Алексей Сидоров 5116
Святитель Феолипт Филадельфийский
СЛОВО VI.
ЕГО ЖЕ
[СЛОВО] О ДУХОВНОЙ ЛЮБВИ
(MD 15)
До конца XX века творения святителя Феолипта Филадельфийского (ок. 1250–1322), учителя свт. Григория Паламы, были практически неизвестны: только один трактат (по плохой рукописи) был издан в греческом «Добротолюбии» (и, соответственно, переведен прп. Паисием Величковским и свт. Феофаном Затворником). Лишь в самом конце XX в. два ученых, Р.Синкевич и И.Григоропулос, практически одновременно издали найденные творения святителя, среди которых центральное место занимают аскетические сочинения (числом 23). Начиная с 2000 года, нами осуществляется перевод этих сочинений, ранее не известных русскому православному читателю. В настоящее время после «Посланий», «Оглашений», «Увещеваний» и «Монашеских установлений» издается перевод и комментарии «III–VI слова о трезвении».1. Сестры и матери! Я хочу воспеть дело [духовной] любви, однако не могу представить [перед вами] благолепие ее. Ведь она — самая прекрасная из добродетелей [1]и, как глава [всяческих] благ, постигается делом и опытом. Поэтому эту дивную любовь знают точно [только] те, которые удостоились шествовать ее путем. Ибо носящие на [одних] устах [своих] любовь лишь говорят о ней, а стяжающие любовь в сердце [своем] являют ее всем посредством славных дел — и они, конечно, лучше первых. Впрочем, даже если исключительное свойство любви превосходит наше слово, тем не менее [следует] кратко воспеть ее, чтобы укрепить многих ревнителей, возлюбивших эту любовь.
2. Любовь, возлюбленные сестры мои, есть дело, свершаемое в душе, возгревающее сердце, просвещающее ум, пробуждающее мысль для размышления над Божиими глаголами и все тело побуждающее к трудам над божественными заповедями [2]. Изначала Бог предоставил человеку дар любви, которую тот и принял, словно богато украшенную одежду и облачился в нее, но грабитель душ наших разодрал одеяние и явил человека нагим и преисполненным всякого непотребства [3].
3. Как же был разодран хитон любви и как же он вновь восстанавливается? Послушай об этом. Когда человек от всего сердца любил Бога и совершал наилучшее для себя, тогда вся любовь души была нераздельной, поскольку всей любящей силой [своей] душа прилеплялась к Богу. Тогда душа, облаченная в красоту любви, словно в порфиру, сияла и казалась блистающей золотом голубицей [4]. Однако, когда человек начал любить золото, серебро, драгоценные камни и всякое иное вещество земли, а также роскошь, все многообразие яств, умирающую жизнь плоти и кратковременную славу человеческую; когда он желание своей души приложил ко всем этим вещам — тогда разделился и был разодран на куски хитон любви, а сама любовь расторглась и была передана этому миру. Вот тогда человек предстал покинутым, нагим и жалким. Ибо подобно тому, как если разрывается одеяние какого-либо человека, то напоказ выставляется непристойность плоти его, поскольку он лишается покрова своего, так и диавол, похитив, разделив и рассеяв по вещам тленного мира прекрасное желание души, полученное от Бога, обнажил душу от благой любви и одновременно лишил ее Божией помощи. Ведь когда душа отступила от Божественной любви, тогда она удалилась и от помощи Божией [5].Любовь — самая прекрасная из добродетелей и, как глава всяческих благ, постигается делом и опытом
4. А о том, что не любящий Бога лишается и самой помощи Его, показывает и тропарь, который мы поем. Ибо душа, обнаженная от добродетели и любви, зрящая свое безобразие и скорбящая о своем жалком состоянии, говорит: «Чертог Твой вижду Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние мое» [6]. Другими словами, она изрекает: «Чертог Твоей помощи, Спасе, вижу, преисполненный всякой благости, но не имею одежды любви, чтобы войти в оплот Твоей помощи. Поэтому, просвети мысль мою ризой любви, о Дарующий Свет, и спаси меня, чтобы, украшенная любовью, я удостоилась и спасения».
