Споры о Пресвятой Троице: свт. Василий Великий о Боге Едином

Московская Сретенская  Духовная Академия

Споры о Пресвятой Троице: свт. Василий Великий о Боге Едином

Иерей Павел Карев 5848



Сейчас для каждого христианина очевидно, что все Три Лица триединого Бога участвуют в деле сотворения, промышления и спасения человека. Однако во времена свт. Василия Великого споры о сущности Ее Лиц ещё не прекратились. Получения святителя проясняют многое и могут быть полезны и в наши дни для разговора с сомневающимися.


Содержание:

  • Кто для нас Пресвятая Троица
  • Спасение человечества Богом Словом
  • Домостроительство спасения Духом Святым
  • Кто для нас Пресвятая Троица

    Православные христиане поклоняются Единому Богу. Мы верим, что все Три Лица Пресвятой Троицы участвуют в деле сотворения, промышления и спасения человека. Однако во времена святителя Василия ещешли споры о том, кем является Христос. Поэтому святой отец много рассуждает об этом и доказывает равность Бога Отца и Бога Сына.

    Здесь он не был первопроходцем: «Учение святителя Афанасия Великого о спасении оказало большое влияние на развитие святоотеческой сотериологии периода Вселенских соборов. Как из глубокого кладезя, последующие богословы обильно черпали материал из его сотериологии для дальнейшего развития основных её начал применительно к требованиям своего времени. Особенно близко по духу своих воззрений стоят к святителю Афанасию святители Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский...»[1].

    Посему все, что имеет Отец, принадлежит Сыну, не как что-либо постепенно в Нем прибывающее, но как всецело в Нем пребывающее

    Итак, как же учит об Отце и Сыне Василий Великий? «Посему-то говорит Господь: "Моя вся Твоя суть", потому что к Отцу возводится начало созданий, "и Твоя Моя" (Ин. 17:10), потому что от Отца приемлет Он и то, чтоб стать причиною созидания, не в том смысле, что Сын в действовании пользуется пособием Отца, и что Ему особыми частными приказаниями вверяется служение каждого дела — это было бы рабственно и чрезмерно ниже Божеского достоинства, но в том смысле, что Слово, исполнившись Отчими благами, от Отца возсияв, все творит по подобию Рождшего. Ибо если не имеет с Ним разности по сущности, то не будет иметь разности и по могуществу. А у кого сила равная, у тех непременно и действование равное. Христос же Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1:20). Посему вся Тем быша (Ин. 1:3), и всяческая Тем и о Нем создашася (Кол. 1:16), не в том смысле, что Он исполняет какое-то орудное и рабское служение, но в том, что Он зиждительно совершает Отчую волю»[2]. «Посему все, что имеет Отец, принадлежит Сыну, не как что-либо постепенно в Нем прибывающее, но как всецело в Нем пребывающее. И у людей, обучившийся искусству и долговременным размышлением укоренивший в себе непоколебимый к нему навык, может уже действовать сам собою по составившимся в нем законам знания»[3].

    Во всём этом видится удивительное «единение воли»: «Если Отец созидает чрез Сына, то этим ни зиждительная сила в Отце не представляется несовершенною, ни действие Сына не признается бессильным, но изображается единение воли. Посему речение "Им" заключает в себе признание первоначальной вины, и берется не к унижению производящей причины»[4].

    Но не только Бог Отец и Бог Сын участвуют в сотворении, промышлении и спасении человека, но и Дух Святой, Вся Троица: «В творении же их представляй первоначальную причину сотворенного — Отца, и причину зиждительную — Сына, и причину совершительную — Духа, так что служебные духи имеют бытие по воле Отца, приводятся же в бытие действом Сына, и совершаются в бытии присутствием Духа. Совершение же Ангелов — святыня и пребывание в святыне.

