Как развивалось строительство храмов на Руси

Московская Сретенская  Духовная Академия

Как развивалось строительство храмов на Руси

1656



Расскажу вам о развитии храмового строительства. Откуда появился христианский храм? Почему он имеет именно такую форму и трехчастное деление? Каково значение апсиды? Насколько часто встречается двухчастное деление храма?

Наш разговор я бы, наверное, начал со времени создания скинии. После исхода из Египта Господь повелел Моисею построить храм – палатку. Слово «скиния» переводится как «палатка, походный храм», который делится на три части: Cвятая святых, святая – центральная часть и двор.

Христиане-иудеи I века после Вознесения Господа нашего Иисуса Христа еще ходили в Иерусалимский Храм, который был разрушен, как вы помните, в 70-м году нашей эры римскими воинами. Есть очень интересная книга Иосифа Флавия – «Иудейская война», в которой дано описание этих событий. Почему был разрушен Иерусалим? Современный Иерусалим – это постройка времен крестоносцев. А тот древний Иерусалим и знаменитый Храм, который Господь посещал, были стерты с лица земли в 70-м году. Почему римляне так поступили? Об этом расскажет вам эта книга.

Когда иудеи устроили гонение на иудеев-христиан, христиане перестали посещать Иерусалимский Храм, куда на Пасху приходил Господь и проповедовал в приделе пророка Соломона, царя Израильского.

В катакомбах были построены храмы разного размера, а также кладбища

Следующий этап развития храмостроительства начинается с римских катакомб. Иудея была покорена Римской империей. Понтий Пилат, наместник Рима, находился в Иерусалиме. Правители языческого Рима стали гнать христиан. Поэтому христианам пришлось уйти в катакомбы.

Катакомбы находились возле Рима, служили для добычи глины и строительства Иерусалима. Территория катакомб была большой, еще и христиане увеличивали их площадь. Там были целые города – места, где христиане жили, спали, ели. В катакомбах были построены храмы разного размера, а также кладбища. Отсюда происхождение подземных молитвенных помещений под названием «крипты».

Самые большие храмы в катакомбах вмещали до трехсот человек. При этом было деление на мужскую и женскую половины. Такие храмы были оснащены иллюминариями – отверстиями в крыше подземного храма для прохождения воздуха и света.

Когда христиане совершали богослужения на земле, а не под землей, то обычно они собирались в домах богатых христиан. Эти дома напоминали базилики – удлиненные помещения, обычно двухэтажные, оснащенные колоннами с левой и с правой сторон, увенчанные в углу абсидой. В доме богатых христиан эти помещения служили для общественной жизни.

Абсиды использовались как алтарная часть, потому что еще не было перегородок перед алтарем и иконостасом. И в подземных храмах также устраивались абсиды – углубления в земле, служащие алтарем на богослужениях.

Для служения Божественной литургии в качестве престола, где приносится бескровная жертва, использовались доски – надгробия мучеников. Отсюда появляется традиция использования в дальнейшем антиминсов. Ведь на каждом престоле находится плат, в центр которого вшивается частичка мощей мучеников. Плат подписывает правящий архиерей той области, где расположен данный храм. Запись на плате включает следующие сведения: когда был создан храм, в честь кого он создан. Обычно на этом плате изображается евангельский сюжет – погребение Господа нашего Иисуса Христа во гробе.

Для служения Божественной литургии в качестве престола, где приносится бескровная жертва, использовались доски – надгробия мучеников

Слово «антиминс» переводится как «вместо престола». Без антиминса священнослужитель не может совершать Божественную литургию. И если в храме случится пожар, то первое, что должен спасти священник (если имеется такая возможность без риска для жизни), – это именно антиминс.

В тяжелые годы гонений, которые продолжались и в XХ лихолетии, именно на антиминсах служили литургию по домам. Престолом был или обычный стол, или пень, как в местах лишения свободы. Но антиминс обязательно использовали.

Катакомбы в Риме сохранились и до наших дней. Если у вас есть такая возможность, можете их посетить или посмотреть на них в Интернете: очень интересно, где первые христиане I–III веков совершали богослужения.

Христиан освободил от гонений эдикт императора Константина Великого, изданный в IV веке в Римской империи о свободном исповедовании христианской веры. В конце жизни император Константин Великий сам принял христианство.

