Семинаристы о прощении в Прощеное воскресение

Московская Сретенская  Духовная Академия

Семинаристы о прощении в Прощеное воскресение

Сретенская академия 8993



Обязательно надо учиться просить прощения! А почему, собственно, обязательно? И почему – надо? Что способно дать человеку такое привычное слово «прости» и чем может обернуться, напротив, упорное нежелание примиряться? Как учиться прощать? На эту тему в преддверие Прощеного воскресения и Великого поста рассуждают студенты Сретенской семинарии

Андрей Яцков,
IV курс

Прощение не простая вещь, так как прощать сложно, а просить прощения – еще сложнее. Мы люди гордые и тщеславные, мы такие по своей природе: не хотим прощать и просить прощения. Но людям церковным легче, у них есть особое церковное послушание –прощение, и оно ярче всего проявляется в Прощеное воскресение. Церковь напоминает и понуждает нас исполнить то, что мы, на самом деле, должны всегда делать – просить прощения и прощать.

У меня высшее юридическое образование, я хочу поделиться своим наблюдением как юрист. С точки зрения прав и обязанностей у нас есть право прощать. В юриспруденции чьи-то права порождают чьи-то обязанности. Поэтому право простить – подразумевает и обязанность. Мы как христиане не можем не прощать, ведь это наша обязанность! Каждый христианин это понимает без юриспруденции, но порой забывает об этом, забывает о том, что будет Страшный Суд. Порой, к сожалению, мы подходим к Чаше, причащаемся, имея на кого-то недобрый помысел...

Порой мы подходим к Чаше, имея на кого-то недобрый помысел…

Ясно, что сделать первый шаг – очень сложно в силу тщеславия и гордости, и потому Церковь нам подает такую возможность как Прощеное воскресение. И это очень мудро! Многие считают, что Прощеное воскресение – это формальность. Или задают вопрос: «Зачем просить прощения в этот день? Ведь если ты обидел кого-то, то можешь подойти и попросить в другой день, когда будет удобно». А ведь мы, так размышляя, не догадываемся, что этот день – рука помощи. И в этом есть глубокий смысл. Церковь установила такой порядок: если ты верующий человек, то, насколько это возможно, приступи к покаянному настроению во время Великого поста, и началом этого покаяния будет прощение.

 

Дмитрий Дегтярев, IV курс

Прощение – это огромный и мощный инструмент, прежде всего, собственного развития. Ведь чтобы простить другого, нам порой надо «пуд соли съесть», чтобы сказать другому – «прости», а себе – «все не так уж плохо, как кажется». Вот тогда сердце на опыте познает благость прощения. И, если помнить это, то уже не будет формального отношения к слову «прости», обращенному к любому знакомому.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил о прощении: «Себе все легко прощаешь, если согрешишь против Бога или против людей, легко извиняй и других». Давайте вспоминать в этот день, сколько за год мы себе всего простили, а после вспоминать – сколько надо простить нам другим. Уверен, что чаша весов будет не в нашу пользу – и это прекрасная мотивация для покаяния.

Прощение – мощный инструмент, прежде всего, собственного развития

Раньше я немного с пренебрежением относился к Прощеному воскресению, а сейчас понимаю – слава Богу, что пришел такой прекрасный день, что можно кого-то простить, и чтобы нас простили. Дай Бог, чтобы нашего сердца хватало у всех достойно попросить прощения.

 

Андрей Сенин, IV курс

Прощение – это, в первую очередь, ни много ни мало, подвиг. Самый настоящий.
Ведь как сложно бывает простить искренне, простить до конца. Да, это требует напряжения, но нерешительность, неготовность простить другому человеку его негативные поступки, слова в наш адрес – станут только отягощать, лягут на душу дополнительным бременем.

Это поступок обоюдный: с одной стороны, необходимо приложить усилие, чтобы попросить прощения, с другой – чтобы простить, свести к нулю барьер в общении и восстановить добрые отношения. Но этот акт не должен стать формальностью. Христос говорит нам: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Мф. 7: 12). И, если мы хотим, чтобы нас простил Господь, люди, то и со своей стороны должны снисходить к немощам наших ближних и дальних.

Нужно увидеть положительные черты человека, и шаг к примирению будет легче сделать

Когда нам кто-то досадил, обидел, наше внимание фокусируется на этом негативном моменте. А положительные качества другого человека остаются незамеченными. Нужно постараться их увидеть, и шаг к примирению будет сделать легче. Непрощённая обида станет занозой, не позволит радоваться жизни, трудиться с полной самоотдачей.
Прощая нашим родным, тем, с кем мы учимся, работаем, мы способствуем преображению не только собственной души, но и отношений в семье, в коллективе. 

Владимир Середа, IV курс

Прощать – это переступать через собственное «я». Когда мы переступаем через самолюбие, мы уже не смотрим на оскорбления, на недоразумения, мы стараемся быть выше, как себя, так и обстоятельств. Только так мы можем выйти из ситуации настоящим победителем, в том числе, превозмочь вред, наносимый своей душе. И чем серьезнее вред мы превозмогаем и отпускаем, тем большая это победа над своим самолюбием.

