Студенты Сретенской семинарии несколько лет наблюдали из окон своих келий и аудиторий за строительством храма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на крови, что на Лубянке, и с волнением ожидали его окончания. Ведь этот храм, как и собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери, должен был стать местом, где семинаристы станут петь на клиросе, прислуживать в алтаре и обучаться на практике всему тому, что должен знать будущий священник.Храм в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской Фото: А. Горяинов / Православие.RuИ вот сегодня состоялось долгожданное событие — великое освящение нового храма (подробнее об освящении храма, а также материалы и фото по его созданию). Как говорил в одном из интервью наместник монастыря и ректор семинарии епископ Тихон (Шевкунов), «это Храм победы Господа Иисуса Христа над всеми силами зла: победы, которая произошла в Воскресение, и будущей победы — победы человечества во Христе; конечно же, и победы Новомучеников…»[1]
Этой идее небесного торжества новомучеников отвечает и архитектура, и внутреннее убранство храма. Место его возведения 28 декабря 2013 года освятил настоятель монастыря Патриарх Московский и всея Руси Кирилл[2]. Ранее он же утвердил решение жюри, которое в декабре 2012 года выбрало проект-победитель конкурса, представленный мастерской Д. М. Смирнова[3]. При этом строительные работы начались в январе 2014 года, а главные купол и крест освятили и подняли уже через два с половиной года[4], что студенты могли наблюдать прямо из окон семинарии.
И вот, спустя от начала строительства чуть более трех лет, в день Вознесения Господня при огромном стечении народа храм был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Кроме того, в этот день сюда перенесли мощи покровителя обители и семинарии - священномученика Илариона Троицкого, настоятеля Сретенского монастыря в 1920-е годы, которые ранее покоились в древнем соборе.
Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во внимание к трудам по строительству храма Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской Сретенского монастыря епископ Егорьевский Тихон удостоен ордена Русской Православной Церкви святого праведного князя Даниила Московского I степени.
В честь этого радостного и долгожданного события — освящения нового храма — сайт Сретенской семинарии предлагает вниманию читателей подборку статей о новомучениках, исповедниках, о судьбах и трудах пострадавших в годину гонений христианах, которые публиковались на сайте семинарии. .
Святые новомученики и исповедники Церкви Русской, молите Бога о нас!
Небесным покровителем Сретенского монастыря и Сретенской духовной семинарии является священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский.28 декабря - день его памяти. Мы публикуем жизнеописание священномученика, написанное митрополитом Иоанном (Снычевым).
Редакция сайта Сретенской духовной семинарии публикует список ссылок на библиографические описания статей, а также на речи, слова, рецензии и другие труды священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского.
Период, когда священномученик Иларион (Троицкий) преподавал в Московской духовной академии, не так хорошо нам известен, как, может быть, иные этапы его жизни. <...> Каким именно был его курс, что слышали присутствующие на его лекциях студенты? Заинтересовавшись этими вопросами, Владимир Хажомия выбрал для своей кандидатской диссертации в МДА тему: «Научно-педагогическое наследие священномученика Илариона (Троицкого) в период его пребывания на первой кафедре Священного Писания Нового Завета в Московской духовной академии». Научные изыскания привели его в архив, где им были обнаружены интереснейшие документы.О том, что это за документы и что нового они рассказывают нам о священномученике Иларионе (Троицком), каким преподавателем он был, о духовной связи владыки Илариона со Сретенской семинарией, мы и беседуем с кандидатом богословия, сотрудником Сретенской семинарии Владимиром Александровичем Хажомия.
<...> ...Вниманию читателей нашего сайта, впервые предлагается «Антология семинарской жизни», в которой будет представлена – в намерено мозаичном порядке – широкая панорама семинаристского житья-бытья XVIII – начала XXI вв. Из этой статьи вы узнаете об учебе и преподавании в МДА будущего священномученика митрополита Илариона.
В XX веке в Почаевской Лавре жил человек, творивший чудеса, подобные новозаветным: он воскрешал мертвых, на глазах у людей исцелял травмы, которые требовали долгих месяцев лечения, изгонял бесов. Его имя – схиигумен Амфилохий (Головатюк) (1894–1971). Юношей преподобный увидел войну, попал в плен, был угнан в Германию, бежал, а, вернувшись на родину, стал иноком столь ревностным, что со временем к его келье потянулись тысячи верующих…
Культурная жизнь в Соловецком лагере была представлена довольно ярко, как бы странно это не звучало. В лагере строгого режима люди увлеченно и активно создавали и возделывали «культурное поле».
В истории Симбирской (Ульяновской) епархии в годы гонений были как предатели Церкви, так и мученики за веру, один из которых — епископ Александр (Трапицын) (1862-1938), несший здесь архипастырское служение с сентября 1920 по 1928 год.