5. Желая опять насадить эту любовь в сердцах Людей, Сын Божий пришел на землю и душу, которую диавол разделил по похотям мира, опять сшил, соединил [с самой собою] и целиком возвел ее к любви Божией, облачив ее в прежнюю ризу и вернув ей [богоподобную] красоту. Поэтому Он и говорит: «Огонь пришел низвести Я на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» (Лк. 12:49). Как я думаю, «огнем» Он здесь называет любовь, которую погасил диавол и которую Христос вновь зажег Своим святым житием и священными заповедями [7]. Любовь есть знак и признак Христа. Он говорит: «По тому узнают все, что Вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:35) [8].Любовь есть знак и признак Христа
6. Насыщение грехами изглаживает любовь, ибо [Писание] гласит: «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12) [9]. Ибо как обилие воды приводит в гниение семена, так и обилие беззаконий изглаживает из души движения любви.
7. Уязвленный этой любовью великий Апостол говорит: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9:3). Ибо такова любовь [10]. Ведь как воск свечи сжигается огнем, и огонь становится светом, который освещает держащего [свечу], так и любовь Божия, обитающая в душе, воспламеняет сердце и возгревает саму душу, чтобы она могла отдать свою плоть на труды и опасности ради спасения человеков.
8. В своей душе я вижу искру этой любви; возгораемый ею, я пренебрегаю собственной жизнью: пересекаю моря и реки, перехожу через крутизны гор, и зимние бури обрушиваются на мое тело. Однако во всех этих [испытаниях] любовь насыщает [и укрепляет] меня, заставляя терпеливо переносить скорби. Ибо пламя расположения к вам рассеяло зиму нахлынувших [на меня] искушений [11], чтобы нечто произошло, и я бы посоветовал вам что-либо, а также, чтобы я освободил вас от теснивших вас [со всех сторон] скорбей и удостоверил в своей любви к вам и в своем стремлении и заботе о вашем спасении.Соединившись друг с другом в полноте удостоверенности, не прекращайте воспевать Господа, возлюбившего нас
9. Плод каждого человека познается из образа жизни и поведения его. Ведь Господь говорит: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7:18). Подобно тому, как мы, видя плоды деревьев и пробуя их, познаем, какие деревья являются хорошими, так мы из дел узнаем, какие души являются боголюбивыми и человеколюбивыми, а также считаем слова их верными и надежными, поскольку они основываются на Божественных Писаниях и на собственном опыте.
10. Поэтому вам нельзя быть уносимыми всяким ветром лжеучения (ср.: Еф. 4:14), отгонять от себя благодать Святого Духа, отступать от Церкви и впадать в безразличие. [Наоборот], соединившись друг с другом в полноте удостоверенности, не прекращайте воспевать Господа, возлюбившего нас, искупившего нас Своей честною Кровью и сочетавшего нас в единую Церковь и единое стадо. Ему подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков [12].Преподобный Антиох Монах: «Тот, кто стяжал совершенную любовь к Богу, в сей жизни присутствует так, как если бы не присутствовал»
1. Ср. у св. Златоустого отца, называющего любовь «матерью бесчисленных благ» (Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. Т. X. Кн. 2. М., 2004. С. 724).
2. Подобные восхваления любви очень часты в святоотеческой письменности. Ср., например: «Любовь есть подательница пророчества; любовь — виновница чудотворений; любовь — бездна осияния; любовь — источник огня в сердце, который чем более истекает, тем более распаляет жаждущего. Любовь - утверждение Ангелов, вечное преуспеяние» (Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. М., 2002. С. 246).
3. Явные отзвуки Лк. 10:31–36, хотя в этом месте говорится во множественном числе (разбойники) и подразумевается состояние человека после грехопадения, а свт. Феолипт ведет речь о самом грехопадении. Тем не менее, тесная связь обоих мест очевидна. Ср. толкование: «Природа человеческая шла из Иерусалима, то есть из безмятежной и мирной жизни, ибо Иерусалим означает “видение мира”. Куда шла? В Иерихон, пустой, низкий и удушливый от жары город, то есть в жизнь, полную страстей. Смотри: не сказал “сошел”, но шел. Ибо природа человеческая всегда склонялась к земному, не однажды, но постоянно увлекаясь страстной жизнью. И попался разбойникам. — То есть попался бесам. Они, сняв с человека одежды добродетели, потом нанесли ему греховные раны. Ибо они сначала обнажают нас от всякого доброго помысла и покрова Божия, а потом наносят раны грехами» (Благовестник или Толкование блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. Т. 1. Киев, 2006. С. 433).
