485
Святые об ангелах и об их качествах.
Преподобный Ефрем Сирин:
Хотя служебные духи на небесах нетленны и бессмертны, Бог не благоволил, чтобы все они состояли в одном чине. Напротив, установлено, чтобы и у Божественных служителей были начала, власти и преимущества.
Ангелы подают венец побеждающему, бесы покрывают стыдом побежденного. Много борения у ангелов за тебя, возлюбленный; много усердия у бесов против тебя, христолюбец. Итак, будь внимателен к себе, не опечаль своих и не обрадуй чужих. Своими же называю святых ангелов, а чужими – нечистых бесов.
Преподобный Иоанн Дамаскин:
Ангелы охраняют части земли, правят народами и местами, как поставлены на то Творцом.
Преподобный Петр Дамаскин:
Девять чинов ангелов имеют наименования, сообразно их природе и деятельности – престолы, херувимы, серафимы, силы, господства, власти, начала, архангелы и ангелы. Называются они бесплотными, потому что невещественны; умными, так как они – умы; и воинствами, поскольку они «служебные духи» (Евр. 1: 14) Царя Всяческих. Кроме того, они имеют имена общие и собственные, то есть называются силами и ангелами. Первое есть собственное название одного чина, но по деятельности своей все девять чинов называются силами, ибо все могут приводить в исполнение Божественную волю. Ангелы – тоже собственное имя одного из чинов, первого от нас и девятого от Страшного Престола; по деятельности же все называются ангелами (вестниками), как возвещающие людям Божественные повеления.
Служебные духи имеют бытие по воле Отца, приводятся в бытие действием Сына и поддерживаются в бытии присутствием Духа. Назначение же ангелов – святость и пребывание в святости.
Ангелы не претерпевают изменения. Нет между ангелами ни отрока, ни юноши, ни старца, они остаются в том состоянии, в каком сотворены вначале, и состав их сохраняется чистым и неизменным.
Ангелы приходят посещать нас по своей воле и власти. Ибо главная и сообразная с естеством цель их жизни – погружать взор свой в красоту Божию и непрестанно славить Бога.
Всякая душа, оставшаяся (за коснение во зле) без защиты Ангела Хранителя, предается на разграбление врагам и на попрание.
Приведение в бытие ангелов совершило зиждительное Слово – Творец всего, а освящение им даровал Дух Святой, ибо ангелы созданы не младенцами, которые бы потом, усовершившись через постепенное упражнение, сделались таким образом достойными принять Духа, но в первоначальный состав и, так сказать, раствор их сущности была вложена святость. Потому-то они не удобопреклонны ко греху, будучи немедленно, как бы некоторым составом, покрыты освящением и по дару Святого Духа имея постоянство в добродетели.
Как в ясный полдень небо бывает чистым, не затеняясь никаким облаком, так и природа ангелов пребывает светлой и блистательной, не омрачаясь никакой похотью.
Есть ангелы и архангелы, престолы, господства, начала и власти; но не одни эти сонмы существуют на небесах, а бесконечные полки и неисчислимые племена, которых не может изобразить никакое слово.
Ангелы всюду присутствуют и особенно в доме Божием предстоят Царю, и все исполнено этими бесплотными силами.
Бог повелел, чтобы высшие силы служили пребывающему на земле (человеку) по причине достоинства образа, которым облечен человек.
Прославлять ангелов – наш долг: они, воспевая Творца, обнаруживают Его милость и благорасположение к людям.
Святитель Димитрий Ростовский:
О семи наивысших ангелах имеется известие в Откровении святого Иоанна Богослова, в главе первой, где сказано следующее: «Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его» (Откр. 1: 4), и еще: «Я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом» (Откр. 8: 2). В книге Товитовой один из них говорит: «Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов» (Тов. 12: 15), предстоящих Господу. Эти семь ангелов по именам и по порядку в чине своем исчисляются так: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил. Каждый из них имеет свое особое высшее служение у Господа Бога.
Святитель Тихон Задонский:
Слышишь благоприятное пение или в церкви, или в ином месте, вспомни тогда, что ангелы на небе так воспевают Создателя и Бога нашего. Подражай и сам ангелам святым и воспевай на земле Создателя и Бога твоего, да и на небе сподобишься некогда воспеть Его с ними. Присоединяйся и ты к святым певцам и песнь свою с песнью их связывай. А чтобы пение твое Богу благоприятно было, чистотою и житием следуй небесным чинам и, воспевая устами, пой и сердцем. Сладка музыка, когда голоса хороши и между собою согласны. Так благоприятна Богу песнь бывает, когда певец свято живет, и добрый нрав имеет, и с устным пением сердечное согласует, и с устами и сердце его поет.
Ангельское дело – петь Бога. Ибо ангелы не иное что на небе делают, как непрестанно Бога воспевают. И мы, когда Бога воспеваем, ангелам подражаем и их дело творим.
Преподобный Варсонофий Оптинский:
Вначале Господь сотворил мир невидимый; блаженные духи разделялись на девять чинов: серафимы, херувимы, престолы, господствия, власти, силы, начала, архангелы и ангелы. Но сотворенные духи не все сохранили верность Богу; треть отпала от своего Создателя, и из благих они сделались злыми, из светлых – мрачными. Чтобы возместить потерю, сотворен был человек. Теперь люди, работающие Богу, по кончине своей вступают в лик ангелов и, смотря по заслугам, становятся или просто ангелами, или архангелами и т. д. Этот видимый мир будет стоять до тех пор, пока будет пополняться их число, а тогда – конец. Неизвестно только, когда наступит это время: завтра, или через год, или через миллионы веков. Дай, Господи, нам всем войти в это число, чтобы вовеки пребывать со Спасителем нашим.
Праведный Иоанн Кронштадтский:
Святые ангелы и прочие Небесные Силы исполнены цельной, святой жизни, ненарушимого мира, нерушимой бодрости, вечного мужества и силы, неизреченной красоты, света, высокого ума, чистейшей к Богу и к людям любви, взаимного дружества, озарения и просвещения. Таковы и наши святые Ангелы Хранители. Чудная природа ангельская! Но христиане, которые сподобятся достигнуть будущего века и воскресения из мертвых, равны будут ангелам, по слову Самого Господа.
Ангелы имеют духовную, невещественную, тонкую, безсмертную природу, свободную от всякой тли, но ограниченную, не такую, как Сам Господь, Дух, всюду сущий и единый, безначальный и все наполняющий. Он привел ангелов из небытия в бытие, словом Своим освятил и за непреклонность ко злу утвердил их непадаемо Духом Святым (то есть они уже не могут впасть в грех). Природа их полна чудного немерцающего света, святости, благости, красоты, премудрости, силы, бессмертия, пламенной любви к Творцу и друг к другу и к людям, спасению которых они радуются и желают иметь их своими вечными гражданами в стране вечного света и нетления, мира и радости. Святой Дионисий Ареопагит, ученик апостола Павла, восхищенного Духом Святым до третьего неба, услышал от него таинственное учение о мире ангельском, записал его и передал Церкви.
Христианин! Ты совокупишься с ангелами, архангелами, всеми Небесными Силами: подражай ангелам, презирай земное, возлюби небесное, вечное, духовное, удаляйся пристрастий житейских, не порабощайся чреву, демону сребролюбия, будь незлобив, кроток, тих, как ангел, чист, как ангел, прост, свят, как он.
Подготовила Александра Калиновская