292
Во вторую Неделю Великого поста Святая Церковь чтит память святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского. Тропарь святителю звучит так: «Православия светильниче, Церкве утверждение и учителю, монахов доброто, богословов поборниче непреоборимый, Григорие чудотворче, Фессалонитская похвало, проповедниче благодати, молися выну спастися душам нашим». Неисчислимы Божии дары и земные заслуги святого Григория. Святитель оставил после себя духовные наставления, которые содержатся в его Омилиях, в книгах «Добротолюбия» и других сборниках. Послушаем, что говорил он о посте, добродетелях и наследовании вечных благ.

Если здесь будем иметь старание о добродетели, то в будущем веке непременно получим обещанное награждение; для того что Обещавший есть верен и готов пособлять шествующим охотно на брань добродетели.
Мы, братия, должны повелеть самим себе воздерживаться и поститься, бодрствовать и сокрушаться, смиряться и претерпевать нещастия нашего ради спасения; ибо таким образом и временную жизнь проведем хорошо, и боголюбезно и вечное безсмертие наследим, которое да все мы улучим благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа.
Как чревоугодие производит многочисленный рой грехов, так пост является корнем всех добродетелей и началом Божественных заповедей.
Распущенность является причиной не только греха, но и – нечестия (т. е. греха против самой веры). И, наоборот, пост и воздержание служат на пользу не только добродетели, но и благочестию; ибо долженствует, чтобы пост был сопряжен с воздержанием.
Без наличия сокрушенного сердца нельзя достигнуть истинного покаяния. Сокрушает же сердце и заставляет скорбеть о своих грехах ограничение в пище и в сне и удержание чувств.
Мы, братие… велим себе воздерживаться и поститься, и бодрствовать, и ограничивать себя, и смиряться, и злострадать ради нашего спасения. Ибо таким образом и настоящую жизнь мы прекрасно и богоугодно совершим и унаследуем вечное благобытие, которое да сподобимся улучить благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа.
Молитва, совершаемая наедине и у себя дома и даже на ложе, побуждает к молитве, которая совершается в Церкви; подобно тому, как молитва, совершаемая внутри, в уме, побуждает к молитве на устах; потому что хотящий помолиться в то время, когда пришел в храм Божий, между тем ни дома или по дороге или в собрании отнюдь не проявляющий тщания о молитве, не будет истинно молящимся ни тогда, когда предстоит в храме Божием.
Будем деятельно держаться прекрасного дела поста и воздержания; добрыми делами удостоверим наше расположение относительно их. Деятельно покажем, каковы плоды они приносят, ибо дерево познается по плоду… Дабы наш пост был чистым и богоугодным, и в храме Божием были внимание и выдержка.
Молитва и ведение украшают и очищают ум, кротость укрощает гнев, целомудрие гасит вожделение. Пост же и воздержание умиряют плотское разжжение, угашают яростный гнев и страстность, в душе создают ясное небо – чистое и как бы безоблачное – очищая ее от паров, происходящих от множества еды и от мрака, как следствия сего.
Пост и воздержание – это двойное кольцо стен, и живущий за ними наслаждается большим покоем, как бы гражданин Иерусалима.
Будем же… бежать чревоугодия, облобызаем воздержание, возлюбим эти дни поста, как делающие тело послушным душе и облегчающие ум, быстро возвышающийся к Богу.
Поскольку же невоздержанность проявляется чрез все чувства, то на всех них наложим воздержание… Что за польза воздерживаться от телесной еды, а в то же время поддаваться плотским помыслам и страстям?.. Добрый пост есть тот пост, который совершается с целью угашения страстей, приведения души в смирение, возненавидения гордыни, погашения гнева, отъятия злопамятства, совершения созерцания, молитвы и очищения.
Братие… будем так управлять нашим имуществом, как это угодно Богу; простим, чтобы и нам было прощено; окажем милостыню, дабы и нам многовидно была оказана милость: потому что Обнищавший ради нас, принимая милостыню, как бы Ему лично оказанную, будучи великодарствен, умножает награду.
Тот, кто к посту присовокупит милостыню, тот смоет с себя всякий грех и со дерзновением поклонится Спасительным Страстям и со-возрадуется в Воскресении Христовом и улучит вечное Искупление.
Кто ведет полезные беседы и слушает духовное учение и слушается и приводит в дело то, что оно заключает в себе, тот возделывает добродетели и бывает угоден Богу, пригоден другим людям и добр к самому себе.
Истинные делатели добродетелей не надмеваются никаким из своих добрых поступков, но, смиряясь, славят Бога – Источника добродетелей, от Которого исполняются благодетельным сиянием.
О, братие, молю вас, будем прощать друг другу, если кто имеет на кого огорчение, как и Христос простил нам; чтобы не только в храмах Божиих, но и в домах, и на улице, пребывая тихими, единодушно и едиными устами нам славить Отца нашего, Который на небесех.
Какие же это – заповеди Господни? Это: незыблемое благочестие в отношении Его и любовь к Нему, сохранение нашего тела в непорочности и целомудрии, взаимная любовь и невожделение того, что принадлежит ближнему, и неделание никому зла, но, по силам, благотворительность, и просто сказать: чтобы каждый делал ближнему то, что сам желает видеть от каждого.
Да пребывают в твоем сердце глаголы и веления Его, да отражаются они в мыслях, словах и делах твоих, когда ты дома и в пути, когда отходишь ко сну и встаешь; непрестанно памятуй о Господе Боге твоем; страшись Его единого; не забудь о Нем и заповедях Его. За сие Он дарует тебе силу исполнять волю Его.
Если можешь с корнем исторгнуть зло и стяжать душе блаженное незлобие, прославь Христа, Наставника и споборника в добродетелях, без Которого, как ты знаешь, мы бессильны сделать что-либо доброе. А если не можешь пребыть безгневным, укоряй себя, когда увлечешься гневом, и исповедуйся и Богу, и тому, кого ты оскорбил словом или делом. Ибо кающийся в начале греха не доведет его до конца, а небрегущий о малом впадет в большее зло.
Не желая чужого, воздерживайся, если можешь, и от любостяжания. Еще лучше, если от своей собственности станешь уделять просящему, по мере сил, будешь милостив к нуждающимся в милости и не будешь отвращаться от хотящего у тебя занять. Если найдешь потерянное, возврати потерявшему, хотя бы он был из числа твоих недоброжелателей: таким поступком и его примиришь с собою и «победишь благим злое», что и заповедует тебе Христос.
Пребывай в храме Божием, находись при общественном Богослужении и с светлою верою и незазорною совестию приобщайся Св. Тела и Крови Христовой. Положи начало жизни совершеннейшей и обнови себя, уготовляя себя к приятию будущих вечных благ.
Подготовила Александра Калиновская