Прощать – это переступать через собственное «я»

Прощать – это своего рода подвиг доброделания. Это одно из проявлений любви, к которой нас призывает Господь, ведь Он сказал женщине, которая оттерла ноги Его миром: «Прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк. 7: 47). И тот, кто любит, тот прощает, а тот, кто не любит, тот не прощает, и тому не прощаются грехи его. И это удивительный духовный закон, который дает нам огромный стимул превозмогать себя снова и снова.

 

Михаил Алекумов, IV курс

У меня, как и у многих, ежегодно накануне Прощеного воскресения снова и снова возникает вопрос: «Для чего мы просим друг у друга прощения, если и так, в целом, живем в мире и согласии друг с другом?»

Сейчас я подумал, что часто к людям, которые живут рядом с нами, мы привыкаем и начинаем относиться чуть ли не как к декорации, ежедневно сопровождающей обыденный ход вещей. Поэтому некоторые из нас редко делают друг другу приятное, но вдруг кто-то умирает, и мы сокрушаемся, что так мало выражали свою любовь.

Прощеное воскресение – это возможность обновить свое отношение ко всем окружающим нас людям

Прощеное воскресение – это возможность обновить свое отношение ко всем окружающим нас людям, поплакать о том, что мы мало любим, с тем, чтобы постараться грядущий пост провести так, чтобы к Воскресению Господню наши сердца стали чуть шире и вмещали в себя тех, кого Христос послал нам для исполнения Его заповеди: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 35).

 

Редакция сайта Сретенской семинарии

Новости по теме

День святого Валентина: библейский ответ влюбленным Беседа с протоиереем Олегом Стеняевым Протоиерей Олег Стеняев Традиция празднования Дня святого Валентина или, как его еще называют, Дня всех влюбленных пришла в Россию в начале 90-х годов. За 25 лет этот праздник уже глубоко укоренился в нашей стране, особенно в молодежной среде.
Атрибутика праздника и его наполнение совершенно не соотносятся с тем образом жизни, который демонстрировал святой Валентин. Само понимание любви изменилось до неузнаваемости – ее стали использовать для оправдания порока, для манипулирования общественным сознанием...
Для православной молодежи встает вопрос: как относиться к «валентинкам»? Можно ли поздравлять друг друга с этим праздником? Разобраться с этими вопросами помог преподаватель Сретенской семинарии протоиерей Олег Стеняев.
ПРОТОИЕРЕЙ МАКСИМ КОЗЛОВ: «ФАЛЬШЬ ОТТАЛКИВАЕТ – ВОТ ЭТО НУЖНО ПОМНИТЬ ПАСТЫРЯМ» Протоиерей Максим Козлов Будущие пастыри должны четко понимать, что священство – это выход на крест (пусть и со многими оговорками). Это отказ от очень многого, от того, что обычный человек имеет право запросто себе позволить. У священнослужителя резко сужается круг развлечений, возрастает ответственность за каждое произнесенное слово. На самом деле уменьшается количество друзей. Те, кто окружает священника, – это его духовные чада, помощники, товарищи, соратники.

Дмитрий

Комментарий от р.б. Ирина

Здравствуйте. Со знакомыми обсуждали , как относиться к военным преступлениям человека или к людям сочувствующим им? Речь шла в частности о Савченко , о суде над ней и поддержке ее некоторой части россиян . Последние не считают ее виновной и как минимум достойна прощения как женщина. Можно ли прощать ее проступки ,которые политы чужими слезами ? Если преступления совершены лично против тебя, ты можешь проявлять великодушие и любовь , простить . Но как быть , если страдают другие люди от этого , разве в праве другие не давать оценки этому, чтобы люди отличали зло от добра ?Этот вопрос возник накануне прощенного воскресения , и неверующие находят повод в этом обвинить верующих в немилосердии и отсутствии действенной веры .

Здравствуйте!
Верующий не терпит грех, и милосердие уместно, когда человек раскаивается. Вопрос с Савченко в том, виновата ли она или нет. Кто-то верит нашему суду, кто-то не верит, дело тут в этом, а не в милосердии. Преступник несет наказание, особенно если не раскаивается. "Преступление и наказание" об этом говорит хорошо, так что дело тут не в вере, и верующий не должен быть пацифистом. Да и потом, самое главное - что "а судьи кто?" если бы верующие ее судили, то могли и миловать. Судит суд, а не верующие... Верующий лишь грех осуждает

Ответить

р.б. Ирина

Здравствуйте. Со знакомыми обсуждали , как относиться к военным преступлениям человека или к людям сочувствующим им? Речь шла в частности о Савченко , о суде над ней и поддержке ее некоторой части россиян . Последние не считают ее виновной и как минимум достойна прощения как женщина. Можно ли прощать ее проступки ,которые политы чужими слезами ? Если преступления совершены лично против тебя, ты можешь проявлять великодушие и любовь , простить . Но как быть , если страдают другие люди от этого , разве в праве другие не давать оценки этому, чтобы люди отличали зло от добра ?Этот вопрос возник накануне прощенного воскресения , и неверующие находят повод в этом обвинить верующих в немилосердии и отсутствии действенной веры .

Ответить