за нас и Воскресением, и уже вознесся Своим человечеством на небеса и сидит одесную Бога Отца. Но наше спасение совершенно не обусловлено. Чтобы быть нам в числе спасаемых, для этого нужно принимать всем сердцем спасительное учение Иисуса Христа и поступать по нему. Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет — говорит Господь (Ин. 14:23). Нужно также каждому по мере своих сил подражать Его жизни, которая является образцом нашей жизни. Аще кто Мне служит, Мне да последует: и идеже есмь Аз, ту и слуга будет (Ин. 12:26). Вознесшись от нас на небо, Господь всегда с нами по Божественному вездеприсутствию. С нами Его чудодействующее, сладчайшее Имя, Его святое Слово, Его животворящий Крест и Его спасительные Таинства»[27].
4. Значение Воскресения Христова в деле нашего спасения
После крайнего уничижения, закончившегося крестной смертью, началось прославление Господа нашего Иисуса Христа. Оставаясь еще телом во гробе, Господь вошел в преисподние места земли, чтобы Своим явлением разрушить узы ада. Все живущие на земле до пришествия Христова сходили во ад, но с Воскресением Христовым все изменилось. Христос Своею смертью попрал смерть, даровал нам бессмертие. Всемогущий Господь ничего не делает напрасно, и Его средства всегда приспособлены к целям. Поэтому Воскресение Христово должно занимать важное место среди великих событий, входящих в план нашего спасения. В воскресшем Господе мы имеем источник той новой жизни в единении с Богом, которую должны вести христиане.
«Воскресением Христовым отверсто небо, которое прежде было затворено грехами Адама и всего человечества; — теперь открыт свободный вход в него всем верующим, кающимся и творящим дела благодати... Нам дарованы Христом Богом такие нетленные, вечные, превосходные блага, которых ничье око не видело, о каких никакое ухо не слышало и какие на сердце человеку не приходили»[28].Сердечная вера необходима человеку, потому что светоч ума нашего очень ограниченный, не много вмещает в себе света умного
Через Свою смерть Он посрамил и победил диавола и даровал нам власть побеждать диавола, так как лишил его силы, а нам даровал силы противостоять ему. Своей смертью и воскресением Господь открыл нам вход на небо. Господь снова даровал нашим душам вечную жизнь, которую мы утратили вследствие прародительского греха. Победа Христа над смертью является началом победы над смертью всего искупленного Им человечества.
«Он почил, умер на кресте плотию, предав дух в руки Богу Отцу Своему, и в третий день воскрес Силою Божества Своего, разрушив ад и смерть. В Своем воскресении Он явился величайшим Победителем, какого никогда не видел и более не увидит мир: ибо Он Своим воскресением положил начало воскресению всего рода человеческого, которое совершится в последний день. Но, чтобы победить смерть, пленившую весь человеческий род, надо было, чтобы Победитель был величайшим праведником, совершенно отчужденным греха. Христос положил начало воскресению человеческого рода: и Его словом всемогущим в свое время воскреснут все люди, одни — в воскрешение живота, а другие — в воскрешение суда»[29].
Воскресение Христово находится в неразрывной связи с нашим воскресением. «Нам остается продолжать дело Христово, дело собственного духовного воскресения, каждого из нас через борьбу с грехом и борьбу над ним. Христианин при помощи благодати воскресшего Христа сам внутренне воскресает из мертвых и делается живым человеком по духу и получает отрадную надежду на блаженное воскресение в последний день мира Духом Святым»[30].
«Помня о будущем воскресении, надо стараться неотменно, чтобы воскреснуть всем нам на радость и жизнь вечную, а не на скорбь и муку вечную, и чтобы по воскресении стать одесную Господа, а не ошуюю, и услышать не глас грозный, отсылающий в огнь вечный, а глас, зовущий в Царство Небесное»[31].
«Я вам задам один вопрос: в каком виде, в каком состоянии воскреснем мы из мертвых? А это зависит от вас самих; мы воскреснем или смердящим, страшным мертвецом, или благоухающим, радостным, веселым. Каждому из вас Господь даст по делам его. Старайтесь все, дорогие мои, воскреснуть в вечное блаженство, а не в муку вечную. Готовьтесь к воскресению из мертвых, готовьтесь каждый день, каждый час. Здешняя жизнь — минута, а будущая — вечность; здешняя только сон, она должна быть приготовлением к жизни будущей, — сегодня человек жив, завтра умер»[32].
