![](/upload/iblock/027/02729278b5afa48ac6aedad83caadd5d.jpg)
Этапы духовной жизни, церковные таинства, аскетические средства. Лекция и ответы на вопросы.
Георгий Бежанидзе 22351
2-й год обучения. Курс «История Церкви: Между Небом и землей». 1-е полугодие. Общецерковная история.
7-я лекция «Золотой век святоотеческой письменности» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана кандидатом богословия Георгием Вениаминовичем Бежанидзе, доцентом кафедры истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. После лекции Г.В. Бежанидзе ответил на вопросы собравшихся.
В лекции рассмотрены следующие вопросы:
Лекция Георгия Бежанидзе
(продолжительность: 1:15:24)
Ответы на вопросы слушателей
(продолжительность: 36:17)
Игорь
Георгий Бежанидзе на минуте 1:14:00 лекции достаточно вольно интерпретировал труды Ионна Златоуста, в частности он сказал следующее: " Как писал святитель Иоанн, "если увидишь кого-то богохульствующего, хватай его. грубо хватай. и веди к судье. чтобы представители государственной власти с ним разбирались". вот в чём отличие. Вот сейчас проблема с насилием. Ну знаете наверное. Всевозможные истории с Энтео и прочие. Вот здесь богословское непонимание природы церкви. Церковь царства не от мира сего. В церкви не может быть никакого насилия. Но церковь можно и должно защищать с оружием в руках государственной власти. Она для этого поставлена Богом. Вот милиция, полиция, вот она должна это богохульство пресекать.
Вот о чем учит нас Святой Иоанн Златоуст. А вот сами мы, как члены церкви, должны действовать ТОЛЬКО кротостью, смирением, любовью. Никакого насилия внутри церкви быть не может."
во-первых, причем тут " насилие внутри" церкви? ведь конфликт "Энтео -богохульная Выставка" (выставка от 14.08.2015, на которой презентовалась голова Ионна Крестителя на тарелках из ИКЕА) был не внутри церкви.
во-вторых, Иоанн Златоуст писал прямо противоположное тому, что отец Георгий Бежанидзе достаточно вольно "пересказал", а именно:
"Но раз у нас зашла теперь речь о хуле, то я хочу просить всех вас об одной услуге, взамен этой речи и рассуждения, – именно, чтобы вы унимали в городе тех, кто богохульствует. Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди.
И если судья пред судилищем потребует ответа, смело скажи, что он похулил Царя ангелов, ибо если следует наказывать хулящих земного царя, то гораздо больше оскорбляющих Того (Царя). Преступление – одного рода, публичное оскорбление, обвинителем может быть всякий, кто хочет. Пусть узнают и иудеи и эллины, что христиане – хранители, защитники, правители и учители города; и пусть то же самое узнают распутники и развратники, что именно им следует бояться рабов Божиих, дабы, если и захотят когда сказать что-либо подобное, оглядывались всюду кругом и трепетали даже теней, опасаясь, как бы христианин не подслушал, не напал и сильно не побил. Ты слышал, что сделал Иоанн? Он увидел тирана, ниспровергающего брачные законы, и смело посреди площади заговорил: Не достоит тебе имети жену Филиппа брата твоего (Марк. VI, 18). А я привел тебя не к тирану, не к судье, и не за противозаконные браки, не за оскорбляемых сорабов, а удостаиваю тебя исправлять равного за бесчинное оскорбление Владыки. Не правда ли, ты счел бы меня сумасшедшим, если бы я сказал тебе: наказывай и исправляй царей и судей, поступающих противозаконно? И однако Иоанн сделал это; следовательно, это не свыше наших сил.
Теперь же исправляй по крайней мере хоть сораба, хоть равного себе, и если даже надо будет умереть, не переставай вразумлять брата. Это будет для тебя мученичеством. И Иоанн ведь был мучеником. Ему не приказывали ни принести жертвы, ни поклониться идолу, но он сложил голову за святые законы, когда они подвергались поруганию. Так и ты до смерти борись за истину, и Господь будет поборать за тебя.
И не говори мне таких бессердечных слов: что мне заботиться? У меня нет с ним ничего общего. У нас нет ничего общего только с дьяволом, со всеми же людьми мы имеем много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют одного и того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас с ними нет ничего общего, потому что это голос сатанинский, дьявольское бесчеловечие. Не станем же говорить этого, а покажем подобающую братьям заботливость. А я обещаю со всею уверенностью и ручаюсь всем вам, что если все вы, присутствующие здесь, захотите разделить между собою заботу о спасении обитающих в городе, то последний скоро исправится весь. И хотя здесь малейшая часть города, но малейшая по количеству, а по благочестию главная. Разделим между собой заботу о спасении наших братьев.
Достаточно одного человека, воспламененного ревностью, чтобы исправить весь народ. А когда на лицо не один, и не два, и не три, а такое множество могущих принять на себя заботу о нерадивых, то не по чему иному, как по нашей лишь беспечности, а отнюдь не слабости, многие погибают и падают духом. Не безрассудно ли в самом деле, что если мы увидим драку на площади, то бежим и мирим дерущихся; да, что говорю я – драку? Если увидим, что упал осел, то все спешим протянуть руку и поставить его на ноги; а о гибнущих братьях не заботимся? Богохульник – тот же осел, не вынесший тяжести гнева и упавший. Подойди же и подними его и словом и делом, и кротостью и силой; пусть разнообразно будет лекарство. И если мы устроим так свои дела, будем искать спасения и ближних, то вскоре станем желанными и любимыми и для самих тех, кто получает исправление. И – что всего важнее – мы насладимся предстоящими благами, которые все мы да достигнем благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого и с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
(Беседы о статуях 2. 12)";