599
Отец Иларион Феля (1903–1961) летом 2024 года был прославлен Румынской Православной Церковью как священномученик. Он был известным проповедником Евангелия своего времени. Будучи профессором Духовной академии в Араде, он написал много богословских трудов, наиболее важным из которых является труд «К Фавору». Архимандрит Иустин (Пырву), другой румынский святой новейшего времени, считал эту работу «лучшим произведением румынского православия». Отец Иларион был арестован в 1951 году и заключен сначала в тюрьму Герла, после – в тюрьму Аюд, где он умер в 1961 году, до самой смерти оставаясь исповедником веры. Проникнемся его духовными размышлениями из этой книги и мы.

Все наше богослужение – это православное вероучение, выраженное посредством молитвы. Благодаря своему служению, Церковь является вратами небес, а молитва есть ключ, отворяющий их. Самое прекрасное, что может быть в Божьем творении, – это рай. Молитва есть око сердца, которым его можно увидеть. Православие – это связь и единение с Богом через любовь. Молитва – это лествица, по которой человек поднимается к Богу и говорит с Ним. Как тело умирает без пищи, так и душа увядает без молитвы. «Молитвы суть нервы души. Как тело нервами держится в строе, живет, движется и стойким является; когда же кто их пресечет, тогда вся гармония тела расстраивается, так и души святыми молитвами благоустрояются, стойкость приемлют и легко текут путем благочестия» (Патриарх Каллист и сподвижник его Игнатий Ксанфопулы. «Добротолюбие». Том V). * Молитва поддерживает душу, дабы та могла существовать и возрастать в ежедневном предстоянии пред Богом, поднимаясь по лествице совершенства.
Молитва есть глас радости, наполняющий душу светом, силой и благодатью Святого Духа, святостью и миром. Из молитвы выходишь, как из огня, озаренным, очищенным, умиротворенным. Желаешь ли ты избавиться от страстей и раскаяться в своих грехах? Молись, душе моя! Желаешь ли ты общения со Христом и жизни вместе с Ним? Молись, душе моя! Желаешь ли, чтобы твои благие пожелания исполнялись? Молись, душе моя! Желаешь ли, чтобы твои молитвы были приняты и услышаны Богом? Молись, душе моя! Дай же крылья своей молитве, чтобы она достигла небес.![]()
Как тело умирает без пищи, так и душа увядает без молитвы
![]()
Крылья молитвы – пост и милостыня, земные и духовные дела милосердия. Желаешь ли ты поблагодарить Бога за полученные от Него благословения? Молись, душе моя! Ибо «благодарность есть молитва», как сказал святой Петр Дамаскин. Желаешь ли ты избавиться от боли, которую ты чувствуешь здесь, на земле, и осознать, как же хорошо на небе? Молись, душе моя! Желаешь ли ты встретиться с Богом, увидеть Его в твоем сердце, как в зеркале, Таким, Каков Он есть, и соединиться с Ним? Молись, душе моя! Желаешь ли ты достичь света, радости, мира и блаженства вечного после смерти? Молись же, душе моя! Молись с верой, теплотой, смирением, настойчивостью, любовью и рвением. Молись так, как больные умоляют врачей исцелить раны их, как дети испрашивают у своих родителей вожделенные подарки. Молись же, христианин, и молитва будет питать твою веру, вселит в сердце твое надежду, возжжет любовь, научит тебя смирению и будет поддерживать благочестие в твоей душе. Верь, что молитва – это сильнейшее оружие против искушений, сомнений и страстей. Она есть величайшее утешение в страдании, животворное лекарство от болезней, наше вспомоществование и главная наша радость в жизни до самой смерти.
Правда, и нам полезно это отметить, что для новоначальных молитва не сразу открывает свою удивительную красоту и силу. Для таковых закон молитвы тягостен. Но для более опытных он, подобно сильной любви, побуждает на молитвенное стояние тех, кто пронзается сей любовью. Для тех, кто искренне стремится практиковать добродетели, молитва подобна осеняющему облаку, которое отвращает будоражащие мысли от ума: «Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью» (Исх. 13: 21). В другое время молитва приносит оросительные слезы, даруя подвизающимся духовные видения.