    Домостроительство Бога и Спасителя нашего о человеке есть воззвание из состояния падения и возвращение в общение с Богом

    И никто да не подумает, будто бы утверждаю, что три начальственные Ипостаси и что действование Сына несовершенно. Ибо одно Начало существ, созидающее чрез Сына и совершающее в Духе. И у Отца, действующего вся во всех, не несовершенно действование, и у Сына не недостаточно созидание, если не совершено Духом. Ибо так ни Отец, созидающий единым хотением, не имел бы нужды в Сыне, однако же хочет чрез Сына, ни Сын, действующий подобно Отцу, не имел бы нужды в содействии, однако же и Он хочет совершать чрез Духа. Словом бо Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (Пс. 32:6). Слово же — не знаменательное видоизменение в воздухе, производимое словесными орудиями, и Дух — не пар уст, исторгаемый дыхательными членами, но Слово, Которое в начале у Бога и Бог (Ин. 1:1), и Дух уст Божиих — «Дух истины, Иже от Отца исходит (Ин. 15:25). Посему представляй Трех: повелевающего Господа, созидающее Слово и утверждающего Духа»[5].

    Если же кто сомневается в этом, то нет ему пользы в его вере: «Уверяю всякого человека, который исповедует Христа и отрицает Бога, что ему не воспользует Христос как и тому, кто призывает Бога, но отвергает Сына, потому что суетна вера его. Уверяю и того, кто отметает Духа, что вера в Отца и Сына обратится для него в тщету, и что он не может иметь сей веры, если не соприсутствует Дух»[6].

     

    Спасение рода человеческого Богом Словом

    Итак, для чего же пришёл в мир Спаситель, что значит домостроительство Божие? «Домостроительство Бога и Спасителя нашего о человеке есть воззвание из состояния падения и возвращение в общение с Богом из состояния отчуждения, произведенного преслушанием. Для того пришествие Христово во плоти, предначертания евангельских правил жизни, для того страдания, крест, погребение, воскресение, чтобы человек, спасаемый чрез подражание Христу, воспринял древнее оное сыноположение. Посему для совершенства жизни необходимо подражание Христу, то есть не только показанным в жизни Христовой примерам негневливости, смиренномудрия и долготерпения, но и смерти Христовой, как говорит подражатель Христов Павел: Сообразуяся смерти Его, аще како достигну в воскресение мертвых (Флп. 3:10-11)»[7]. Господь пришёл на землю, чтобы осудить грех и оживотворить человечество: «Понеже бо человеком грех вниде в мир, и грехом смерть, благоволи Единородный Твой Сын... быв под законом, осудили грех во плоти своей, да во Адаме умирающе, оживотворялся в Самем Христе Твоем»[8].

    В благовестии нашего спасения нет догмата важнее веры в Отца и Сына

    Главным принципом, которым святитель объясняет то, почему было необходимо придти в мир Спасителю, следующий: «Чего сам кто не имеет, того и другим даровать не может. Поэтому, если Сын — тварь и раб, то не может других делать свободными»[9].

