«Обрезан был еси яко человек осмодневный» (богословско-филологический комментарий тропарю и кондаку Обрезанию Господню)

Московская Сретенская  Духовная Академия

«Обрезан был еси яко человек осмодневный» (богословско-филологический комментарий тропарю и кондаку Обрезанию Господню)

687



Обрезание Господне — великий праздник литургического года Православной Церкви, отмечаемый 1 января (14 января по новому стилю) на восьмой день после Рождества Христова. 

Древнейшие литургические источники, такие как Иерусалимский Лекционарий первой половины-середины V века и римские Сакраментарии VII века, рассматривали этот праздник преимущественно как восьмой день по Рождестве Христовом, то есть как часть рождественского попразднства[1].

Особый интерес представляет богословское осмысление события в раннехристианской традиции, отраженное в чтениях, назначаемых на этот день. Уже в Иерусалимском Лекционарии мы находим характерное сочетание евангельского повествования об обрезании Спасителя (Лк. 2:21) с апостольским чтением из послания к колоссянам (2:8-15), где дается богословская интерпретация события через призму полноты Божества, обитающей во Христе телесно[2].

Становление праздника как самостоятельного литургического торжества можно проследить по нескольким историческим вехам. 

На Востоке важным свидетельством служит грузинская версия иерусалимского Лекционария V-VIII веков, где 1 января уже отмечено тройным празднованием: начала года, Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого[3].

На Западе же первое достоверное упоминание о празднике связано со вторым Турским Собором 567 года, где его установление имело и практическую цель — противопоставить христианское торжество языческим празднованиям начала года[4]. Примечательно, что праздник, вероятно, получил свое первоначальное распространение в Галлии, о чем свидетельствует Готский Миссал конца VII - начала VIII века, и лишь затем распространился в других регионах Западной Европы.

Иными словами, в литургической традиции Православной Церкви Обрезание Господне осмысляется не только как исторический факт, но и как богословский символ, указывающий на полноту восприятия Христом человеческой природы и на начало Нового Завета, где обрезание плоти уступает место обрезанию сердца (Рим. 2:29). Сами гимнографические тексты праздника искусно сплетают эти богословские идеи с историческим повествованием, создавая картину священного события.

Тексты тропаря и кондака Обрезанию Господню звучат следующим образом:

Тропарь: На престоле огнезрачнем в вышних седяй со Отцем безначальным и Божественным Твоим Духом, благоволил еси родитися на земли от Отроковицы, неискусомужныя Твоя Матере, Иисусе; сего ради и обрезан был еси яко человек осмодневный. Слава всеблагому Твоему совету, слава смотрению Твоему, слава снизхождению Твоему, едине Человеколюбче[5].

Греческий оригинал: Ὁ θρόνῳ πυριμόρφῳ, ἐν ὑψίστοις καθήμενος, σὺν Πατρὶ τῷ Ἀνάρχῳ, καὶ τῷ θείῳ σου Πνεύματι, εὐδόκησας τεχθῆναι ἐν σαρκί, ἐκ Κόρης ἀπειράνδρου Ἰησοῦ· διὰ τοῦτο καὶ ἀστὴρ σε, τοῖς ἐκ Περσίδος Μάγοις καθυπέδειξε. Δόξα τῇ παναγάθῳ σου βουλῇ, δόξα τῇ ἐπιφανείᾳ σου, δόξα τῇ πρὸς ἡμᾶς ἄκρᾳ συγκαταβάσει σου[6].

Песнопение, которое в русских изданиях является тропарем, в греческих изданиях — седален[7]. Тропарем же является песнопение Μορφὴν ἀναλλοιώτως ἀνθρωπίνην προσέλαβες («Образ неизменно человеческий восприял...»)[8]. В рамках же настоящей статьи будет рассмотрен тропарь «На престоле огнезрачнем». 

Божественное бытие Слова

Тропарь начинается с образа Христа, восседающего на огненном престоле: На престоле огнезрачнем в вышних седяй. Церковнославянское слово огнезрачный обозначает «огненный, огнеподобный»[9]. Этот образ восходит к ветхозаветным теофаниям (являения Бога), особенно к видению пророка Даниила: Престол Его — как пламя огня (Дан. 7:9).