Вместе с воскресением Господа нам дана такая вера, которой уже никто и ничто отнять не может. Мы теперь убеждены, что только во Христе истина и спасение.
Вера в воскресение Господа вселяет в нас надежду, что и мы воскреснем вместе с Ним. Но чтобы наступило это воскресение, человеку, во-первых необходимо освободиться от власти греха внутри своего естества. Во-вторых, нужно вступить в борьбу с грехом, действующим во внешнем мире и стремящимся проникнуть в нас и снова владеть нами. Совоскресение с Христом для вечности еще здесь, на земле, достигается в той мере, в какой верующие очищают себя от греха.
Если бы Христос не воскрес, то не было бы и нашей святой веры, не было бы у нас никакой надежды на спасение, и погибли бы мы тогда в своих грехах в глубине ада. Воскресение Христово — торжество нашей надежды. Все наши надежды в этой жизни сводятся к тому чаянию, что люди после скорбей и лишений этой земной жизни после телесной смерти воскреснут из мертвых, войдут в Царствие Божие и все, возлюбившие Бога, будут вечно блаженствовать телом и душой.
5. Вера — необходимое условие нашего спасения.
Каждый человек в глубине своей души стремится к чему-то возвышенному, прекрасному, к тому, что стоит над всем миром. Всякая человеческая душа имеет такое стремление. И этим стремлением является вера.
«Веровать в Бога значит иметь живую уверенность о Его бытии, свойствах и действиях, и всем сердцем принимать откровенное слово Его о спасении рода человеческого»[33].
Вера является началом и основанием нашей духовной жизни, на которой зиждется наше спасение. «Вера есть согласие сердца с истиною, которой мы не ощущаем внешними чувствами; вера сердца — то же, что чувства тела: как бы видя истину, сердце признает, живо чувствует ее. Вера во время молитв, состоящих из прошения, славословия или благодарения, или во время чтения Священного Писания есть теплое, живое согласие сердца с каждым словом, чувство истины каждого слова. Неверие же, напротив, есть мучительное, упорное, ложное несогласие сердца с тем, что говорится в молитвах или Священном Писании, или писаниях святых отцов, — мертвая нечувствительность к живым, преисполненным истины словам молитв или Писания; потому неверие есть тайная гордость, а вера — глубокое смирение. Неверие — исчадие сатанинское, вера — чадо Божие; вера в религии то же значит, что истина, неверие в религии — то же, что ложь»[34].Что для растений земля, то для души — Бог
Больше всего надо стараться поддерживать и взращивать веру. Через веру мы спасаемся. Она является основной христианской деятельностью. Живая вера является Божиим даром, которая дается всем, кто всей душой ищет истину и жаждет познания о Христе. Вера заключается в том, чтобы всецело принять учение о Боге, открытое Им Самим.
«Сердечная вера необходима человеку, потому что светоч ума нашего очень ограниченный, не много вмещает в себе света умного, а Господь Бог есть беспредельный Свет, и мир есть бездна Его всемогущества и премудрости, тогда как в нас только ничтожная, так сказать, капля Его силы и мудрости, потому что столько, а не больше вместить их могли мы в своем бренном теле»[35].
«Душа человеческая, утвержденная верой и любовью в Боге, как корнями духовными, также живет и будет жить в будущем веке. Дерево, вырванное из земли с корнем, прекращает жизнь, которую получало от земли через корни. Так и душа человеческая, потерявшая веру в Бога и любовь и не пребывающая в Боге, в Котором вся жизнь ее, умирает духовно. Что для растений земля, то для души — Бог»[36].В жизни каждого христианина обязательно бывают дни душевного охлаждения к вере
Вера нам необходима для того, чтобы нам придти к Богу и получить вечное спасение. «В том и вера наша христианская состоит, чтобы уповать всегда на Бога и быть беспечальным касательно земных благ, да с радостию служить ближним, по любви к ним, да страдать за Христа, за благочестие, а не в том, чтобы есть и пить и с жадностию собирать имущество и уют дать только себе»[37].
Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своем дневнике сравнивает веру с рекой: «Вера святая подобна великой, живоструйной реке, текущей по обширной пустыне; река эта очень длинная, начало ее — в Ключе воды живой, удаленном от нас на огромное расстояние; мы видим продолжение реки и с избытком почерпаем из нее питательное и прохладительное питие»[38].