    Вот как рассуждает святой отец: «Но можно и возвыситься несколько мыслью и под надеющимися на силу свою и хвалящимися множеством богатства разуметь душевные силы, потому что и сама душа не имеет достаточных сил к своему спасению. Хотя и совершен кто в сынах человеческих, но, не имея в себе Премудрости Божией, ни во что вменится. Хотя усвоил себе множество умозрений из мирской мудрости и собрал некоторое богатство ведения, но пусть услышит правду вполне, а именно, что всякая душа человеческая подклонилась под тяжкое иго рабства общему всех врагу и, утратив свободу, данную Творцом ее, отведена в плен грехом. Но всякому пленнику для освобождения нужна цена искупления. Брат не может искупить брата своего, и каждый человек — сам себя, потому что искупающий собою другого должен быть гораздо превосходнее содержимого во власти и уже рабствующего. Но и вообще человек не имеет такой власти и пред Богом, чтобы умилостивлять Его за грешника, потому что и сам повинен греху. Вси бо согрешиша, и лишени суть славы Божия, оправдаеми туне благодатию Его, избавлением, еже о Христе Иисусе», Господе нашем (Рим. 3:23-24). Посему не даст Богу измену за ся и цену избавления души своея (Пс. 48:8-9). Итак, не брата ищи для своего искупления, но Богочеловека Иисуса Христа, Который един может дать Богу "измену" за всех нас, потому что Его предположи Бог очищение верою в крови Его (Рим. 3:25). Моисей был брат израильтянам, однако же не мог искупить их. Как же искупит человек обыкновенный?.. Ибо что может человек найти столь ценное, чтобы дать в искупление души своей? Но нашлось одно равноценное всем вместе людям, что и дано в цену искупления души нашей, — это святая и многоценная Кровь Господа нашего Иисуса Христа, которую Он пролил за всех нас. Почему мы и куплени ценою (ср.: 1 Кор. 6:20). Итак, если "брат не избавит, избавит ли человек"? Если человек не может избавить нас, то Искупивший нас — не человек. Посему, если Господь нашпожил с нами в подобии плоти греха, то не почитай Его за сие простым человеком, не признавая в Нем силы Божества. Он не имел нужды давать Богу "измены за Ся" и избавлять собственную душу, потому что греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его (1 Пет. 2:22). Итак, никто не может выкупить сам себя, пока не придет Возвращающий пленение людей (Пс. 13:8), "не дарами", как написано у Исаии (см.: Ис. 52:3), но Своею Кровию. Он нас, которые не братья Ему, но стали врагами чрез свои грехопадения, Он — не простой человек, но Бог — по даровании нам свободы нарицает и братьями Своими. Ибо сказано: Возвещу имя твое братии Моей (Евр. 2:12). Посему Искупивший нас, если обратим мысль на Его естество, не брат нам и не человек. Если же возьмем во внимание благодатное Его снисхождение к нам, то и братьями нас называет, и нисходит к человечеству Тот, Кто "не даст Богу измены за Ся", но даст "измену" за весь мир, ибо не имеет нужды в очищении, но Сам есть очищение. Таков бо нам подобаше Архиерей: преподобен, незлобив, безсквернен, отлучен от грешник и вышше небес бывый, Иже не имать по вся дни нужды, якоже первосвященницы, прежде о своих гресех жертвы приносите, потом же... о людских невежествиих (Евр. 7:26-27; 9:7)»[10].

    Обратимся к истолкованию святым Василием тех слов, сравнений, которыми Себя называет Сам Спаситель

    То есть Спаситель сверг господство диавола над человеком: «Поелику же лукавое его мучительство свергнуто и надземные места очищены спасительным страданием Умиротворившего яже на земли, и яже на небеси (Кол. 1:16)»[11].

    Поэтому главное отличие христианства от других религий святитель видит в следующем: «А я рассуждаю, что хотя и многое отделяет христианство от языческого заблуждения и иудейского неведения, однако же в благовестии нашего спасения нет догмата важнее веры в Отца и Сына. Ибо в том, что Бог есть Творец и Зиждитель, согласны и те, которые отделены от нас каким бы то ни было заблуждением... Не в Зиждителя и произведение уверовали мы, но в Отца и Сына запечатлелись благодатью крещения. Посему, кто осмеливается отметать сии речения, тот вместе уничтожает всю силу Евангелия, проповедуя Отца не родившего и Сына нерождённого»[12].

    Важно также понимать, что дело спасения людей было совершено Господом нашим Иисусом Христом добровольно: «Так Им приведение обретохом ко Отцу мы, преставленные от власти темныя в причастие наследия святых во свете (Кол. 1:12, 13). Посему домостроительство, совершенное Сыном, будем представлять себе не служением вынужденным у рабского уничижения, а добровольным попечением, какое Сын по благости и человеколюбию согласно с волею Бога и Отца приложил о собственном Своем создании. А в таком случае соблюдем благочестие касательно всего, что соделано Сыном, свидетельствуя о совершенном Его могуществе и ни мало не отделяя Его от воли Отца»[13].

