Любовь берет свое начало в Боге

Московская Сретенская  Духовная Академия

Любовь берет свое начало в Боге

954



Беседа 5 из цикла «Гимн любви в Послании апостола Павла к Коринфянам»

Продолжим наш разговор о любви. Духовная любовь, о которой святой апостол Павел говорит в Первом послании к Коринфянам, в первую очередь направлена к Богу. Сначала она действует как любовь к Богу, а потом уже – как любовь к людям и окружающему миру. Поэтому она бесстрастна, свята и чиста. 

Знаете, любовь – несколько опасная вещь в конечном итоге, особенно в наши дни. Не можешь подойти и приласкать маленького ребенка. Что на это скажут! Слышишь такие вещи… Включите выпуск новостей, узнаете. Настолько велико извращение всего! Лучше любить памятники, камни и деревья, чтобы не говорили ничего, хотя все равно тебя назовут безумцем. 

Часто люди неверно понимают любовь святых людей по отношению к ним, потому что не могут понять, что святые бесстрастны. Если вы прочтете письма старцев, то боюсь, что соблазнитесь. В них вы увидите, как старцы общались между собой. У меня есть письма, которые писал старец Ефрем Катунакский нашему старцу Иосифу (Ватопедскому). Некоторые из этих писем опубликованы. Старцы, семидесятилетние люди, выражали свои чувства и мысли с огромной любовью. Ни следа страстей, ни капли нечистого духа, абсолютная чистота, которая, к сожалению, в наши дни не находит понимания. Поэтому все обижаются и неверно всё толкуют, что катастрофично для человека. 

Старцы, семидесятилетние люди, выражали свои чувства и мысли с огромной любовью

Иногда можно избегать общения с некоторыми людьми. Но чаще люди просто боятся, например, «не буду разговаривать с этой женщиной, чтобы не подумали, что у меня отношения с женщинами. Если это мужчина, то меня обвинят в отношениях с мужчиной; если это ребенок, то осудят за отношения с детьми, если старик – со стариками, если животное – с животными, если рыба – с рыбами». 

Получается, что лучше ни с кем не разговаривать. Но самое трагичное не в том, что о тебе будут говорить, а в том, что сейчас даже дети и молодые люди имеют нехорошие подозрения относительно других. Видишь молодых людей, которые должны были бы обладать чистотой мысли, а они никому не доверяют, не имеют простоты и открытости, движимы подозрительностью. Вы скажете: «Сейчас лукавые дни». Конечно, нам нужно быть разумными, внимательными, но это не значит, что необходимо впадать в нездоровую подозрительность. 

Я приведу вам в пример один случай, который произошел со мной на днях. 

Незадолго до моего отъезда на несколько дней в Грецию, ко мне на исповедь зашел человек. Было жарко, поэтому я открыл окно во внутренний двор храма. Но в храме все слышно, что происходит снаружи. А так как в храме есть купол, то голоса извне звучат вместе с эхо, и их не так просто разобрать, но при этом все слышно. Этот человек зашел в храм и сказал, что слышал, будто здесь у меня какая-то драка происходит. Будто священник кричит, оскорбляет, хульные слова произносит. 

Оказалось, что там, во внутреннем дворе, в обед кормят сотни приходящих в митрополию людей, а среди них встречаются нездоровые люди, с психическими заболеваниями, и они между собой часто спорят и ругаются: «Ему дали больше, а мне – меньше! Ему дали столько мандаринов, а мне – только три…». Цепляются друг к другу. 

И в тот момент кто-то опять поругался между собой под окнами исповедальни, оскорбляя другого. Я не стал выглядывать в окно и успокаивать кричащих, не придал этому значения. А тот человек все слышал и поверил в то, что я в исповедальне ругаю того, кто пришел на исповедь, поверил, будто я оскорбил и похулил прихожанина. Вначале я не понял ничего: он зашел, исповедовался и вышел. 

Заходит следующий человек и говорит: 

– Отче, ты очень взволнован, да?

Отвечаю:

– Нет, я не взволнован.

– А человек, который заходил на исповедь передо мной, сказал, что ты кричал на другого.

– Когда я кричал? Разве мне хочется кричать? Вас успокоить бы, утешить, отправить скорее по домам. 

– А нам тот господин, который сейчас вышел, сказал, что ты сильно кричал на предыдущего исповедующегося. И не только кричал, но и оскорблял его. И хулу произнес.

– Дорогой, я с малых лет не позволял себе хульные слова, тем более в храме. Зачем я сейчас стану так поступать? Я пока не лишился ума. Если бы я потерял ум, то мог бы, но пока… Не думаю, что я так поступал. Как он такое услышал?

