Богословие в Белграде

Московская Сретенская  Духовная Академия

Богословие в Белграде

1445



Возможность изучать богословие в столице современной Сербии представлена заинтересованным лицам в двух учебных заведениях: в Белградской духовной семинарии и на Богословском факультете Белградского университета. Остановимся на последнем подробнее.

Богословский факультет Белградского университета – крупный центр духовного образования в Сербии, недавно отметивший столетие со дня открытия. Его существование началось в 1920 году. Цель открытия факультета – дать будущим служителям церкви соответствующее высшее духовное образование. Первым деканом факультета стал профессор истории Сербской Церкви Cтефан Дмитриевич, привезший из Москвы большую библиотеку богословской литературы.

Богословский факультет Белградского университета – крупный центр духовного образования в Сербии, недавно отметивший столетие со дня открытия
В первые два десятилетия существования факультета на нем обучалось более 200 русских эмигрантов, вынужденных бежать в Королевство Югославия от красного террора. Среди преподавателей были и профессора старых русских духовных школ, которые внесли значительный вклад в сербскую академическую теологию.

С 1926 года на факультете начал издаваться журнал «Богословље», который регулярно выходит и по сей день. В течение первого десятилетия практически в каждом номере журнала публиковались и статьи русских эмигрантов. Частью русских студентов в первые годы существования факультета был создан кружок имени святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. На его собраниях обсуждались различные темы из области философии и теологии. В числе прочих гостей кружок посещал и епископ Охридский Николай (Велимирович), будущий святой Сербской Церкви. Один из первых выпускников факультета, философ Н. Н. Зернов, писал: «В моем случае решающую роль сыграл студенческий кружок, начавший собираться в нашем доме. В кружке же произошла встреча нас, студентов, с епископами и профессорами, она перекинула мост между до-революционным и по-революционным поколением руководителей Церкви.

Св Николай Сербский.jpg

Поступив на богословский факультет, я стал с интересом знакомиться с другими русскими студентами. Их было около 30 человек, включая мою сестру, единственную студентку. Меня занимал вопрос, что привело других к решению изучить богословие. Вскоре я смог отнести всех нас к трем категориям. К первой группе принадлежали сыновья священников, многие из них успели закончить семинарии в России и намеревались идти по стопам своих отцов и дедов. Вторая состояла из обломков крушения, которые только по им самим понятным причинам выбрали богословие. Третья включала людей, подобных мне, которые искали в богословии ответа на вопросы, поднятые революцией. С ними я нашел сразу общий язык. Мы решили собираться, чтобы делиться нашим опытом и обсуждать вместе интересующие нас проблемы».

16ec78b08d29dbc06fe24b2b533f7829.jpg

Среди первых выпускников факультета особо стоит выделить Михаила Борисовича Максимовича, будущего святителя Иоанна Шанхайского. В частности Н. Н. Зернов впоследствии вспоминал в своей книге «За рубежом»: «Среди нас было значительное число своеобразных, даровитых людей, оставивших след в жизни эмиграции. Самым необычайным среди них был, несомненно, Михаил Борисович Максимович (1896–1966), будущий архиепископ Иоанн Шанхайский. Небольшого роста, грузный и широкий в плечах, с одутловатыми щеками и красными губами под рыжеватыми малороссийскими усами, он производил впечатление большой, в себе сосредоточенной силы. Он мало общался с другими студентами, только под конец курса я ближе познакомился с ним, и мы имели несколько дружеских разговоров. Он очень бедствовал, зарабатывал на жизнь продажей газет. Белград в те годы покрывался непролазной грязью во время дождей. Максимович носил тяжелую меховую шубу и старые русские сапоги. Обычно он вваливался в аудиторию с запозданием, густо покрытый уличной грязью, вынимал не спеша из-за пазухи засаленную тетрадку и огрызок карандаша и начинал записывать лекцию своим крупным почерком. Вскоре он засыпал, но как только просыпался, сразу возобновлял свои писания. Многие из нас любопытствовали узнать, что за записи получались у Максимовича, но никто не решился попросить его дать нам их прочитать. Этот необычайный студент стал самым необычайным епископом Зарубежной Церкви».

