В статье представлен анализ методологических проблем в психологическом изучении религиозности и предложен новый компаративный подход в качественных исследованиях религиозности как составляющей жизни человека.
В статье представлен анализ методологических проблем в психологическом изучении религиозности и предложен новый компаративный подход в качественных исследованиях религиозности как составляющей жизни человека.
В настоящем исследовании ставится вопрос о возможности и назначении социального богословия как неотъемлемой части теологического знания вообще.
В данной статье раскрывается содержание понятия «евгеника», излагаются основные этапы становления данного явления от истоков до современности.
Гендерная теория представляет собой одну из самых острых и болезненных тем в современной общественной, политической и научной жизни.
Опубликован 2 (6) за 2023 год номер научно-богословского журнала Сретенской духовной академии «Сретенское слово».
О. Иоанн, добрый день! С прошедшим днем памяти сщмч. Илариона! Вы не могли бы на интернет-площадках Монастыря и Академии разместить ссылку на статью с реквизитами для сбора средств на памятник предкам владыки Илариона в Липицах?
О том какие претензии музейного сообщества к церкви конструктивны, а какие надуманны.
В статье анализируется каноническая теория римского понтифика XIII столетия Иннокентия IV, автора посланий св. кн. Александру Невскому.
В данной статье на материале двух поэтических памятников («Елена» и «Видение Креста») проводится сравнение древнеанглийских поэтических парафраз библейского текста с их недавними русскими художественными переводами.
Развитие научно-технического прогресса внесло в повестку дня человечества экологическую проблематику. И с каждым новым периодом движения от индустриального общества к постиндустриальному и дальше объем внимания человека к экологии увеличивался.
Саги о епископах – это жизнеописания местных иерархов средневековой Исландии XI–XIV вв., некоторые из которых почитались как святые.
В работе обсуждаются результаты исследования, показывающие заметные трудности для современных православных родителей следовать примеру Царской семьи в воспитании детей.
Сретенский монастырь – вечная лампада исповедников и новомучеников Русской Церкви перед Владимирской иконой Богоматери.
Проблема отношения к античной культуре была одной из главнейших для христианских богословов с самых первых веков христианства.
Насельник Сретенского монастыря, духовник курса иеромонах Ириней (Пиковский) рассказал о том, как проходила жизнь первокурсников СДА в монастырском скиту.
В день Преображения Господня приобщимся к духовным размышлениям святых о смысле этого праздника.
9 августа, во Всемирный день книголюбов, кандидат психологических наук, заведующая библиотекой размышляет о важности чтения Библии и душеполезных произведений классиков и современных авторов.
Приобщимся к назиданиям подвижников веры XX–XXI вв. о Святой Евхаристии.
Пресвитерский сан принял выпускник Сретенской духовной академии Олег Кулинич.
17 июля по приглашению Синодального отдела Образования и катехизации в рамках форума "Патриаршая программа изучения Библии".
Богослужения возглавил ректор Академии и наместник Сретенского монастыря игумен Иоанн (Лудищев).
В праздник обретения мощей священномученика Илариона (Троицкого) в Сретенском монастыре прошли торжественные богослужения.
В 2025 году Сретенская духовная академия приняла абитуриентов уже в 27-й раз подряд.
Первые христиане, уверовавшие во Христа и принявшие учение Его, вместе с тем научились любить и благоговейно почитать Пречистую Его Матерь.
В воспоминаниях в свое время это был материал для канонизации – почти нет никаких чудес в обычном понимании слова, но в них есть нечто иное. Они сообщают нам очень важную истину о том, что внешность царя была необманчива.
Богослужения возглавил ректор Академии и наместник Сретенского монастыря игумен Иоанн (Лудищев).
Встреча со старшим преподавателем кафедры Пастырского душепопечения протоиереем Максимом Первозванским с учащимися школ Самары, которая прошла 18 марта 2025 г. в Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом.
Встреча со старшим преподавателем кафедры Пастырского душепопечения протоиереем Максимом Первозванским с учащимися школ Самары, которая прошла 18 марта 2025 г. в Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом.
Большинство людей могут сказать о себе, что страдают от чего-либо. Это бывают быть действительно страшные причины, а могут быть, по мнению окружающих, совершенно не важные. Тем не менее, все страдающие, каждый по своему, нуждаются в утешении. Тому, как правильно утешить и какими бывают ошибки сострадания и посвящена настоящая статья.
