Страсти естественные и противоестественные

Московская Сретенская  Духовная Академия

Страсти естественные и противоестественные

553



В рамках понятия «страсть» святые отцы выделяли в человеке два уровня ее существования. Первый уровень — это естественные страсти.

Естественные страсти (греч. τὰ κατὰ φύσιν πάθη) — это страдательные состояния человека, обусловленные тварной ограниченностью его природы, в полной мере проявившейся после грехопадения.

К ним относятся потребность в пище, сне, жилище, одежде и т. д. В естественном, богоугодном удовлетворении этих страстей нет ничего греховного, в рамках замысла Божия это все можно и нужно удовлетворять.

Однако человек научился использовать свои естественные страсти не просто для того, чтобы их восполнить и продолжить свое существование, но для получения греховного наслаждения вопреки замыслу Божию.

Второй уровень страстности — противоестественные страсти: как только человек начинает использовать естественные свойства вопреки замыслу Божиему, возникают так называемые противоестественные, или нижеестественные, страсти.

Противоестественные страсти (греч. τὰ παρὰ φύσιν πάθη) — это греховные состояния, возникающие в результате использования природных свойств и естественных страстей человека вопреки Божественному замыслу, ради получения греховных удовольствий. Эти страсти греховны с духовно-нравственной точки зрения и, действуя в человеке, приводят его к быстрой гибели.

Противоестественные страсти возникают у нас на основе неправильного использования естественных страстей, когда главной целью человека становится наслаждение, удовольствие. Давайте рассмотрим причины появления этих страстей: каким образом человек совершает переход от естественного бытия к противоестественному, или нижеестественному? Что побуждает нас, к примеру, вкушать не какую-то необходимую меру пищи, а объедаться? Что побуждает нас к тому, чтобы, проснувшись утром, подняться не тогда, когда организм уже восстановился, а полежать еще пару часиков, если есть такая возможность? В чем здесь причина, каков механизм?

Причины появления греховных страстей

Святые отцы говорят, что главных причин для перехода естественных страстей в противоестественные две.

1. Гедонизм (греч. ἡδοωή) — стремление к наслаждению. Откуда он у нас взялся и что это такое? Это тоже неслучайное явление в жизни людей. Гедонизм обусловлен искажением первоначального бытия. Дело в том, что каждый человек в глубине души небезосновательно знает, что он предназначен для счастья, для блаженства.

Вспомните поздравительные открытки, которые мы посылаем друг другу: почти в каждой из них вы найдете пожелание счастья. Никто из нас не формулирует, как правило, в чем оно заключается, мы предполагаем, что наш друг или близкий сам наполнит это слово своим содержанием. Но эта универсальность пожелания счастья совершенно неслучайна. Это проявление жажды блаженства, которое есть в душе каждого человека, потому что изначально человек создан для рая, для радостной жизни с Богом, и где-то в глубине мы это осознаём. Однако рай от нас сокрыт, Бога мы утратили и не можем здесь и сейчас пережить эту радость, нам необходимо понуждать себя к очищению от грехов, необходимо потрудиться, чтобы приблизиться к этой цели.

И вот здесь рядом с нами оказывается диавол и говорит: «Знаешь, рай и наслаждение — это всё далеко и будет еще нескоро, а ты насладись сейчас: вот этой пищей, сном, развлечением, разговором, осуждением, гневом, блудом… Насладись здесь и сейчас!» Происходит подмена вечного блаженства в Боге, благодатного — на греховное, временное, краткосрочное удовольствие грехом. В этом и заключен механизм подмены: диавол использует наше естественное стремление к счастью и блаженству (которое у людей, особенно неверующих, никак не оформлено) и в качестве «счастья» предлагает нам греховные наслаждения. Человек, как правило, проглатывает эту приманку и оказывается у диавола на крючке.

Чтобы наглядно показать разницу между греховным удовольствием и блаженством в Боге, давайте обратимся к сравнительной таблице, в которой обозначены свойства обоих состояний.

Блаженство в Боге вечно (если человек его достиг) и даруется человеку один раз и навсегда: тот, кто попал в рай, его уже никогда не покинет. Удовольствие греховное кратковременно, и поэтому его необходимо повторять постоянно, чтобы поддерживать это чувство наслаждения.

Блаженство в Боге возрастает многократно по мере совершенствования человека, и в этом плане у человека есть стимул к совершенству: человек знает, что если он будет ближе к Богу, то внутренняя, духовная радость будет в большей степени наполнять его. А удовольствие греховное уменьшается при повторении: если человек каждый раз совершает один и тот же грех, то этот грех ему приедается, поэтому он вынужден или постоянно увеличивать количество греховных поступков, или усугублять их качество, чтобы снова и снова пережить греховное наслаждение, тем самым разрушая себя.

Блаженство Божественное усиливает любовь к Богу и дарует вечную жизнь. Греховное же удовольствие порождает страдания, приближает человека к смерти и аду.

Итак, первый механизм, первое средство, которое используется для того, чтобы изменить естественное состояние в нижеестественное, — это подмена блаженства в Боге греховными наслаждениями.

2. Страх страданий и смерти (см.: Евр. 2:14–15). Страх смерти живет в людях не случайно. Все люди, не осознавая того, ощущают (и это совершенно естественные и подлинные ощущения), что мы были созданы для вечности, что смерть для нас неестественна, что мы должны существовать всегда. И как

только смерть приближается к нам, у нас естественно срабатывает инстинкт самосохранения. А дальше человек уже самоопределяется: он овладеет этим инстинктом или инстинкт им? Знает об этом и диавол и использует это свойство человека, чтобы побудить его к проявлению греховных страстей.

Каким образом это происходит? К примеру, человек решается поститься в рамках церковной жизни, а кто-то говорит ему по внушению диавола: «Из-за поста ты можешь повредить свой желудок». Человеку становится страшно, страх смерти срабатывает в некоторой степени и парализует. Или же может сработать страх социальной смерти. Раздаются внушения по наводке диавола: «Если ты станешь верующим человеком и будешь ходить в храм, то от тебя отвернутся все друзья и знакомые». Человек пугается и снова возвращается к прежней жизни. Таким образом, с помощью «кнута и пряника» (страха смерти — и греховного наслаждения) диавол гонит все человечество к своей определенной цели — к погибели. Большинство людей с такой готовностью идут за греховным «пряником», что даже «кнут» применять к ним не надо. А к некоторым людям, которые пытаются сопротивляться, у которых просыпаются какие-то нравственные механизмы, совесть (может быть, они прочитали Евангелие и даже пытаются воцерковиться), применяется страх смерти в опосредованном виде. Апостол Павел в Послании к Евреям об этом так и говорит, что от страха смерти через всю жизнь (люди) были подвержены рабству (Евр. 2:15).

Протоиерей Вадим Леонов

Фрагмент из книги "Где начинается святость? Греховные страсти в человеке и борьба с ними"

под авторством епископа Пантелеимона (Шатова), протоиерея Вадима Леонова, 

протоиерея Андрея Овчинникова, протоиерея Андрея Рахновского

КУПИТЬ КНИГУ