    Для того чтобы понять глубже суть того, кем стал Спаситель для людей, обратимся к истолкованию святым Василием тех слов, сравнений, которыми Себя называет Сам Спаситель: «Господь наш Иисус Христос, в тех местах, где говорит о Себе, открывая людям человеколюбие Божества и благодать домостроительства, обозначил сие различными свойствами, в Нём Самом умопредставляемыми, называя себя дверью (Ин. 10:9), путём (Ин. 14:6), хлебом (Ин. 6:51), лозою виноградною (Ин. 15:10), пастырем (Ин. 10:11), светом (Ин. 8:12); не потому что Он многоимёнен, — ибо не все имена имеют между собою одно и то же значение, и иное значение света, иное — лозы виноградной, иное — пути, иное — пастыря; но потому что, в подлежащем будучи едином, одною простою и несложную сущностью, именует Себя в одном месте так, в другом иначе, применяя к Себе по примышлениям названия между собой различные. Ибо, по различию действований и по различному отношению к облагодетельствованным, прилагает Себе и разные имена. Он называет Себя светом мира, означая сим именем неприступность славы в Божестве, и показывая, что Он светлостию ведения озаряет имеющих очищенное душевное око; называет Себя лозою виноградною, потому что укоренившихся в Нём верою питает плодоношениями добрых дел; называет Себя хлебом, потому что Он есть пища разумного существа, самая свойственная к поддержанию состава души и к сохранению её свойства, всегда воплощающая собою оскудевающие и не попускающая душе впадать в немощь, происходящего от неразумия»[14].

    Он прост по сущности, многообразен в силах, весь присутствует в каждом, и весь повсюду

    «Но теперь следует сказать, как еще и от Отца подаются блага нам Сыном. Поскольку всякое сотворенное естество, и видимое, и умопредставляемое, для поддержания своего имеет нужду в Божием попечении, то Зиждитель — Слово, Единородный Бог, по мере нужды каждого естества, оказывая ему помощь Свою, по требованию необходимости увеличивает даяния, сколько разнообразные и на все благопотребные по причине разновидности благодетельствуемых, столько соразмерные с природою каждой твари. Он просвещает содержимых во тьме неведения, и потому есть Свет истинный. Он судит, возмеряя воздаяние по достоинству дел, и потому есть Судия праведный. Отец бо не судит никомуже, но суд весь даде Сынови (Ин. 5:22). Он восставляет от падения тех, которые с высоты жизни поползнулись в грех, и потому есть воскрешение (Ин. 11:25). Все же это производит, действуя прикосновением могущества и изволением благости. Пасет, просвещает, питает, путеводит, врачует, воскрешает, не сущее осуществляет, сотворенное поддерживает»[15].

    Святитель указывает на то, как важно сохранять учение об искуплении неиспорченным ересью: «Но враг истины, внушающий сим людям (искажающим учение о искуплении или искажающим учение о том, что Иисус Христос есть Бог. — Прим. авт.) говорить и писать подобное, знал, что, если ослепить их в уразумении славы Единородного, то отнимет у них ведение самого Бога и Отца. Поэтому, хотя, по-видимому, приписывают некоторые преимущества Богу и Отцу, однако же никакой из сего пользы нет для них, лишённых ведения того пути, который ведёт к Богу. Ибо и Иудеи думают, что прославляют Бога; а услышим также, что некоторые из Эллинов хотят сказать о Боге нечто великое, что они величат Бога, без веры во Христа, Имже приведение» к ведению (Рим. 5:2)»[16].

    «Если веровать, что Христос есть Сын Божий, значит иметь жизнь вечную (см. Ин. 20:31); то не веровать необходимо значит — смерть»[17], — ещё резче говорит святитель.

     