«Когда душа, упразднившись от всего внешнего, сочетается с молитвою; тогда как бы пламя некое окружает ее и делает ее всю, как железо, огнем проникнутою. И тогда душа – все та же душа, только бывает неприкосновенной, подобно раскаленному железу, для всего стороннего» (Илия пресвитер и Екдик. «Добротолюбие». Том III). Блажен тот, кто в этой жизни удостоится испытать это состояние, кто увидит, как тело его, по природе глиняное, раскалится благодатью. Тот, кто продвигается в молитвенной жизни, отдаляется от жизни греховной.
Нельзя долго жить и в том, и в другом, необходимо сделать окончательный выбор. И тот, кто достигнет познания красоты и радости молитвы, никогда больше не отпустит ее. Молитва возводит душу прямо к Богу. Именно через молитву наша жизнь может стать жизнью во Христе. Через молитвенное предстояние пред Богом мы получаем дар Святого Духа. С молитвой мы причащаемся Тела и Крови Христовых. Именно благодаря молитве мы соединяемся с Богом и спасаемся, и обóживается душа наша.
Молитва открывает душе путь к небесам, и созерцанию, и благословенному, невыразимому познанию Божественной любви. Молитву можно определить как непрестанное общение ума с Богом. «Отрешившиеся от уз пристрастия к миру пребывают в свободе от всякого порабощения чувствам, Единому Духу живя и с Ним собеседуя, яко движимые от Него, чрез Коего они обычно сочетаются и с Отцом и Словом, единосущными Ему – един дух, по святому Павлу, с Ними бывая. Таковые не только не уловимы бывают для демонов, но и страшны, как причастники Божественного огня и сами огнем сделавшиеся» (преподобный Никита Стифат. Добротолюбие. Том V).![]()
Именно через молитву наша жизнь может стать жизнью во Христе
![]()
«Молящийся только устами воздуху молится, а не Богу: Бог обращает внимание на ум, а не на слова, как люди» (преподобный Петр Дамаскин. Добротолюбие. Том V). «Чистая молитва, соединив в себе ум, слово (внутреннее) и дух (сердце), словом имя Божие призывает, умом воззревает без парения к призываемому Богу, духом (сердцем) являет сокрушение, смирение, любовь, и таким образом преклоняет к себе Безначальную Троицу, Отца, и Сына, и Святого Духа, Единого Бога» (святитель Феолипт Филадельфийский. Добротолюбие. Том V).
На вершине Фавора мы встречаем молитву живую, духовную, святую, внимательную, совершенную, молитву в присутствии Бога, которая наполняет сердце любовью, миром и радостью. Здесь мы встречаем молитву благодарную и преизобильную, радость души, окутанную славой Божией. Здесь благословенная душа возносит благодарение, хвалу и славу своему Создателю. Здесь время растворяется в вечности, а душа упокоевается в бесконечном мире и радости. На Фаворе, в полноте радости и мира душевного, святые апостолы долго молились и благодарили Бога за все. Как может душа не благодарить, пребывая со Христом, в свете благодати и славы Божией, будучи вознесенной, озаренной, примиренной и соединенной с Ним? Здесь твоя родина, душе моя, здесь твой мир и счастье!
Хорошо нам быть здесь, душе моя. Здесь твои венцы, здесь небесная слава твоя и вечная жизнь. Ибо здесь пребывает Бог. Взойди же на гору сию, душе моя. Стань древом молитвы, вознеси твои ветви к небу. Умом, взором, сердцем и всем существом твоим молись и взывай: «Господи, освяти мя благодатию Твоею и словом истины Твоея. Причисли мя, Господи, к избранным Твоим, что "омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца" (Откр. 7: 14). Причисли же мя, Господи, к благословенным певцам и хору спасенных, хвалящих Тя: "Благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь"» (Откр. 7: 12).
*Все цитаты данного текста приведены из книги: Добротолюбие: в русском переводе: [в 5 т.]. – Изд. 4-е. – Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. – прим. А. К.
Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Блог Румынского Православия
Священномученик Иларион Феля
10 января 2025