1282
В толкованиях свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея присутствует плодотворный подход — аскетическое прочтение Слова Божия[1]. При этом свт. Иоанн, фактически, ставит перед нами ряд вопросов, попробуем их сформулировать. Во-первых, какое наставление дает Евангелие от Матфея для людей библейской эпохи? Ап. Матфей написал Евангелие по просьбе уверовавших иудеев, поэтому начинается оно с родословия Иисуса Христа. Читая это родословие, иудейские читатели убеждаются, как исполнялись ветхозаветные пророчества.
Какое наставление видел в Евангелии свт. Иоанн Златоуст для своих современников? Христос говорит: «Блаженны алчущие правды». Греки IV–V вв. от Р. Х. понимали алкание правды как желание справедливости. Для людей античной культуры важно было понятие справедливости, о котором по-своему рассуждал древнегреческий философ Аристотель в «Никомаховой этике». Еще один, универсальный, вопрос просматривается в толкованиях Златоуста: каково наставление Слова Божия для всех? Ответ очевиден: следует искать правды не вполсилы, к правде нужно стремиться, как голодный человек стремится заполучить кусок хлеба. Наконец, Златоуст формулирует побуждение к конкретным поступкам — для себя и для паствы: Богатым человека делает не страсть сребролюбия, а правда/справедливость.
Подобный аскетический подход к чтению Нового Завета мы можем обнаружить и у других Святых Отцов и православных авторов. В XIX в. святитель Феофан Затворник (1815–1894) призывал питаться Словом Божиим и всей душой усваивать его. Классический образ Евангелия как духовной пищи для христиан получает здесь антропологическое уточнение и дополнение. Евангелие — это пища не только для ума, но также пища для всей души, в том числе — для эмоционально-волевой сферы. Таким образом, все способности души: ум, воля, чувства — вовлекаются в процесс усвоения Евангелия. Как это видит святитель Феофан? Что он предлагает пастве? Об этом святитель пишет в своих «Письмах о духовной жизни». Нам нужно:
1. Поставить себя в присутствие Божие, помолиться о просвещении ума.
2. Прочесть отрывок из Слова Божия.
3. Уяснить прочитанное через размышление.
На первых трех стадиях действует преимущественно ум. Сначала человек готовится к молитве, приводит себя в сознание Божьего присутствия, просит Бога просветить ум, помраченный страстями и грехами, подверженный ошибкам, «субъективности» восприятия. Святитель Феофан не надеется на ум человеческий как на абсолютно точный инструмент познания. Этот инструмент может принести большую пользу, если его употреблять, в соответствии с Божьим предназначением, заручившись Божьей помощью.
Затем нам нужно: 4. Возбудить к сочувствие к тому, что уяснено, довести его до сердца, возлюбить его.
На этой стадии активизируются человеческие эмоции. Нужно не только продумать текст Евангелия, но и почувствовать, прочувствовать его, полюбить Христа, Его наставления и благодеяния.
Кроме того нужно: 5. Восхотеть использовать в жизни ту богооткровенную истину, которую возлюбили.
Глагол «восхотеть» указывает нам на действие воли. Таким образом, в усвоение Нового Завета вовлекается вся человеческая душа, умственные способности человека вместе с его эмоционально-волевыми качествами.
И вот наступает важный момент: 6. Определить, в каких ситуациях пригодятся понятые и возлюбленные истины из Слова Божия.
Налицо сходство методов у свт. Феофана и свт. Иоанна Златоуста. Есть и особенности в подходах двух святителей. Если просто уяснить себе прочитанное через размышление, мы получим ответ на вопрос, как понимали этот новозаветный текст в I в. и в последующие века, например, как понимал Новый Завет свт. Иоанн Златоуст в IV в. Но сама последовательность стадий у свт. Феофана нам подсказывает, что, как бы он ни любил свт. Иоанна, главное для него и для любого читателя — это как я понимаю Новый Завет сейчас, как я его чувствую, какие желания у меня вызывает чтение Слова Божия. Вот почему свт. Феофан предлагает читателю Евангелия разработать план аскетических действий для себя.