Христианство было единым практически до XI века, когда произошло разделение на Кафолическую и Католическую Церковь. Но в 1054 году произошел раскол – великая схизма. Сейчас существуют Поместные Церкви: Грузинская, Болгарская, Греческая, Кипрская и другие. Римская Церковь – тоже одна из Поместных Церквей. В списках священников, представителей разных Церквей на Вселенских Соборах, вы увидите и представителей Римской Церкви.

И вот одна из Поместных Церквей откололась от Единой Христианской Церкви. Сейчас мы наравне воспринимаем православие и католицизим, как две ветви христианства, но на самом деле это была просто одна из Поместных Церквей. По диптиху – списку Церквей – сейчас на первом месте находится Вселенская Церковь, которую возглавляет Патриарх Константинопольский Варфоломей I, а ранее, до раскола, главенствовала Римская.

Когда христиане стали свободно исповедовать свою веру, начинают строиться храмы. При их устройстве используют базилики, как в подземных храмах в катакомбах. Придел в храмах появляется позднее – на Руси. Обычно в приделах кормили бедных людей или устраивали трапезные. Для этих целей и существовал придел. А до этого были только две части храма: алтарная и центральная.

Придел в храмах появляется позднее – на Руси. Обычно в приделах кормили бедных людей или устраивали трапезные

Со временем появляется и иконостас. Для чего нужен иконостас? Изначально верующие причащались в алтаре, подобно священникам. Как такового алтаря еще не было, он был условный. Не было и иконостаса.

Миряне причащались так же, как и священники: сначала брали Плоть Господа Иисуса Христа под видом хлеба и потребляли, а потом из единой Чаши уже причащались Крови Христовой. Но впоследствии из-за увеличения количества христиан происходит разделение решеткой пространства для совершения богослужения в храмах (если кто-то был в городе Бари в Италии у святителя Николая Чудотворца, то видел алтарь, условно перекрытый решеткой). Такая решетка была необходима, чтобы не было теснения священников во время богослужения, чтобы их не толкнули и не разлили Чашу с Кровью Христовой.

Постепенно на решетку вешают разные иконы – отсюда и появление иконостаса, систематизации икон: местный ряд, пророческий, праздничный и так далее.

В византийском стиле иконостас делают невысоким, всего лишь в один ряд. В нашем верхнем храме Воскресения Господня и новомучеников и исповедников Церкви Русской византийский стиль представлен полностью: иконостас невысокий, открытая абсида.

Русский иконостас полностью доходит до потолка, имеет много рядов – это уже русский, славянский иконостас. Византийский и русский иконостасы различаются. В нашем древнем храме – русский иконостас, его высота полностью доходит до потолка.

Русские мастера создали неповторимый, особенный стиль возведения русских православных храмов, аналога которому нет в мире

С X века русские храмы строили по византийскому образцу. Постепенно наши мастера переняли опыт византийских строителей и, соединив его с традицией русского зодчества, создали неповторимый, особенный стиль возведения русских православных храмов, аналога которому нет в мире. Так был создан стиль двухчастного или трехчастного храма на Руси, учитывающий представление русских людей о красоте и влияние погодных условий нашей страны.

Почему в Киеве был построен Софийский собор? Он был возведен по аналогии с главным престольным храмом Константинополя. А София – это Премудрость Божия, Вторая Ипостась Пресвятой Троицы. Значит, Софийский храм – это храм Христа Спасителя. Поэтому в нашем стольном граде Киеве, в столице древней Руси, тоже строится Софийский собор.

Подобную преемственность мы видим, когда город Владимир передает права первопрестольного града Москве. И в нашем Московском Кремле тоже был возведен Успенский собор по аналогии с Успенским собором во Владимире. Успенский кафедральный собор до сих пор стоит во Владимире-на-Клязьме.

После Киева (и правления в нем святого благоверного великого князя Ярослава Мудрого) столицей Руси становится город Владимир. Это произошло по причине междоусобной брани между князьями и их наследниками, которые, к сожалению, убивали друг друга из-за жажды власти и богатств. Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский тоже уезжает из Киева, так как не хочет участвовать в борьбе за Киевский престол. Так постепенно возвеличивается град Владимир и становится столицей Руси.

Но Владимир недолго был столицей Русского государства. Затем великокняжеский престол перенесли в Москву. А древний Киев был стерт с лица земли из-за междоусобной брани. Киев неоднократно перестраивался из-за нашествия многочисленных врагов.

Иеромонах Лавр (Архипов)