    Домостроительство спасения Духом Святым

    Вот как учит о Святом Духе святитель: «К Духу Святому обращено все имеющее нужду в освящении, Его желает все живущее добродетельно, вдохновением Его как бы орошаемое и вспомоществуемое к достижению свойственного себе и естественного конца. Он усовершает других, а Сам ни в чем не имеет нужды; Он живет без возобновления сил, но есть Податель жизни; Он не чрез прибавления возрастает, но вдруг полон, Сам в Себе водружен и вездесущ. Он есть начало освящения, мысленный свет, доставляющий Собою всякой разумной силе при искании истины как бы некоторую очевидность. Он неприступен по естеству, и удобовместим по благости, хотя все исполняет Своею силою, однако же сообщается одним достойным, и не в одной мере приемлется ими, но разделяет действование по мере веры. Он прост по сущности, многообразен в силах, весь присутствует в каждом, и весь повсюду. Он разделяемый не страждет, и когда приобщаются его, не перестает быть всецелым, наподобие солнечного сияния, наслаждающийся приятностью которого как бы один им наслаждается, между тем как сияние это озаряет землю и море и срастворяется с воздухом. Так и Дух в каждом из удобоприемлющих Его пребывает, как ему одному присущий, и всем достаточно изливает всецелую благодать, которого наслаждаются причащающиеся по мере собственной своей приемлемости, а не по мере возможного для Духа.

    Духом Святым — восстановление наше в рай, вступление в небесное царство

    Освоение же Духа с душою есть не местное сближение (ибо бестелесное может ли приближаться телесным образом?), по устранение страстей, которые привзошли в душу впоследствии от привязанности ее к телу, и отдалили ее от сродства с Богом. Посему, кто очистился от срамоты, какую произвел в себе грехом, возвратился к естественной красоте, чрез очищение как бы возвратил древний вид царскому образу, тот единственно может приблизиться к Утешителю. И Он, как солнце, которым встречено чистое око, в Себе самом покажет тебе образ Невидимого. А в блаженном созерцании образа увидишь неизреченную красоту Первообраза»[18].

    «Чрез Духа — восхождение сердец, руковождение немощных, усовершение преуспевающих. Дух воссиявая очищенным от всякой скверны, чрез общение с Собою делает их духовными. И как блестящие и прозрачные тела, когда упадет на них луч света, сами делаются светящимися и отбрасывают от себя новый луч, так духоносные души, будучи озарены Духом, сами делаются духовными, и на других изливают благодать. Отсюда — предведение будущего, разумение таинств, постижение сокровенного, раздаяния дарований, небесное жительство, ликостояние с ангелами, нескончаемое веселие, пребывание в Боге, уподобление Богу и крайний предел желаемого — обожение»[19].

    «Таковы-то (если из многого достаточно предложить немногое) наши понятия о Святом Духе, какие из самых словес Духа научились мы доставлять себе об Его величии, достоинстве и действиях. Теперь же должно обратиться к препирающимся с нами и попытаться отразить возражения, какие предлагают они нам от лжеименного ведения»[20].

    Дух соприсущ самой плоти Господней, ставь ея помазанием и неразлучно сопребывая с нею

    И ещё: «Духом Святым — восстановление наше в рай, вступление в небесное царство, возвращение в сыноположение, дерзновение именовать Отцем своим Бога, соделываться общниками благодати Христовой, именоваться чадами света, приобщиться вечной славы, одним словом, приобрести всю полноту благословения и в сем, и в будущем веке, когда в себе, как в зеркале, отражаем благодать тех благ, какие предназначены нам по обетованиям и которыми чрез веру наслаждаемся, как уже настоящими. Ибо, если таков залог, то каково совершенное? и если таков начаток, то какова полнота целого?»[21].