Я знал того, кто это сказал, и позвонил ему. Он говорит:

– Батюшка, ты же человек, столько взаперти сидишь, тебя можно понять. 

– Оправдываешь меня, что я человек и разнервничался от того, что был взаперти?

– Я же слышал.

Думаю: «Господи, помилуй! Что же такое случилось?» А потом понял, что окно было открыто, откуда были слышны голоса людей, которые ругались во дворе, а тот человек стоял под дверью и слышал все это, как будто изнутри. И вышла целая история. 

Вот так случается, когда у человека есть подозрительность. Это то, что старец Паисий называл «дурными помыслами», когда человек не возделывает добрых помыслов. Ведь можно было подумать: «Разве способен этот человек так кричать, тем более на того, кто исповедуется?» Он же видел, что исповедавшийся вышел с улыбкой.

Тот, кто не имеет любви, не имеет и смирения, потому что они идут вместе

Тот, кто теряет любовь, тот теряет и чистоту своей души. Тот, кто не имеет любви, не имеет и смирения, потому что они идут вместе. Никакой эгоист не может полюбить другого. Ни один гордый человек не может иметь истинной любви. Гордый и эгоистичный лишает себя любви Божией и мучается. Мучается не только тот человек, который говорит, что ему некого любить, некому отдать свою любовь. Это может быть только пятьдесят процентов мучений. А стопроцентное мучение – это когда человек искажает и извращает любовь того, кто его любит, не может понять, что все люди разные, что среди нас есть люди с чистым сердцем. 

А теперь задавайте мне вопросы. Побеседуем о признаках, по которым можно узнать любовь.

– Геронда, какова логика любви на работе? Существуют ли какие-либо каноны, определенная иерархия, разные круги общения, которые необходимо учитывать?

– Я думаю, что, в первую очередь, нам необходимо иметь любовь в своем сердце. Если в нас есть любовь, то мы можем в каждом случае понять, как нам поступить по любви. Скажем, ты занимаешь ответственное положение. Ты работаешь в офисе, ты начальник, работодатель, и видишь, что кто-то из сотрудников не очень последовательный человек. Не безрассудный, но непоследовательный в своих словах и делах, и это вредит делу и другим людям, которые работают с ним. Поэтому мы сказали, что необходимо рассуждение. Хирург иногда принимает решение удалить какой-то орган или какую-то часть тела у больного, например, ногу. Если ее оставить, то больной умрет, разрушится весь организм. 

Если в нас есть любовь, то мы можем в каждом случае понять, как нам поступить по любви

Ты можешь объяснить этому человеку: «Будь внимателен, не поступай так. Это тебе вредит. Если будешь так продолжать, то мы не сможем больше вместе работать». Предоставь ему две-три возможности. Но если он не захочет меняться, если он будет пренебрегать тем, о чем его попросили, то тогда ты должен будешь спасать корабль. Это сложно, это больно. Иногда приходится принимать сложные решения. Но всегда нужно смотреть на вещи в совокупности и совершать поступки с большой любовью. Беспристрастно, без злости, без действий, скрывающих претензии, раздражение и гнев. А с любовью, потому что иначе не получается. 

– Геронда, вы сказали, что кто-то обладает даром говорить на разных языках, кто-то – творить чудеса, иные – даром любви. В чем разница дарований? Почему любовь – выше всего?

– Все святые обладают любовью. Если они не имели бы любви, то они не были бы святыми. В том, кого мы называем пророком, пребывает Дух Святой, и он обладает разными дарованиями, в том числе и любовью. Но ему дан и другой дар – дар пророчества. 

Другой исцеляет болезни, это его особенность. А тот, кто обладает даром любви – самым высоким дарованием, может и не иметь чего-то особенного: не быть пророком, не творить чудес, не исцелять больных. Но он является носителем полноты любви, от которой горит его сердце, он становится очагом любви. Такого человека отличает пылающая любовь, его душа – это огонь, в первую очередь, по отношению к Богу, а потом – ко всему миру. Поэтому мы говорим о том, что христианам не нужны уроки европейского рационализма, уроки преодоления страха. Зачем это нам? Ведь Евангелие говорит о любви ко всем. 

Все святые обладают любовью. Если они не имели бы любви, то они не были бы святыми

Апостолы и святые отцы говорили нам о любви. А теперь нас хотят чему-то научить те, кто «во имя любви» бомбардирует мир? А потом зло от этой «любви», которую они «показывают» другим, возвращается назад оружием и войнами? 

Евангелие учит нас любить каждого человека, дает право на существование всем, право выражать себя, возможность действовать без притеснения, давления, осуждения, огорчения.