Через веру мы теснейшим образом соединяемся с Самим Христом. «Соединяйся с Богом, с душой своей посредством сердечной веры, и все можешь сделать. Борют тебя сильные, невидимые, неусыпающие враги? Победишь. Враги видимые, внешние? Победишь. Терзают страсти? Одолеешь. Подавляют скорби? Отвратишь. Унываешь духом? Получишь мужество. Все с верой возможешь победить и самое Царство Небесное получишь. Вера — величайшее благо в земной жизни: она соединяет человека с Богом и в Нем делает его сильным и победоносным»[39].
Наша душа очень часто жаждет животворящего пития, но очень не многие догадываются где его достать. А оно очень близко — в вере во Христа. Сам Спаситель говорит: Кто жаждет, иди ко Мне и пей (Ин. 7:37). «Имей живую веру во Христа, Который есть Питие неисчерпаемое для душ наших, признай себя грешником, вздохни о своих грехах — и Христос вселится в твое сердце и Своим присутствием напоит и усладит твое сердце. Это не одни пустые слова или обещания. Говорится то, что испытано миллионами»[40]. Нам необходимо иметь живую веру во Христа, Который является неисчерпаемым Питием для наших душ.
«Истина и спасительность нашей святой веры ясно открывается из того, что ни одно таинство, ни одна молитва веры не остаются у нас тщетными, но приносят к нам с неба и являют силу свою в душах и телах наших, очищают грехи наши, успокаивают души наши, по слову Спаса нашего: Приидите ко Мне вси труждающиеся и обременении, и Аз упокою вас (Мф. 11:28), избавляют нас от сердечных скорбей и телесных болезней»[41].
Диавол всячески старается изглаждать из души веру в Господа и во все истинное, святое. «Знает вселукавый бес, что в вере нашей заключается величайшее утешение для души, пораженной скорбию греховною, и потому всячески старается клеветать на истину, подрывая неподрываемую ее достоверность, потемняя разум и охлаждая сердце читающего или слушающего»[42].Многие не имеют веры, не обладают ей от своего невежества и оттого, что не ищут и не просят ее у Бога
В жизни каждого христианина обязательно бывают дни душевного охлаждения к вере. «В эти-то дни Господь попускает диаволу особенно нападать на любящих Его — для возбуждения их сердечного жара, для испытания их веры, любви и благодарности Богу. С этой целью попускает Господь преткновение на общественной молитве, происходящее от сердечного маловерия. В этих испытаниях Господь дает нам видеть нас самих. И Он верою достигает Своей цели»[43].
Бывают случаи в духовной жизни христианина, когда вера начинает угасать. «Когда вера будет угасать в твоем сердце, возведи молящий и, если можешь, слезящий взор ко Господу и моли Его призреть на твое ничтожество и подать дар веры»[44].
«Смотри, не забудь, христианин, и не потеряй когда-либо сердечной веры в Того, Кто есть невидимый Живот твой, покой твой, свет твой, сила твоя, дыхание твое, то есть во Христа Иисуса. Не верь сердцу твоему, когда оно одебелевает, помрачится и охладеет от пищи и пития, от мирской рассеянности или, наконец, от того, что ты будешь жить умом, а не сердцем, когда ум упражнять, а сердце оставишь в пренебрежении, когда сеть будешь украшать и увеличивать, а самого ловца оставишь в бедности и нищете, ибо сердце есть сравнительно, ловец или рыбак, а рассудок — сеть рыбака»[45].
Нам необходимо постоянно возгревать в своем сердце веру. «Если не возгревать в сердце теплоты веры, то может от нерадения совсем погаснуть в нас вера, может как бы совсем помереть для нас христианство со всеми его Таинствами. Враг о том только и старается, чтобы погасить веру в сердце и привести в забвение все истины христианства. От того мы видим людей, которые только по одному имени христиане, а по делам совершенные язычники»[46]. «Больше всего старайся в жизни о том, чтобы поддерживать и возращать веру. Чрез веру мы спасаемся, и вера — основа христианской деятельности; человек без веры живет не по-христиански»[47]. «Вера наша часто утопает: нужна спасительная доска, за которую бы она могла твердо ухватиться и спастись от потопления. Этих спасительных досок плавает много в море Откровения, разума и природы, надобно только научиться искусству ловить их»[48].
«Неприметно свет веры исчезает из сердца, равно как надежда, любовь и всякая добродетель, как неприметно же приходит к человеку — в его сердце — и Царствие Божие. Неверие, отчаяние, вражда, все грехи и страсти также входят в душу неприметно, постепенно, легко. Легко потерять Царствие Божие, но труднее приобретать его. Поэтому надо смотреть за своим сердцем во все глаза»[49].