Наконец, святитель предлагает реализовывать этот план: 7. Прилагать истины к делу, то есть жить по Писанию.
Приведем конкретный пример из книги свт. Феофана Затворника «Мысли на каждый день года». Он толкует Лк. 17:21–37[2]. Не все 17 стихов Евангелия от Луки, соответствующие ежегодному церковному лекционарию, а лишь 3 избранных святителем стиха. Сначала это стихи 24–25: «Как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой; но прежде надлежит Ему много пострадать». Свт. Феофан осмысляет Крестные страдания Господа Иисуса Христа и замечает нетривиальную вещь, – страдания Христа продолжаются в самих верующих. Эти страдания связаны с духовным рождением и воспитанием верующих.
Святитель не останавливается в данном случае на наставлениях для людей библейского времени (голгофские страдания Мессии[3]). Нет особого акцента и на гонениях против древних христиан. Речь идет сразу же о наставлении для людей XIX в. — о падениях верующих и отпадениях христиан от православной веры, то есть об уходе людей из Церкви.
В этой связи святитель предлагает действовать в духе православной аскезы, в терпении и молитве. Молитва дает людям возможность приобрести живой опыт общения с Богом, это лучшее лекарство против эпидемии атеизма, захлестнувшей современников свт. Феофана, против отпадения от веры. Вместе с молитвой терпение помогает человеку бороться против падений, то есть бороться с греховными страстями.
Наставление для отдельного человека епископ Феофан предлагает на основе стиха 33: «Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее.» Наставление такое: «Потрудитесь наблюсти за собой хоть в продолжении одного дня увидите, что саможаление кривит все дела ваши и отбивает охоту делать их. Без труда ничего не сделаешь; а понудить себя жаль, вот и остановка»[4].
И продолжает свт. Феофан словами, которые звучат злободневно в наши дни, когда стала такой востребованной литература по организации времени, то есть тайм-менеджменту: «Есть дела, которые хочешь, не хочешь, надо делать. Такие делаются неопустительно, хоть и трудновато. Не станешь делать, есть будет нечего. Дела заповедей не такого рода, при саможалении они всегда опускаются. Жалеющий себя, что дóлжно, не делает, что не дóлжно, в том себе поблает. Какое тут спасение?»
От второй половины XIX в. перейдем в первую половину XX в. Священномученик Сергий Мечёв (1892–1942) продолжает экзегетическую линию свт. Иоанна Златоуста. Опираясь на опыт оптинского старца Леонида, отец Сергий наставляет: мы считаем духовные книги деяньми, то есть делами, поступками. Мало-помалу начнём свое делание во Христе, и мало-помалу нам будут открываться тайны Божии в Священном Писании.
Нам трудно идти по этому пути одним, возьмем всё нужное у сотворивших заповеди и учивших Христовым заповедям, то есть Святых Отцов. Начнем с заповедей, над которыми мы уже поработали, тогда в Новом Завете нам будет открываться и остальное.
Отец Сергий призывает паству: не тщеславьтесь простым пониманием Слова Божия. Одного такого понимания мало. Нужно идти не путем собственного разумения Слова Божия, это ложный путь. Обратитесь к тем, кто сотворили и потом научили других людей заповедям Священного Писания. То есть надо обратиться к святоотеческой традиции понимания Нового Завета, в том числе к экзегетическому наследию свт. Иоанна Златоуста. Только по мере того, как мы выполняем заповеди, нам через делание постепенно будут открываться остальные заповеди[5].