4. Ср.: Пс. 67:14 («криле голубине посребрене, и междорамия ея в блещании злата»).Согласно блж. Феодориту, «крилами голубиными Пророк называет благодать Духа, потому что в виде голубине снисшел на струи иорданские» (Псалтирь с объяснением значения каждого стиха блаженного Феодорита епископа Кирского. М., 1997. С. 309).
5. Ср. у прп. Антиоха Монаха, который, ведя речь о той же любви, говорит о ней так: «Я имею в виду любовь нерушимую, неделимую, нерассекаемую в различных искушениях и мучениях, но приближающую к Богу и чад Божиих рождающую. Ибо любовь Господня и страх [Его] более всего преизбыточествуют просвещением. Тот, кто с сердечным чувством любит Бога, тот познается Им. Тот, кто стяжал совершенную любовь к Богу, в сей жизни присутствует так, как если бы не присутствовал, ибо он все видимое считает чуждым себе, терпя ради Невидимого. Потому что весь он изменяется в любовь Божию, как вышедший единожды из любви к себе ради любви к Богу» (Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний /Перевод, комментарии П.К.Доброцветова. Редакция перевода Д.Е.Афиногенова. М., 2015. С. 695–696).
6. Триодь Постная. Ч. II. М., 1992. Л. ™ (Лист 398). Так цитирует свт. Феолипт, а в «Триоди» продолжается: «просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». Напрашивается предположение, что данное «Слово» было произнесено святителем в Великий пост.
7. Ср. у прп. Макария Египетского: «И словно одержимый сильнейшей горячкой и сожигаемый ею гнушается и отказывается от любой приносимой ему пищи или сладчайшего пития, находясь под действием горячки и пресытившись ею, — точно также и воспламеняемые небесной любовью Духа и уязвленные (ср.: Песн. 2:5) священным вожделением и страстью Божественной любви и божественным и небесным огнем, который Господь пришел низвести на землю, желая, чтобы вскоре он возгорелся (ср.: Лк. 12:49), находясь под сильнейшим действием и сожигаемый небесным вожделением Христа… считают все славное и почитаемое в веке сем отверженным и мерзким по причине огня Христовой любви, охватывающей и сожигающей и воспламеняющей их привязанностью к Богу, от каковой любви ничто земное, небесное или преисподнее (ср.: Флп. 2:10) не сможет отлучить их» (Преподобный Макарий Египетский. Духовные слова и послания. М., 2002. С. 564).
8. Ср.: «Это действительно отличительная, характерная черта христианина, самый верный признак, потому что истинная любовь есть основание всякой добродетели» (Толкование Евангелия от Матфея и Толкование Евангелия от Иоанна, составленные по древним святоотеческим толкованиям византийским XII века ученым монахом Евфимием Зигабеном. СПб., 2000. С. 559).
9. Ср.: «Самым тяжким несчастьем будет то, что они не будут иметь утешения в любви» (Там же. С. 292–293).
10. Св. Иоанн Златоуст рассуждает на сей счет так: «Что ты говоришь, Павел? От возлюбленного Христа, от Которого не могли отлучить тебя ни царство, ни геенна, ни видимое, ни представляемое умом, ни другое тому подобное, — от Этого (Христа) ты желаешь теперь быть отлученным? Что произошло? Не изменился ли ты, не погубил бы любовь свою? Нет, говорит, не бойся, я только усилил в себе эту любовь» (Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. Т. IX. Кн. 2. М., 2003. С. 689).
11. Как отмечает Р. Синкевич, в основе этих излияний свт. Феолипта лежат реальные испытания и опасности, которым подвергался он, путешествуя из Филадельфии в Константинополь.
12. Перевод «Первого слова о трезвении» был опубликован в сборнике: Московская Православная Духовная Академия. Материалы кафедры богословия. 2010–2011. Сергиев Посад, 2011. С. 285–313. Перевод «Второго слова о трезвении» был опубликован в издании: Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДС. Выпуск 5. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014. С. 51–98