Важно отметить, что определение «огнезрачный» указывает на Божественное достоинство Христа и Его предвечное бытие. Огонь в библейской традиции — один из главных символов Божественного присутствия. Можно вспомнить, например, Неопалимую купину (Исх. 3), огненный столп в пустыне (Исх. 13: 21-22).

Помимо этого, в первой части тропаря исповедуется единство Святой Троицы: Со Отцем безначальным и Божественным Твоим Духом. Эпитет безначальный (греч. ἄναρχος) — важный богословский термин, указывающий на вечность и несотворенность Бога Отца. При этом утверждается и Божество Святого Духа. 

Рождение Слова по плоти

Далее тропарь переходит к таинству Боговоплощения: Благоволил еси родитися на земли от Отроковицы. Глагол благоволил еси (греч. εὐδόκησας) подчеркивает добровольность и промыслительность воплощения. 

Святитель Андрей Критский поучает: «Пребывая во плоти и исполнив закон, Он, как Бог, соделается законодателем всего мира и не только иудеев, но и всех народов, помазывая и усовершая всех в Духе Святом и Своим именем призывая помазанников»[10].

Слово Отроковица (греч. παρθένος) — традиционное именование Девы Марии в богослужебных текстах, основанное на пророчестве Исаии: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7: 14). А определение неискусомужная (не познавшая мужа) подчеркивает девственное рождение Христа.

Человек осмодневный

Центральная часть тропаря говорит о событии Обрезания: Сего ради и обрезан был еси яко человек осмодневный. Указание на восьмой день — осмодневный — точно соответствует ветхозаветному установлению об обрезании: Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рождённый в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени (Быт. 17:12). 

Важно отметить, что фраза яко человек подчеркивает реальность человеческой природы Христа. При этом выражение «сего ради» указывает на внутреннюю связь между воплощением и обрезанием: приняв человеческую природу, Христос принимает и все установления закона, данного человечеству.

Обрезание Господне становится началом Его крестного пути — это первое пролитие крови Христа, прообразующее Его будущую крестную жертву. В этом смысле событие обрезания имеет сотериологическое измерение: оно знаменует начало искупительного служения Христа. Спаситель не только исполняет закон, но и преображает его, закладывая основание для новозаветных Таинств. 

Церковная традиция видит в обрезании Господнем прообраз христианского крещения. Как обрезание было знаком вхождения в ветхозаветную общину, так крещение становится дверью в новозаветную Церковь. Апостол Павел говорит об этом: В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении (Кол. 2:11-12). «И действительно, вполне справедливо и прилично, чтобы, в соответствие смерти за нас Спасителя нашего Христа и очищения нас не подзаконными окроплениями, но Собственною Его кровию, и мы посвятили Ему свою собственную жизнь и в качестве справедливого долга решились жить уже не для себя, но воздавать за это всецелым приношением наших душ на освящение» [11], — пишет святитель Кирилл Александрийский.

Тройное славословие

Заключительная часть тропаря представляет собой торжественное тройное славословие, каждая часть которого раскрывает различные аспекты домостроительства спасения. Эта трехчастная структура не случайна — она отражает полноту и совершенство Божественного действия в мире.

Первое славословие — Слава всеблагому Твоему совету — говорит о предвечном замысле Божием о спасении человечества. Слово совет (греч. βουλή) в библейском и святоотеческом употреблении указывает на премудрый план Божий, существовавший прежде создания мира. 

А определение всеблагий подчеркивает, что источником этого замысла является абсолютная благость Божия. В контексте праздника Обрезания это прилагательное приобретает особое значение: Христос, будучи Законодателем, подчиняется закону, чтобы исполнить его и преобразить. Смотрение включает в себя все действия Божии в истории спасения: от ветхозаветных прообразов до новозаветных таинств.

Второе славословие — слава смотрению Твоему — прославляет осуществление этого предвечного замысла в истории. Существительное смотрение (греч. οἰκονομία) — один из ключевых в православном богословии. Буквально означая «домостроительство», «устроение дома», он указывает на конкретный способ осуществления Божественного плана спасения[12]. Так об этом пишет святитель Феофан Затворник: «Почему Апостол и назвал такое обрезание обрезанием Христовым, как такое обрезание, которое совершается по домостроительству спасения, совершенного Христом Господом. Можно иначе сказать: вот христианское обрезание, — обрезание сердца Духом по вере в Господа Иисуса Христа, в коем человек сбрасывает с себя тиранство греха»[13].