Многие не имеют веры, не обладают ей от своего невежества и оттого, что не ищут и не просят ее у Бога, потому что вера является даром Божиим. Другие не имеют веры из-за гордости, оттого, что обратились всем своим умом и сердцем к миру, плоти, а не к Богу. «От чего не бывает веры в некоторых людях и она с великим трудом вмещается в их сердце? Оттого, что их сердце занимают какие-нибудь страсти, и виновник их — диавол; а как место веры в сердце, а предметы веры противоположны страстям, именно: Бог, Ангелы, святые Божии, — то и нельзя быть вере в сердце, наполненном тем, что противоположно ей. Вера живет в сердце — значит то же, что святость, чистота, всякая правда живут в сердце; неверие живет в сердце — значит то же, что страсти и всякая нечистота живут в сердце»[50].
«Где начинается неверие, там начинается жалкое, низкое рабство и упадок духа; и напротив, где вера, там — величие, возвышенность, свобода духа»[51]. «Источник неверия есть гордость; неверующий внушенно говорит: другие говорят так, а я не соглашаюсь с тем, что они говорят; я хочу верить и говорить иначе. Значит, неверие уничтожает слова других и свои мысли сердечные, свои мысли поставляет выше других. Поэтому, чтобы иметь искреннюю, сердечную веру, непременно нужно смириться сердцем»[52].
«Надобно стяжать в вере такую твердость сердца, чтобы оно по свободной нашей воле нимало, ни на минуту не колебалось двоедушием, склонением на сторону противоположную, чтобы христианин не был волнением морским, которое ветром поднимается и потом опять разметается»[53].
Искренняя, твердая и нелицемерная вера ставится в заслугу человеку и ради нее Господь обещает бесчисленные блага.
«Обрати все свое внимание на стяжение веры: она — спокойствие, блаженство твоего сердца и твоей жизни. Ты мучаешься сомнением или неверием, оно убивает тебя, лишает иногда плодов молитвы и причащения Святых Тайн, вместо мира и радости сердца, поражая его смертельною тяжестью. Стяжи веру — будешь счастлив»[54].
«Как блажен и счастлив тот, кто имеет веру в Бога! Чем сильнее вера, тем большую силу Божию спасительную привлекает она к человеку. Нет греха, нет скорби и беды, от которых не могла бы спасти вера: она диаволов прогоняет, болезни исцеляет, мертвых воскрешает, грехи очищает. Кто верует, тот может горы передвигать. Какие это горы? Не горы земные, хотя и они повинуются верующему, — а горы скорбей, искушений диавольских. Какое неоцененное сокровище, — искренняя и твердая вера во Христа! Чрез нее можно получить всякие блага от Господа Бога»[55].
Для того, чтобы достичь спасения, недостаточно одной рассудочной веры, но необходима живая, твердая, неколеблющая вера, сопровождающаяся исполнением евангельских заповедей. Вера является спасением людей. Одной веры без добрых дел недостаточно для спасения. Вера дает нам основание, на ней могут уверенно покоиться наши надежды.
иеродиакон Питирим (Ануфриев)
Ключевые слова: вера, спасение, Иоанн Кронштадтский, Церковь, сотворение мира, грехопадение, боговоплощение
[1] См.: Давыденков О., свящ. Догматическое богословие. / Часть третья. Раздел I. Бог как Творец и Промыслитель мира. // URL: http://www.sedmitza.ru/lib/text/431691/ (дата обращения: 25.06.2018).
[2] См.: Иоанн Кронштадтский, св. прав. Моя жизнь во Христе. Т. 1. Ч. 3. // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/moja_gizn_vo_hriste/1_3 (дата обращения: 26.06.2018).
[3] Там же.
[4] Иоанн Кронштадтский, св, прав. Беседы о боге творце и промыслителе мира, говоренные в Кронштадтском Андреевском соборе протоиереем Иоанном Сергиевым / И. Сергиев Изд. Училищного совета при святейшем синоде. — Санкт-Петербург: Синод. тип., 1896. — С. 133.
[5] Иоанн Кронштадтский, св, прав. Жизнь в недрах Церкви. От смерти к жизни. Из дневника за 1902-1904 гг. — СПб., Иоанновский ставропигиальный женский монастырь, 2013. — С. 4-5.
[6] Там же. С. 6.
[7] Иоанн Кронштадтский, св, прав. Беседы о боге творце и промыслителе мира, говоренные в Кронштадтском Андреевском соборе протоиереем Иоанном Сергиевым / И. Сергиев Изд. Училищного совета при святейшем синоде. — Санкт-Петербург: Синод. тип., 1896. — С. 151-152.