Если предыдущие статьи были посвящены страданиям, их видам и тому, почему они посылаются людям, то теперь мы поговорим о том, как скорби излечиваются утешением. Начнем с текстов Священного Писания и посмотрим, как они могут утешить страдающего и что говорится об утешении в Псалтири, Евангелии и посланиях апостолов.
Страдания людей, о которых говорится в Ветхом Завете, очень многому могут нас научить. Если обратиться к некоторым евангельским эпизодам, в которых Господь сталкивается с человеческим страданием и исцеляет страдающих, то можно в связи с этим сделать некоторые выводы. Кроме того, в Евангелии описаны страдания Христа, и потому на его тексты следует обратить особое внимание, ибо страдал — безгрешный и действительно невинный.
Разнообразие страданий и скорбей человеческих очевидно. Причин, их порождающих, — множество, и понять, почему Бог попускает их существование в жизни людей и как именно они проявляются, бывает совершенно необходимо. Для этого в настоящей статье мы и рассмотрим типы страданий.
Настоящая статья посвящена осмыслению появления зла в мире, сопоставлению появления зла и страданий в жизни человека и, соответственно, мыслям об утешении для страдающего человека, за которым так часто обращается скорбящий к священнику.
В заключительной статье цикла публикаций о гордости мы предлагаем вам, дорогие читатели, подборки конкретных практических советов святых отцов и пастырей в борьбе с этой страстью. Для наглядности они разделены на четыре «блока» в связи с основаниями ее возникновения: внешними и духовными качествами, властью и могуществом, богатством, влиянием окружения. В заключение приводим критерии преодоления страсти согласно учению святых отцов. Надеемся, этот материал будет вам полезен!
Чем тяжелее болезнь, тем труднее лечение. То же самое можно сказать и о страстях человеческих: чем более глубокие корни пустили они в сердце человека, тем более сложен принцип врачевания. Какими бывают способы исцеления человека, болеющего гордостью, вы узнаете в настоящей статье.
Для того чтобы понять, что представляет собой преодоление страсти гордости, необходимо уяснить, какое именно препятствие нужно преодолеть в первую очередь: им будет духовная слепота страсти. Вести с ней борьбу можно по-разному. В этом, прежде всего, помогает Бог — испытаниями, скорбями и болезнями, а могут помочь и люди — как увещевая, так и обличая.
В чем проявляет себя гордость? Это можно сравнить с ростом сорной травы: всё начинается с малого, с семени, но какое именно вредное растение из него появится и как оно навредит доброй земле, станет ясно лишь со временем. И хорошо, если удастся вовремя остановить его рост, отличить сорняк от посевов, не дождавшись наиболее вредных проявлений его сущности.
Гордость входит в сердце человека, открывая двери для всех остальных грехов. Она, подобно корню большого дерева, дает подпитку и силу всем человеческим греховным страстям...
В предыдущей статье цикла публикаций о гордости говорилось о своего рода этапах развития страсти. После этого уместно подумать о том, что же случается с душой человека, в которой гордость укоренилась и выросла, и каковы разрушения, производимые ею.
Подобно всякой другой страсти, гордость, как сорняк, укореняется в человеке постепенно. Всё может начаться с безобидной и даже, казалось бы, иной раз необходимой уверенности в своих силах, а закончиться — страшной самонадеянностью, равной почитанию себя вершителем человеческих судеб, не говоря уже о своей собственной…
Как уже было сказано в предыдущих статьях, гордые помыслы могут возникать в человеке и укореняться в нем в силу различных обстоятельств. При этом первопричинами появления страсти гордости являются действие диавола и склонность человека ко греху. А остальные ее источники можно условно разделить на два типа: связанные с телом человека и относящиеся ко всему, что вне его, Об этом — статья, которую вы видите перед собой.
Причин гордости — множество. В предыдущей статье вы читали о двух ее первопричинах — действии диавола и склонности человека ко греху. Сейчас мы предлагаем вам подумать о том, сколь же не оправдана гордость того, кто считает себя красивым, умелым и сильным или же постником, молитвенником и мудрецом.
16 и 17 ноября в СПбДА прошла Международная конференция «Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки». Проректор по научно-богословской работе и преподаватели Сретенской семинарии выступили с докладами.
1 декабря прошел вебинар Учебного комитета, посвященный деятельности духовных школ в информационной среде. С приветствием обратился председатель комитета, и.о. ректора семинарии протоиерей Максим Козлов, с докладом выступила преподаватель Евгения Жуковская.
27 ноября на конференции в МДА — вечере памяти, посвященной жизни и научному наследию профессора Московской духовной академии и Сретенской семинарии А.И. Сидорова, прошла презентация первого номера научного журнала МДА «Диакрисис».
