801
Встреча журналиста, телеведущего, художественного руководителя телевизионной студии «Неофит» московского Данилова монастыря Дмитрия Владиславович Менделеева с учащимися школ Самары, которая прошла 11 марта 2025 г. в Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом.
Ну и самое главное, что удалось обнаружить учёным, что отпечаток, который мы видим на Туринской плащанице, который превращается в негатив при фотографировании, – это результат, как они говорят научным языком, дегидратации ткани, если говорить проще, это – ожог. Все мы знаем, если поставить утюг на белую простыню и забыть его на некоторое время, то получится сходный ожог ткани. Если совсем надолго такой утюг оставить, ткань сгорит, а если его утюг приложить и быстро убрать, следа не будет вовсе. То есть воздействие какого-то нагретого тела с Плащаницей продолжалось достаточно недолго, так что остался такой след. Скорее всего, это некая очень мощная энергия, которая выделилась в момент Воскресения Спасителя.
Что ещё очень важно, было исключено искусственное происхождение изображения на Плащанице, никто не мог нарисовать его по двум причинам:
⎯ нет следов ни краски, ни карандаша, ни каких бы то ни было минеральных или органических веществ, с которыми мог бы работать художник;
⎯ Кровь на Полотне – настоящая человеческая кровь, причём она попала на полотно до того, как на ней возникло изображение;
⎯ последующий перевод двухмерного изображения в трехмерное, указывает на то, что, если бы ткань не была обернута вокруг тела Спасителя, на ней не было бы такого изображения.
После проведенных исследований во всем мире появились сообщения о том, что разрешена загадка Туринской плащаницы: несомненно, в ней было погребено тело Человека, Который каким-то образом воскрес, находясь внутри этой Плащаницы, она не была развернута в этот момент. Сообщений было так много, что даже в советских школах об этом стало известно. Я учился в то время в первом классе, и мы, дети, между собой это все очень активно обсуждали, конечно, не зная никаких подробностей, и никто нам не собирался подробно объяснять, в чем там дело, потому что все, что касалось духовной жизни, было почти совсем тогда у нас запрещено.
Как проводится радиоуглеродный анализ? Берется исследуемый материал, сжигается и в момент горения из него выделяется газообразный диоксид углерода – изотоп 14C. Ученые специальным прибором улавливают радиоактивное излучение, испускаемое этим изотопом углерода. Благодаря этому методу с точностью примерно до года можно установить возраст любого предмета, поскольку известно, что период полураспада изотопа 14C равен 5730 лет (по уточненным к настоящему времени данным). На сегодняшний день это самый точный способ определения возраста такого рода предметов.
Таким образом, в надежде, что все приборы покажут, что ткани около двух тысяч лет, образцы Плащаницы и были направлены для исследования в данные авторитетные лаборатории. Из двух институтов пришел ответ, что ткань Плащаницы относится к XIV веку, третья лаборатория указала, что к веку XIII. И наступило глубокое разочарование в среде христиан, а сами ученые находились в недоумении. И можно сказать, что с 1980 года наступил кризис синдонологии – научной дисциплины, изучающей феномен Туринской плащаницы, это сложное слово, первый корень которого восходит к греческому слову σινδών (слав. и рус. плащаница), употребленному в Евангелиях от Матфея (Мф. 27:59), Марка (Мк. 15:46) и Луки (Лк. 23:53) для описания погребальной ткани, купленной Иосифом Аримафейским, в которое было положено тело Спасителя после снятия его с Креста.
Однако нужно сказать, что этот кризис на самом деле сыграл огромную положительную роль, потому что ученые, которые серьезно верили в то, что ткань никак не может быть относиться к XIV веку, стали очень серьезно изучать этот предмет и сделали несколько открытий, которые позволили очень сильно «отодвинуть» временные границы, связанные с происхождением ткани полотна Туринской плащаницы, полученные в результате проведенного радиоуглеродного анализа.
А ситуация еще усугублялась тем, что в Европе Плащаница как раз появилась в XIV веке(документально зафиксировано, что во Франции в 1353 году), что было связано с тем, что незадолго до этого французский король разгромил орден тамплиеров, который к тому времени стал составлять серьёзную конкуренцию королевской власти: он владел очень значительными финансовыми средствами, а также бóльшим количеством вооружений, военных и земель, чем сам французский король. Поэтому тамплиеры были обвинены в различных страшных преступлениях, всю верхушку ордена казнили, кого-то пытали, но последний магистр этого ордена так и не выдал тайну, где находится Туринская плащаница, а именно это и стремились под пытками у него узнать.
Привело этого к тому, что все неверующие люди, которые следили за изучением Туринской плащаницы, вздохнули свободно, в их понимании всё складывалось вполне логично: Плащаница всё же была нарисована в XIV веке, даже появилась очень популярная теория, что это мастерски сделал Леонардо да Винчи, несмотря на то, что он родился без малого через сто лет (1452 год) после того, как в средневековой Франции началось поклонение Плащанице как святыне (1357 год). Но это для многих была самая убедительная теория, поскольку авторитет Леонардо да Винчи был чрезвычайно высок, и кому, как не ему, могло быть приписано «сотворение» такого загадочного полотна.
Однако посмотрим, есть ли ещё какие-то доказательства более раннего происхождения Плащаницы?
Перед нами миниатюра XI века.
И мы видим, что у Спасителя на руках изображено по четыре пальца, точно так же, как на Туринской Плащанице. Почему такое изображение на Туринской Плащанице, врачи узнали только когда ее стали исследовать в конце XX века. Дело в том, что при распятии гвоздями, которыми руки Спасителя оказались пригвождены ко Кресту, были пробиты медиальные (медианные, срединные) нервы, которые проходят в каждой руке в области запястья от пальцев до плеча. При повреждении этого нерва, большой палец «уходит» внутрь кисти и разогнуть его уже никаким образом невозможно. Этого не могли знать в XI веке, потому мы может быть абсолютно уверены, что человек, который нарисовал эту миниатюру, просто смотрел на Туринскую плащаницу и делал так, как было отображено тело Спасителя на ней. Образцом для автора этой средневековой миниатюры было именно изображение, которое он видел на Туринской плащанице, а значит, она уже была известна ему в то время.
На витражах Шартрского собора (Франция) есть изображения, которые, будучи созданы в середине XII века, являются старейшими в соборе. И среди них есть изображение лика Христа на распятии, на котором есть след большого кровоподтека на лбу – это шип тернового венца проколол один из больших сосудов. Следы этого кровоподтека (а именно это мы видим и на Туринской плащанице!) видел человек, который изготавливал этот витраж, и то, что он видел, то он и нарисовал.
Продолжение следует...