Один раз к нам в скит пришел парень, который был мусульманином. Немец-мусульманин. Кто-то привел его к нам. Он спросил: «Останусь?» Ему ответили: «Оставайся». Геронда ни разу не обязал его прийти к нам в храм на службу. Он хотел молиться, попросил коврик для этого. Геронда велел дать ему коврик, чтобы он молился так, как хочет, в своей комнате. Он ел и трудился вместе с нами. Геронда и отцы проявили к нему большую любовь. Немец был очень верующим мусульманином, верным своим убеждениям. 

Мы не чувствовали никакого неудобства рядом с ним, но сами оставались непоколебимыми в своей вере во Христа. По нашей вере мы смогли принять его как дорогого гостя, с теплой любовью. Потому что Евангелие так учит нас. Так нас учит Дух Святой через святых апостолов и святых отцов. 

– Геронда, что такое любовь? 

– Я скажу, что Бог есть любовь (см.: 1 Ин. 4: 8). И тот, кто становится подобным Богу, достигает любви. Любящий Бога человек действительно любит другого, отождествляет его с собой, любит, как самого себя, по завету Христа. 

Тот, кто становится подобным Богу, достигает любви

Но как описать любовь, которая неописуема в своих проявлениях и дарованиях? Как мы говорили, в любви необходимо и большое рассуждение. Можно навредить своему ребенку от большой родительской любви. Лучше кого-то расстроить по любви. Например, когда твой ребенок приходит и говорит: «Хочу того-то!» А ты знаешь, что это вредно, по своей любви говоришь, что не нужно это брать. Ребенок плачет, рыдает, мучается, чувствует себя несчастным. Но ты знаешь, что поступил так по любви. Потому что ты родитель, ты зрелый человек и можешь решить, что не нужно давать ребенку то, что он желает прямо сейчас. Позже, может быть, и разрешишь взять, но не сейчас. 

Любовь – это великое дарование, но все должно быть с рассуждением. Хорошая машина без тормоза будет вести себя, как сумасшедшая.

– Геронда, что представляют собой однополые отношения людей? Это болезнь или страсти? Дурные привычки?

– Это сложная тема, которую в двух словах не раскроешь. Есть много научных точек зрения на эту тему. 

Сейчас утверждают, что это происходит на генетическом уровне. Может быть, и так. Иногда такая наклонность уже от рождения бывает заметна по внешности. Однако мы можем родиться со множеством разных наклонностей. Кто-то рождается нервным и раздражительным и начинает это оправдывать своими генами. 

Но человек не порабощен генами. Человек потому и человек, что он может понуждать себя все преодолеть и измениться. Ведь по благодати и силе Божией человек может жить в целомудрии и чистоте. Личность человека не зависит от его половых гормонов и влечений. 

Мы, люди Церкви, должны быть очень внимательными, чтобы не осудить никакого человека

Мы, люди Церкви, должны быть очень внимательными, чтобы не осудить никакого человека. Однополые отношения – это грех, как и многие другие вещи. И сребролюбие – грех, и тщеславие – грех, и злопамятство – грех. Но мы не осуждаем никакого человека. Каждый должен сам себя устроить перед лицом Божиим аналогично той данности, которой он обладает. Один – так, другой – иначе. Ты думаешь, что тот, кто живет невоздержанно в браке и имеет десять женщин, лучше? Может быть, его оправдать будет сложнее. 

Как-то на Кипре, когда я был в монастыре Махерас, произошел такой случай. Проходила демонстрация однополых пар. И там выступила одна христианская организация. Один из ее представителей стал кричать в рупор: «Долой гомосексуалистов!» Но он не знал, что его сын такой же. А я знал. Остановил кричащего, но не стал говорить ему про его сына, лишь сказал: «Подумай, сколько людей видят тебя и у которых такая же проблема? Сколько родителей имеют таких детей? Сколько братьев и сестер имеют таких родственников? Почему ты так легко бросаешься словами и не думаешь о душе другого человека?» 

Что подумает сам человек, оказавшийся в этой беде, слыша такие обвинения в его адрес? Я не оправдываю грех. Грех есть грех. Я не оправдываю сребролюбие, блуд. Ничего подобного. И гомосексуализм – это тоже грех, о нем написано в Священном Писании, засвидетельствовано Духом Святым. Но важно то, как мы себя ведем и выражаем свое отношение. Мы должны быть очень внимательными и рассудительными в этом.


Митрополит Афанасий Лимасольский


Перевод с греческого Марии Ореховой

Источник: www.omilies.net 08.09.2014