    Об участии Святого Духа в деле домостроительства о человеке святитель рассуждает следующим образом: «Одно Начало существ, созидающее чрез Сына и совершающее в Духе. И у Отца, действующего вся во всех, не несовершенно действование, и у Сына не недостаточно созидание, если не совершено Духом. Ибо так ни Отец, созидающий единым хотением, не имел бы нужды в Сыне, однако же хочет чрез Сына, ни Сын, действующий подобно Отцу, не имел бы нужды в содействии, однако же и Он хочет совершать чрез Духа. Словом бо Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (Пс. 32:6). Слово же — не знаменательное видоизменение в воздухе, производимое словесными орудиями, и Дух — не пар уст, исторгаемый дыхательными членами, но Слово, Которое в начале у Бога и Бог (Ин. 1:1), и Дух уст Божиих — Дух истины, Иже от Отца исходит (Ин. 15:25)... Кто же будет спорить против того, что домостроительства о человеке, какие по благости Божией совершены великим Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом, окончательно исполнены Духом Святым? Пожелаешь ли рассмотреть ветхозаветное, благословения патриархов, помощь, данную в законоположении, прообразования, пророчества, доблестные подвиги в бранях, чудеса, совершенные праведниками, а потом и все домостроительство пришествия Господня во плоти, все сие чрез Духа. Во-первых, Дух соприсущ самой плоти Господней, ставь ея помазанием и неразлучно сопребывая с нею, по написанному: над Негоже узриши Духа сходяща и пребывающа, Той есть Сын Мой возлюбленный (Ин. 1:33), и: Иисуса, Иже от Назарета, Его помаза Бог Духом Святым (Деян. 10:38). Потом всякое действие совершалось в присутствии Духа. Дух соприсущ был и искушаемому от диавола. Ибо сказано: возведет бысть Иисус Духом в пустыню, искуситися (Мф. 4:1). Дух неотлучно соприсущ был совершающему чудеса. Ибо говорит: Аз о Дусе Божии изгоню бесы (Мф. 12:28). Дух не оставил и воскресшего из мертвых. Ибо, обновляя человека и опять возвращая ему ту благодать, которую вдохнул в него Бог, и которую человек погубил, Господь дунул в лице ученикам, и что говорит при сем? Приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся (Ин. 20:22-23). А управление Церкви не явно ли и не непререкаемо ли производится Духом? Ибо сказано: Той даде Церкви первое Апостолов, второе пророков, третие учителей, потом же силы, тоже дарования исцелений, заступления, правления, роди языков (1 Кор. 12:28). Ибо сей чин установлен с разделением даров Духа. А внимательный исследователь может найти, что и во время ожидаемого явления Господня с небес Дух Святый будет не бездействен, как думают иные, но явится вместе и в день откровения Господня, в который станет судить вселенную по правде Блаженный и единый Сильный. Кому так мало известны те блага, какие Бог уготовал достойным, чтобы не знать, что и венец праведных есть благодать Духа, которая обильнее и полнее будет сообщаема, когда духовная слава разделится каждому по мере доблестных дел его? Ибо во светлостях святых у Отца обители многи (Ин. 14:2), то есть многие различия достоинств. Как звезда от звезды разнствует во славе, такожде и воскресение мертвых (1 Кор. 15:41-42). Посему запечатленные Духом Святым в день избавления и сохранившие чистым и целым приятый ими начаток Духа, они только услышат: добре, рабе благий и верный, о мале Ми был еси верен, над многими тя поставлю (Мф. 25:21). А подобно, и огорчившие Духа Святого лукавством начинаний своих или ничего не приобретшие к данному, будут лишены того, что получили, и благодать отдастся другим. Или, как говорит один из Евангелистов, они будут растесаны совершенно (Лк. 12:46), под растесанием разумея конечное отчуждение от Духа. Ибо не тело делится на части, чтобы одна часть была предана наказанию, а другая освобождена, потому что походит на басню и не достойно праведного Судии предположение, что подвергается наказанию одной половиной, кто согрешил весь. Также и не душа рассекается пополам, потому что она вся и всецело приняла греховное мудрование и содействовала телу во зле. Напротив того, растесание это, как сказал я, есть отчуждение навсегда души от Духа. Ибо ныне Дух, хотя не имеет общения с недостойными, однако же, по-видимому, сопребывает некоторым образом с теми, которые запечатлены однажды, ожидая их спасенья по обращении. А тогда совершенно отсечется от души, поругавшей Его благодать. Посему несть во аде исповедующийся, и в смерти поминаяй. Бога (Пс. 6:6), потому что там не сопребывает уже помощь Духа. Как же можно представить, чтобы суд совершился без Святого Духа, между тем как Слово показывает, что Он есть и награда праведных, когда вместо залога дано будет совершенное, и что первое осуждение грешников будет состоять в том, что отнимется у них все, что почитают себя имеющими? Но самым важнейшим доказательством, что Дух соединен со Отцем и Сыном, служит сказанное, что Он такое же имеет отношение к Богу, какое и к каждому имеет дух, находящийся в нем. Ибо сказано: кто бо весть от человек, яже в человеце, точию дух человека живущий в нем? такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий (1 Кор. 2:11). И сего довольно»[22].