[8] Там же. С. 152.
[9] Иоанн Кронштадтский, св, прав. Жизнь в недрах Церкви. От смерти к жизни. Из дневника за 1902-1904 гг. — СПб., Иоанновский ставропигиальный женский монастырь, 2013. — С. 8-9.
[10] Иоанн Кронштадтский, св, прав. Беседы о боге творце и промыслителе мира, говоренные в Кронштадтском Андреевском соборе протоиереем Иоанном Сергиевым / И. Сергиев Изд. Училищного совета при святейшем синоде. — Санкт-Петербург: Синод. тип., 1896. — С. 158-159.
[11] Там же. С. 159.
[12] Там же. С. 154-158.
[13] Там же. С. 189.
[14] Там же. С. 155.
[15] Там же. С. 154.
[16] Там же. С. 177.
[17] Иоанн Кронштадтский, св, прав. Жизнь в недрах Церкви. От смерти к жизни. Из дневника за 1902-1904 гг. — СПб., Иоанновский ставропигиальный женский монастырь, 2013. — С. 79.
[18] Иоанн Кронштадтский, св, прав. Беседы о боге творце и промыслителе мира, говоренные в Кронштадтском Андреевском соборе протоиереем Иоанном Сергиевым / И. Сергиев Изд. Училищного совета при святейшем синоде. — Санкт-Петербург: Синод. тип., 1896. — С. 180.
[19] Там же. С. 197.
[20] Там же. С. 198-199.
[21] Иоанн Кронштадтский, прав. Полный годичный круг поучений — М.: Ритекс ЛТД, 1997. — с. 99.
[22] Иоанн Кронштадтский, прав. Солнце правды. — Минск: Харвест, 2005. — С. 5.
[23] Там же.
[24] Там же. С. 6.
[25] Иоанн Кронштадтский, св, прав. Жизнь в недрах Церкви. От смерти к жизни. Из дневника за 1902-1904 гг. — СПб., Иоанновский ставропигиальный женский монастырь, 2013. — С. 81-82.
[26] Иоанн Кронштадтский, св, прав. Беседы о боге творце и промыслителе мира, говоренные в Кронштадтском Андреевском соборе протоиереем Иоанном Сергиевым / И. Сергиев Изд. Училищного совета при святейшем синоде. — Санкт-Петербург: Синод. тип., 1896. — С. 198-199.
[27] Там же. С. 201.
[28] Иоанн Кронштадтский, прав. Правда о Боге, мире и человеке. — М.: Сибирская благозвонница, 2014. — С. 146-147.
[29] Там же. С. 86-87.
[30] Там же.
[31] Венок на свежую могилу незабвенного пастыря о. Иоанна Кронштадтского: 148 поучений, экспромтов. — СПб., 1909. — С. 181.
[32] Там же С. 300.
[33] Филарет (Дроздов ), свт. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. — М: Общество святителя Василия Великого, 1999. — С. 26.
[34] Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. — Т. 2. — М.: Отчий дом, 2003. — С. 256.
[35] Иоанн Кронштадтский, прав. Моя жизнь во Христе. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2005. — С. 68.
[36] Там же. С. 56.
[37] Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. — Т. 15. — М.: Булат, 2006. — С. 366.
[38] Иоанн Кронштадтский, прав. Моя жизнь во Христе. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2005. — С. 28.
[39] Там же. С. 54.
[40] Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. — Т. 2. — М.: Отчий дом, 2003. — С. 274.
[41] Иоанн Кронштадтский, прав. Моя жизнь во Христе. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2005. — С. 148.
[42] Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. — Т. 2. — М.: Отчий дом, 2003. — С. 221.
[43] Там же. С. 460.
[44] Там же. С. 461.
[45] Иоанн Кронштадтский, прав. Моя жизнь во Христе. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2005. — С. 87.
[46] Там же. С. 167.
[47] Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. — Т. 2. — М.: Отчий дом, 2003. — С. 528.
[48] Там же. С. 478.
[49] Там же. С. 221.
[50] Там же. С. 228.
[51] Там же. С. 274.
[52] Там же. С. 167.
[53] Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. — Т. 4. — М.: Отчий дом, 2003. — С. 31.
[54] Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. — Т. 2. — М.: Отчий дом, 2003. — С. 163.
[55] Венок на свежую могилу незабвенного пастыря о. Иоанна Кронштадтского: 148 поучений, экспромтов. — СПб., 1909. — С. 151.