Самым необычайным среди студентов был, несомненно, Михаил Борисович Максимович, будущий архиепископ Иоанн Шанхайский
Несмотря на трудное материальное положение, в начале 30-х годов XX века отцом Иоанном было опубликовано несколько работ с историческо-канонической и литургическо-богословской тематикой в сербских богословских журналах.

ocr.jpg

Выпускником факультета в первые годы его существования был и Владимир Михайлович Родзянко, будущий епископ Василий. В 1926 году он познакомился с иеромонахом Иоанном (Максимовичем), который оказал на него огромное духовное влияние. Епископ Василий много позднее вспоминал об отце Иоанне: «Он сумел показать мне иной мир, светлый, замечательный, тот рай, в котором мы были и из которого были изгнаны».

Наступила Вторая Мировая война. Некоторые из зданий факультета были полностью разрушены, включая библиотеку, занятия прекратились. После войны положение преподавателей и студентов стало трудным из-за отношения к Православной Церкви новых безбожных властей. В 1947 году с факультета был уволен и отправлен в тюрьму доцент, профессор догматического и сравнительного богословия, будущий святой Сербской Православной Церкви преподобный Иустин (Попович).

photo_2023-12-12_10-28-14.jpg

В его работах встречается термин «молитвенное богословие», который он объяснял так: «Самое совершенное богословие – в Священном Предании; Священное Предание – в святых богослужениях. Вера и богословие суть одно. Этому нас учит и к этому возвращает вся молитвенная, богочеловеческая жизнь Церкви… В богослужениях повторяется все богочеловеческое домостроительство спасения. Все догматы, все истины Откровения-Предания выражены в молитве, преображены в молитвенные искания (эпиклеза), чтобы испросить с неба благодать к жизни. Все облечено в святые таинства и богослужения. Отсюда: святые праздники – святые службы – источники сил для переживания святых истин. Вера – вся в молитве; молитва – вся в остальных святых добродетелях, ибо без нее нет осуществления, переживания святых истин».

Вера – вся в молитве; молитва – вся в остальных святых добродетелях, ибо без нее нет осуществления, переживания святых истин

К известным выпускникам факультета в XX веке относились также митрополит Амфилохий (Радович), позже преподававший на кафедре православной педагогики; епископ Афанасий (Евтич); их ученик, будуший митрополит Берлинский и Германский Марк (Арндт). Епископ Афанасий избирался деканом, был доцентом на кафедре патрологии, преподавал историю Церкви. Во время работы на факультете он опубликовал около сотни научных работ. Тогда же начал издаваться его большой труд «Патрология». Он любил повторять, что богословие должно быть христологично и христоцентрично. Уже в начале 2000-х годов он стал большим другом Сретенской духовной семинарии в Москве, выступал перед преподавателями и студентами.

*

На данный момент сердцем высшей духовной школы Белграда является храм святого апостола Иоанна Богослова, в котором каждый день совершается полный круг богослужений. По субботам, воскресеньям и праздникам там служится Божественная литургия. Нынешние молодые богословы поют в хоре на службах, помогают священникам. Сейчас на православном богословском факультете Белградского университета обучается более 1500 студентов обоего пола, которые готовятся к священнической, религиозно-педагогической деятельности и научной работе в области богословия.

245282672_352031873385220_5272844825531166717_n.jpg

Помимо основной программы, студенты в соответствии со своими интересами выбирают определенное количество факультативных предметов: библейские, патрологические, систематические, церковно-исторические, философские или практические дисциплины. Факультет поддерживает интенсивное сотрудничество с рядом известных богословских учреждений мира. На факультете функционируют Институт богословских исследований, теологический и библейский Институт, а также Институт литургии и церковного искусства. Периодически организуются научные встречи местного и международного значения. Деканом факультета является профессор Зоран Ранкович.

Программы обучения

Богословско-катехизическая бакалаврская программа

Эта программа базового обучения длится четыре года. После ее успешного завершения выпускники получают диплом о первой степени высшего образования и звание дипломированного теолога-катехизатора. Здесь студенты готовятся к научному исследованию, особенно в контексте учебно-педагогической деятельности в системе образования. По программе студенты изучают историю религии, церковнославянский язык, Ветхий Завет, философию, греческий и английский язык, экзегезу Нового Завета, патрологию, догматику, аскетику, историю Поместных Церквей, каноническое право, пастырское богословие и другие предметы. Выпускники приобретают систематизированные фундаментальные знания в основных областях богословия.