5 ноября кафедра библеистики Московской духовной академии провела осеннюю сессию ежегодной научно-практической богословской конференции «Экзегетика и герменевтика Священного Писания». В конференции приняли участие студенты Сретенской духовной семинарии.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием к Преосвященным архипастырям, священнослужителям, монашествующим и мирянам епархий на территории Российской Федерации.
Ватикан разработал этические принципы развития искусственного интеллекта, призванные защитить человечество в целом и права и свободы каждого индивидуума. Документ уже поддержали IBM и Microsoft, одни из ведущих разработчиков искусственного интеллекта. Автор статьи проводит анализ основных призывов опубликованного этического кодекса.
23 марта у студентов Сретенской семинарии началась первая учебная неделя в онлайн-формате. В онлайне преподавателей и студентов поприветствовал ректор семинарии архиепископ Верейский Амвросий.
17 марта в библиотеке Сретенской семинарии члены комиссии Межсоборного присутствия обсудили актуальные вопросы по церковному и каноническому праву. Заседание возглавил митрополит Калужский и Боровский Климент.
Документ утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
Учебный комитет Русской Православной Церкви направил ректорам высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви циркулярное письмо в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации.
«Христос умирал за тех живых людей, которые сейчас стоят в храмах. Поэтому не ради себя, а ради ближнего моего я не буду целовать кивоты святых икон и руку священника». Протоиерей Павел Великанов — о том, как требования гигиенической безопасности испытывают нашу веру, и почему наша небрежность к ближнему в эти дни может стать роковой.
14 и 15 марта в Сретенском монастыре прошли воскресные богослужение. Прямая трансляция Литургии прошла в Instagram-аккаунте и YouTube-канале монастыря.
13 и 14 марта в Сретенском монастыре прошли заупокойные богослужения первой родительской субботы Великого поста. Парастас, Литургию и панихиду совершил наместник Сретенского монастыря архиепископ Верейский Амвросий.
Вечером 11 марта, в среду второй седмицы Великого поста, в Сретенском монастыре наместник обители архиепископ Верейский Амвросий совершил Литургию Преждеосвященных Даров.
Гимнография — это не просто поэтическое украшение православного богослужения. Это язык Церкви, через который передается вера людей, их молитва и благодарность Богу.
Божественную литургию в древнем соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери возглавил митрополит Каширский Феогност
15 декабря 2025 года
Чревоугодие — это страсть, которая, как раковая опухоль, прилипла к душе человека, и наша задача ее потихонечку от себя отрывать.
Богослужения возглавил ректор Академии и наместник Сретенского монастыря игумен Иоанн (Лудищев).
Святые о сердце и о его чистоте.
17 декабря 2025 года в Великом Новгороде, в здании Дворянского собрания, состоялась презентация современного девятитомного издания Геннадиевской Библии, выпущенного типографией Сретенского монастыря.
19 декабря Святая Церковь вспоминает одного из самых почитаемых святых в русском православном мире – святителя и чудотворца Николая.
Андрей Иванович рассказал о невозможности реконструкции верований славян до крещения Руси из-за недостаточного количества артефактов. Так называемая «Велесова книга» является подделкой.
Прямая трансляция лекции прошла в стенах Сретенской духовной академии
Пастырское консультирование не только по содержанию связано с вопросами духовной жизни, но и осуществляется в границах церковной территории, что подразумевает соответствующее место для беседы вблизи храма.
3 февраля 2026 года кафедра Богословия Сретенской духовной академии и Научный центр патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова проведут пятую конференцию, посвященную изучению современных лжеучений, на тему «Славянское язычество и русское неоязычество».
Мероприятие состоится 29 апреля 2026 года на базе Сретенской духовной академии в смешанном (очно-дистанционном) формате.
Кафедра древних и новых языков Сретенской духовной академии приглашает к студентов бакалавриата и магистратуры духовных и светских х вузов к участию в викторине «Церковнославянские игрища», посвященной церковнославянскому языку, которая состоится 22 апреля 2026 года.
15 декабря в Сретенской духовной академии в аудитории «Святая Земля» состоялся важный этап в учебном процессе аспирантов – кандидатский экзамен по специальной дисциплине.
Задача христианина — научиться отнимать пищу у наших страстей. Это и есть самая главная христианская нау ка — отнимать у страсти пищу, не давать ей то, чего страсть властно требует.