Третье славословие — слава снизхождению Твоему — касается самого образа Божественного действия в мире. Существительное снизхождение (греч. συγκατάβασις) описывает кенозис — добровольное самоумаление Бога[14]. Этот богословский термин, восходящий к словам апостола Павла о том, что Христос уничижил Себя Самого, приняв образ раба (Флп. 2:7), раскрывает парадоксальную природу Божественной любви. Бог являет Свое величие через умаление, Свою силу через немощь, Свою славу через уничижение. В контексте праздника Обрезания этот парадокс особенно очевиден: Владыка закона становится его исполнителем, Безначальный подчиняется временному установлению, Невместимый принимает знак завета на Своей плоти.

Важно отметить, что все три аспекта славословия — совет, смотрение и снизхождение — находятся в неразрывной связи. Предвечный совет осуществляется через конкретные действия смотрения, а способом этого осуществления становится снизхождение. При этом каждый последующая часть славословия как бы конкретизирует предыдущую: от вечного замысла к его историческому осуществлению и далее к конкретному способу этого осуществления.

***

Тропарь Обрезанию Господню собой целостное литургическое произведение, в котором тесно переплетаются основные догматические темы православного вероучения. Так, его композиционная структура движется от вечности к истории и обратно к вечности. Это позволяет осмыслить конкретное историческое событие обрезания Господня в контексте всего Божественного домостроительства спасения.

Следите за новостями и публикациями студенческого проекта «Всегда живой церковнославянский»


[1] Макаров Е. Е., Э. В. Ш. Обрезание Господне // Православная Энциклопедия. Т. 52. М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2018. С. 298.

[2] Там же.

[3] Там же. 

[4] Там же. 

[5] Еже по плоти Обрезание Господа нашег Иисуса Христа и память иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийский // Минея январь. Ч. 1. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2002, С. 11. 

[6] Μνήμη τοῦ Ἁγίου Πρωτομάρτυρος, καὶ Ἀρχιδιακόνου Στεφάνου. Μνήμη τοῦ Ὁσίου Πατρὸς ἡμῶν καὶ Ὁμολογητοῦ Θεοδώρου τοῦ Γραπτοῦ, αὐταδέλφου Θεοφάνους τοῦ Ποιητοῦ // URL: https://glt.goarch.org/texts/Dec/Dec27.html (дата обращения: 20 октября 2024 года).

[7] Макаров Е. Е., Э. В. Ш. Обрезание Господне // Православная Энциклопедия. Т. 52. М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2018. С. 298. 

[8] Ἡ κατὰ σάρκα Περιτομὴ τοῦ Κυρίου καὶ Θεοῦ καὶ Σωτῆρος ἡμῶν Ἰησοῦ Χριστοῦ. Μνήμη τοῦ ἐν Ἁγίοις Πατρὸς ἡμῶν Βασιλείου τοῦ Μεγάλου // URL: https://glt.goarch.org/texts/Jan/Jan01.html (дата обращения: 20 октября 2024 года). 

[9] Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 12. М.: Наука, 1987. С. 239. 

[10] Андрей Критский, святитель. Слово в день обрезания Господа нашего Иисуса Христа и в похвалу святому Василию // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritskij/slovo-v-den-obrezanija-gospoda-nashego-iisusa-khrista-i-v-pokhvalu-svjatomu-vasiliju/ (дата обращения: 20 октября 2024 года).

[11] Кирилл Александрийский, святитель. Толкование на Евангелие от Иоанна. Т. 1. М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 659-660. 

[12] Зайцев А. А. Домостроительство // Православная Энциклопедия. Т. 15. М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2007. С. 642-643. 

[13] Феофан Затворник, святитель. Послание святого апостола Павла к колоссянам и филиппийцам. М.: Правило веры, 2005. С. 160. 

[14] Софроний (Сахаров), архимандрит. Видеть Бога, как Он есть (электронное издание).