Богословско-пастырская бакалаврская программа

Богословско-пастырская программа рассчитана на четыре года. Ее выпускникам присваивается звание дипломированного богослова. Студенты приобретают систематизированные фундаментальные и прикладные знания из практических богословских дисциплин, связанных с катехизаторской, миссионерской, литургической и пастырской деятельностью. Предметы, которые здесь изучаются, следующие: пастырское богословие с психологией, церковнославянский язык, греческий и английский язык, христианская этика, патрология, философия, литургика, история религий и Церкви, экзегеза Нового и Ветхого Заветов, догматика, аскетика, гомилетика, каноническое право и другие. По программе предусмотрена обязательная профессиональная практика. После ее окончания выпускники приобретают навыки исследовательской деятельности, критического и самокритического мышления, опыт применения полученных знаний в пастырской, миссионерской, социальной и катехизаторской практике.

По программе студенты изучают историю религии, церковнославянский язык, Ветхий Завет, философию, греческий и английский язык, экзегезу Нового Завета, патрологию, догматику, аскетику, историю Поместных Церквей, каноническое право, пастырское богословие
Магистерская программа

Магистратура факультета делится на богословскую и религиозную, обучение продолжается один год. Богословская программа состоит из трех модулей: библейско-патристического, литургическо-правового и исторического. Здесь студенты изучают современную богословскую мысль, святоотеческое богословие в раннем христианстве, историю и теологию святости, богословие ветхозаветных пророков, иностранные языки, сербское богословие, латинскую патристику, экзегезу и богословие сочинений святого апостола Иоанна Богослова и другие предметы. По религиозной программе студенты изучают историю, психологию и философию религии, иностранные языки, каноны Церкви и другие предметы.

По окончании магистратуры выпускники могут подать документы в докторантуру, обучение в которой длится три года.

Без знания наследия святых отцов вряд ли возможно возрождение богословия
Студенческая жизнь

На богословском факультете Белградского университета для активных и заинтересованных студентов существует возможность участия в общих собраниях молодых богословов. Регулярно на этих собраниях проходят мастер-классы, дебаты, лекции и др., в которых принимают участие и преподаватели. Темы, обсуждаемые на этих встречах, касаются человека и богословия в современном мире.

12307550_881199651996131_7707156352710850994_o.jpg

Также на факультете существует секция кино и телевидения, где студентам демонстрируют фильмы нравственного, философского и религиозного содержания, организуются походы в кинотеатры. Помимо этого, студенты могут посещать занятия шахматного клуба.

Студенты православного факультета своими силами издают журнал «Логос», который является одним из лучших журналов университета. Его идея заключается в том, чтобы поощрить конфронтацию богословия с современным миром. Доход от продажи журнала идет на гуманитарные цели.

*

Рассказ о богословском факультете Белградского университета закончим размышлениями сербского епископа Афанасия (Евтича). На встрече со студентами Сретенской семинарии в Москве он сказал: «О богословском образовании вот что я вам скажу. Где лучше? Повсюду. По-моему, Греция и Россия сейчас здесь держат первое место. Сербы что-то делают, конечно, пока вместе с владыкой Амфилохием (Радовичем). Есть там и молодежь, но посмотрим.

4883.d.jpg

Особенно важно вернуться к традиции святых отцов. Вам намного легче, у вас уже многие святоотеческие труды переведены, вы читаете их в русском переводе. У сербов этого нет. Я начинал читать отцов в русском переводе. Тогда у нас было переведено очень мало, но сейчас уже больше, и работа продолжается. Без знания наследия святых отцов вряд ли возможно возрождение богословия. И кроме того, нельзя ограничиваться только чтением. Богослов не значит хороший начетник, кто читал много книг. Нам необходима благодать Божия и жизнь.

Святитель Григорий Палама сначала плохо учился. Он молился Богородице: «Просвети мою тьму»! – и получил просимое, стал великим богословом. Дай Бог и вам учиться, но всегда с жизнью. Как говорил митрополит Филарет, жизнь все время свидетельствует. Так что Бог дает по сердцу, по смирению, по труду, по борьбе, по подвигу. Это не бывает сразу, нельзя всего достичь и все получить быстро. Нужно пройти курс в школах, в академиях. Нужно сдать экзамены, нужно освоить программу. Но необходимо и самообразование.

Человеческая жизнь такова, что надо быть осторожным, трудолюбивым и надо подвизаться. Вообще ничто не дается просто так, и слава Богу. Как говорили святые отцы, Бог больше наивных Адамов не принимает в рай. Надо пройти большой путь подвига. Но не забудьте, дорогие, что богословие нужно. Не абстрактное, как если бы кто-то просто читал книги и стал мудрецом. Святой Максим так говорит о богословии: "Бог сказал Адаму: возделывай землю и питайся хлебом от земли". Это наше бытие, душа и тело. Вот это наша земля. Делай себя, обрабатывай себя, чтобы есть хлеб богословия».

Александра Калиновская