    Самым важнейшим доказательством, что Дух соединен со Отцем и Сыном, служит сказанное, что Он такое же имеет отношение к Богу, какое и к каждому имеет дух, находящийся в нем

    Именно, потому, что было написано выше, святитель учит тому, что сознательное неверие в Духа Святого или искажение учения Церкви о Нём — «это не облегчение нечестия, но усугубление осуждения; потому что и Господь, по благости, простил хулу на Него самого; но объявил, что хула на Духа святого, дерзнувших на неё, неизбежно - гибельна»[23].

    Таким образом, в деле нашего спасения участвуют Все Лица Пресвятой Троицы: «Потом и жизнь подаётся нам от Бога чрез Христа во Святом Духе. Ибо, хотя животворит Бог, как говорит Павел: Завещаю ти пред Богом, оживляющим всяческая (1 Тим. 6:13); но жизнь дарует Христос: Овцы Моя, — говорит Он, — гласа Моего слушают, и Аз живот вечный дам им (Ин. 10:27-28); оживотворяемся же мы через Духа, как говорит Павел: Воздвигий Христа из мертвых, оживотворит и мертвенная телеса ваша, живущим Духом Его в вас (Рим. 8:11)»[24].

    Итак, мы видим, что именно Святой Дух действует в Церкви, совершает Таинства и раздает дарования членам Церкви. Но что такое Церковь в представлении святителя Василия Великого? Об этом поговорим позднее.

    иерей Павел Карев

    Ключевые слова: Василий Великий, получения, творения, спасение, Бог, Троица



    [1] Скурат К. Е. Учение о спасении святителя Афанасия Великого. — Сергиев Посад: Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2006. — С. 315.

    [2] Василий Великий, свт. Творения. [Репринт с изд. 1846 г.] — М.: Паломник, 1993. — Т. III. — С. 260-261.

    [3] Там же. С. 262.

    [4] Там же. С. 263-264.

    [5] Там же. С. 288.

    [6] Там же. С. 271.

    [7] Там же. С. 282.

    [8] Служебник. — М.: Международный издательский центр православной литературы, 1995. — С. 223.

    [9] Василий Великий, свт. Творения. [Репринт с изд. 1846 г.] — М.: Паломник, 1993. — Т. III. — С. 162.

    [10] Василий Великий, свт. Беседы на псалмы. — М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000. — С. 225-228.

    [11] Василий Великий, свт. Избранные творения / Сост. иеродиакон Никон (Париманчук). — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. — С. 228.

    [12] Василий Великий, свт. Творения. [Репринт с изд. 1846 г.] — М.: Паломник, 1993. — Т. III. — С. 100.

    [13] Там же. С. 258.

    [14] Там же. С. 23-24

    [15] Там же. С. 259.

    [16] Там же. С. 58.

    [17] Там же. С. 146.

    [18] Там же. С. 265-267

    [19] Там же.

    [20] Там же.

    [21] Там же. С. 284-285.

    [22] Там же. С. 288, 291-294.

    [23] Там же. С. 122.

    [24] Там же. С. 138.



    Новости по теме

    ЛЕКЦИЯ 2. ТЕЛО И ДУША Православные просветительские курсы Протоиерей Вадим Леонов 1-я лекция «Православная антропология в духовной жизни христианина» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана протоиереем Вадимом Леоновым, преподавателем Сретенской духовной семинарии, кандидатом богословия.
    СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ) О ЗНАЧЕНИИ ЕВХАРИСТИИ В СПАСЕНИИ ЧЕЛОВЕКА. ЧАСТЬ 1 Алексей Помогов Основываясь на своем глубоком духовном опыте, святитель Игнатий писал, что при Причащении Святых Таин ясно ощущается прикосновение Христа к душе причащающегося, соединение Христа с душой причастника. Это дивное прикосновение христианин начинает ощущать без наставления словом в успокоении, кротости, смирении, любви ко всем, холодности ко всему земному и в сочувствии к будущему веку.