Митрополит Борис — <...> преподаватель болгарских духовных школ, а затем и ректор Софийской духовной семинарии, начальник культурно-просветительского отделения при Священном Синоде Болгарской Православной Церкви, поэт и проповедник, радетель за родную Церковь в непростые годы советской власти. Его при жизни называли «совесть Болгарской Православной Церкви», принял мученическую кончину в 1948 году... <...> В марте 2016 года Священным Синодом Болгарской Православной Церкви было принято решение о начале исследования жизни и деятельности митрополита Бориса для подготовки его канонизации.
Одну из проповедей владыки, посвященную размышлению о Кресте Господнем, предлагаем вниманию наших читателей.
Сайт Сретенской духовной семинарии продолжает цикл статей, связанных с жизнью и творениями одного из новейших святых Болгарской Церкви, священномученика митрополита Бориса (Разумова). В этот раз мы решили познакомить Вас с его первым окружным посланием, которое он написал после вступления на неврокопскую кафедру, и которое было адресовано к священникам, служащим в епархии, чьей главой, владыка Борис едва успел стать.
<...> ...Вниманию читателей нашего сайта, впервые предлагается «Антология семинарской жизни», в которой будет представлена – в намерено мозаичном порядке – широкая панорама семинаристского житья-бытья XVIII – начала XXI вв. В статье приводится речь в годовщину смерти святителя Серафима (Соболева) (1881-1950), архиепископа Богучарского, включающая его жизнеописание и годы, проведенные в семинарии.
<...> ...Вниманию читателей нашего сайта, впервые предлагается «Антология семинарской жизни», в которой будет представлена – в намерено мозаичном порядке – широкая панорама семинаристского житья-бытья XVIII – начала XXI вв. В статье повествуется о годах учебы будущего священномученика Никодима (Кроткова) (1868-1938), архиепископа Костромского и Галичского, в Костромском духовном училище и затем в Костромской духовной семинарии.
<...> ...Вниманию читателей нашего сайта, впервые предлагается «Антология семинарской жизни», в которой будет представлена – в намерено мозаичном порядке – широкая панорама семинаристского житья-бытья XVIII – начала XXI вв.
Тяжёлая была эта Пасха из всех четырёх, какие пришлось мне пережить в неволе с 23-го по 26-й годы, июнь-месяц, за Великую Церковь Российскую. Первая Пасха в Бутырской тюрьме, две на Соловецких островах, и одна на Поповом острове в каторжном, сказал бы я, пересыльном пункте.
В альманахе «Даниловский благовестник» неоднократно публиковались материалы по истории Данилова монастыря времен гонений на Церковь ХХ века. В №№ 17 и 18 за 2009 год было опубликовано исследование о мученической кончине последнего перед закрытием настоятеля Данилова монастыря владыки Феодора – «Последнее следственное дело архиепископа Феодора (Поздеевского)». В 2010 г. оно вышло в свет отдельным изданием. Книга вызвала живой интерес читателя и в то же время ожесточенные споры вокруг темы, можно ли судить о поведении православного человека на следствии 1930-х годов, основываясь исключительно на материалах следственных дел ГПУ. Как бы там ни было, но ясно одно – изучать следственные дела необходимо, ведь зачастую только из них мы можем узнать о том, насколько тяжел был исповеднический подвиг Новомучеников ХХ века.
В этой статье расскажем о восьми арестах владыки Феодора (Поздеевского), то есть о том, каким был его путь на Голгофу 1937 года.
Иногда Господь попускает разделения, чтобы части единого целого посмотрели друг в друга, как в зеркало. Архиепископ Берлинский и Германский Марк размышляет об истории Русской Православной Церкви Заграницей, о подвиге новомучеников и исповедников.
"Начиная с середины 1990-х годов, в государственных и ведомственных архивах Москвы и других городов проводилась большая работа по изучению следственных дел, заведенных на наших соотечественников за весь послереволюционный период. В числе сотен тысяч, вернее, миллионов дел оказалась значительная часть дел, касающихся священно- и церковнослужителей, также и мирян, пострадавших за веру. Появилась уникальная возможность на примерах многих и многих подвижников проследить мученический путь Русской Православной Церкви в XX веке. Начался также сбор материалов для канонизации и прославления новомучеников и исповедников Российских..."В МОСКВЕ ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА «ПАМЯТИ ПОГИБШИХ ЗА ВЕРУ ХРИСТОВУ»
18 февраля 2017 года по завершении научной конференции «Февраль. Трагедия. Уроки истории. 1917» в Храме Христа Спасителя в Москве была открыта организованная по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла выставка «Памяти погибших за веру Христову».
Выступая на церемонии открытия экспозиции, рассказывающей о жизни Церкви в годы атеистических гонений и судьбах пострадавших за исповедание веры, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион приветствовал собравшихся от имени Предстоятеля Русской Православной Церкви.
<...> ...Вниманию читателей нашего сайта, впервые предлагается «Антология семинарской жизни», в которой будет представлена – в намерено мозаичном порядке – широкая панорама семинаристского житья-бытья XVIII – начала XXI вв. Здесь вы узнаете о семинарской жизни будущего архиепископа Феофана (Быстрова) (1875-1940), канонизированного Российской Зарубежной Церковью.