Сделаем еще один шаг во времени. Подвижник XX–XXI вв., митр. Сурожский Антоний, пережил встречу с Христом во время чтения первых страниц Евангелия от Марка. Это случилось с ним в подростковом возрасте. Тогда он спросил у своего отца: как ему читать Евангелие? Отец, будучи церковным человеком, дал ценные советы, которые приводят к определенным аскетическим упражнениям[6]:
1. Читай Евангелие каждый день по несколько строк и поставь вопрос: Что на самом деле здесь говорится?
2. Еще вопрос: Что я об этом знаю из собственного опыта, из жизни?
3. И еще: Что в этом нового? О чем я не имел представления? Что из прочитанного я даже понять не могу?
4. Делай так с одним отрывком Евангелия неделю и дай ему тебя преобразить.
Здесь мы тоже видим темы, затронутые свт. Иоанном Златоустом, и творческое продолжение линии Златоуста. Какое наставление дало Евангелие для людей библейской эпохи, о чем Евангелие тогда, на самом деле, говорило? Какое наставление Евангелие дает для меня? С чем я знаком на опыте и с чем согласен? С чем не знаком? Наконец, здесь есть и побуждение себя к конкретным поступкам. Для этого выбираются несколько строк Евангелия на неделю. Вот что посильно для жителей больших городов XX– XXI столетия: Парижа, Лондона, Москвы, Нью-Йорка. Именно в течение недели, а не в течение одного дня, мы реализуем все стороны нашей жизни[7].
Митр. Антоний понимает христианскую веру в догматико-аске-тическом смысле. Верующий — не человек, который просто верит в то, что другие люди говорят о Боге, о Христе, о Церкви. Быть верующим, учеником Христа — значит хоть несколько строчек из Евангелия так пережить, чтобы это перевернуло жизнь, пронизало сердце, сделало его трепетным, вдохновило[8]. Во всем этом нам видится продолжение той традиции понимания и жизни по Слову Божию, которую так ярко и убедительно выражал в свое время свт. Иоанн Златоуст.
Священник Павел Сержантов
Сержантов П. Б., иер. Библейская экзегеза: по следам святителя Иоанна Златоуста // Златоустовские чтения. Сборник докладов научно-практической конференции 06-07 февраля 2020 г. М., 2021. С. 360-366.
[1] Подобное прочтение, толкование прп. Иоанн Кассиан Римлянин называет тропологическим. Тема аскетического толкования у святителя Иоанна Златоуста была подробнее рассмотрена в нашем докладе «Как святитель Иоанн Златоуст читает Евангелие». См. подробнее: Диакон Павел Сержантов. Как святитель Иоанн Златоуст читает Евангелие. // Златоустовские чтения. Сборник докладов историко-богословской научно-практической конференции. М., 2018. С. 251.
[2] Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Минск, 2006. С. 335–337.
[3] Эта важнейшая тема Креста Христова звучит в полный голос у святителя Феофана в других его текстах.
[4] Аналогичный совет про страсть осуждения встречается впоследствии у архим. Иоанна (Крестьянкина). См.: Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2004. С. 242.
[5] «Друг друга тяготы носите…»: жизнь и пастырский подвиг священномученика Сергия Мечёва: в 2 кн. Кн. 2. Беседы. Проповеди. Письма. М., 2017. С. 323–328.
[6] См. Митрополит Сурожский Антоний. О чтении Евангелия. Электронный видео-ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=HxtqZaIAkdc Дата обращения: 14.01.2020
[7] Поэтому выпускаются очень удобные планинги на неделю. За 7 дней человек, как правило, реализует все стороны своей жизни. За один день практически невозможно реализовать все стороны. Планирование дел и отдыха на неделю является более фундаментальным и антропологически оправданным, чем распространенное в классическом тайм-менеджменте планирование дел на один завтрашний день.
[8] Вероятно, эта мысль митрополита Антония связана с известным духовным опытом преподобного Антония Великого: восприняв всем сердцем краткий евангельский призыв Спасителя, авва Антоний удалился от мира и ушел в Египетскую пустыню на монашеский подвиг.