<...> ...Вниманию читателей нашего сайта, впервые предлагается «Антология семинарской жизни», в которой будет представлена – в намерено мозаичном порядке – широкая панорама семинаристского житья-бытья XVIII – начала XXI вв.О годах учебы епископа Вениамина (Милова) вы узнаете из его воспоминаний, приведенных в этой статье. В настоящее время в Саратовской епархии осуществляется подготовка материалов к прославлению епископа Вениамина в лике святых.
<...> ...Вниманию читателей нашего сайта, впервые предлагается «Антология семинарской жизни», в которой будет представлена – в намерено мозаичном порядке – широкая панорама семинаристского житья-бытья XVIII – начала XXI вв.О своей учебе в духовном училище, семинарии и преподавательской деятельности вспоминает и митрополит Евлогий (Георгиевский) (1868-1946).
Нам, наследникам подвига наших святых соотечественников, новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви, непозволительно забывать и других светильников веры. Один из таких подвижников – протоиерей Владимир Николаевич Страхов, профессор богословия, ректор Московской Духовной Академии и близкий друг священномученика Илариона (Троицкого).
Священникам Русской Православной Церкви, служившим на ниве Христовой в нелегкие годы XX-го века, приходилось сталкиваться со многими скорбями, каждый день отстаивать звание священнослужителя и защищать Церковь от притеснений атеистической властью. Особенно тяжело было столичным священникам. Одним из таких представителей духовенства был настоятель храма свт. Николая в Кузнецкой слободе — протоиерей Всеволод Шпиллер. О его жизни и служении и пойдет речь в этой статье.
Христианин призван… вдохнуть в окружающий мир дыхание Святого Духа. Это и видим в исполнении на преп. Сергии Радонежском, Серафиме Саровском, Павле Обнорском, Герасиме Иорданском и др., кормивших из своих рук хищных зверей, им повиновавшихся. Будь же царем мира, а не тираном его… Забуду ли я Тебя, Господи, в Своей мудрости, величии, святости, неприступности, слушающего меня, ничтожного?.. Ты наша милость и крайнее снисхождение… Живи просто…
С середины 90-х годов ХХ века началось издание трудов, а также изучение жизни, богословского и литературного наследия выдающегося иерарха Русской православной церкви, духовного писателя митрополита Вениамина (Федченкова) (1880–1961). Владыка, нес свое служение на разных кафедрах, 25 лет его жизни прошли в служении Русской Православной Церкви за рубежом, последние годы – в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.В настоящее время весьма актуальным является введение в сферу широкого исследовательского внимания текстов, отражающих служение митрополита Вениамина (Федченкова) в разные периоды его жизни. Сегодня это является необходимым этапом регионального изучения жизни и творческого наследия владыки.Цель данной статьи – на основе анализа церковной региональной периодики, «Таврических епархиальных ведомостей» и «Таврического Церковно-общественного вестника», а также материалов государственного архива Крыма, систематизировать материалы, отражающие церковно-общественную деятельность митрополита Вениамина (Федченкова).В работе дан обзор гомилетического наследия митрополита Вениамина, включающий его слова, проповеди, речи, статьи, которые не переиздавались с первого крымского периода пребывания владыки в Крыму (1911 – 1913 гг.). Круг этих актуальных и сегодня вопросов необычайно широк: духовное образование (жизнь Таврической духовной семинарии); вовлеченность церкви в научную и культурную жизнь (работа Церковного историко-археологического общества); живое проповедческое слово (организация рубрики «Запросы жизни» на страницах периодической епархиальной печати) и др. Помимо богословской проблематики они также посвящены историко-социальным и морально-этическим вопросам жизни российского общества накануне первой мировой войны.
В своем интервью Алексей Константинович Светозарский рассказал редакции сайта Сретенской семинарии о жизни митрополита Вениамина и о своей работе над его биографией и изучением трудов.
<...> ...Вниманию читателей нашего сайта, впервые предлагается «Антология семинарской жизни», в которой будет представлена – в намерено мозаичном порядке – широкая панорама семинаристского житья-бытья XVIII – начала XXI вв. О своем студенчестве рассказывает сам митрополит Вениамин.
[1] См. видеозапись интервью в заметке: «“Храм победы Господа Иисуса Христа”: первая литургия у нового собора Новомучеников и годовщина февральских событий» / URL: http://sdsmp.ru/news/n3577/?sphrase_id=18530
(дата обращения: 25.05.2017 года).
[2] См. фоторепортаж: Торжества в Сретенском монастыре в день памяти священномученика Иллариона / URL: http://www.pravoslavie.ru/67120.html(дата обращения: 25.05.2017 года).
[3] См. подробнее о конкурсе проектов: Тихон (Шевкунов), архим. О новом храме Сретенского монастыря / URL: http://www.pravoslavie.ru/60331.html
(дата обращения: 25.05.2017 года).