Святитель Филарет Московский 11744
В день Пятидесятницы, или сошествия Святого Духа на апостолов, необходимо задуматься о многом, ибо смысл этого праздника, его значение для ныне живущих, порой, ускользает от нашего внимания. Тем не менее, благодать Божия нисходила и на святых, живших гораздо позднее апостолов, нисходит и сейчас. Последнее митрополит Филарет призывал осмыслить особо.
Поскольку сила Христова всемогуща, то с естеством ее согласно и то, что она чудодействует через святых, когда это угодно Господу, как некогда чудодействовала через головные повязки и платки, которые были на святом апостоле Павле и приняли в себя его пот (Деян. 19:12), и даже через одно осенение тенью святого апостола Петра (Деян. 5:15). Какое дивное воздаяние за благочестие, что им не только дух человеческий возводится к благодатному общению со Христом, но и самое тело, которым совершаем эти малые подвиги пощения, делается причастным благодатной силе Христовой, животворящей и чудодейственной! И если это еще на земле, то какая жизнь, какое могущество, какая слава ожидает благочестивых на Небе.
Между тем, можно заметить, что не все благочестивые и даже не все святые, участвуют в этом первом, так сказать, воскресении (Апок. 20:6), которое состоит в чудесном нетлении на земле их освященных тел, как и в первоначальном явлении этого первого воскресения восстали многие тела усопших святых, но не все.
Что это значит?
Неужели не правосуден Бог ко святым Своим, одним увеличивая меру благодати, а другим уменьшая, приближая одним бессмертие, а других отдаляя, одних прославляя, а других скрывая? Без сомнения, никто, знающий Бога, не может этого помыслить.
Что значит видимое неравенство видимой награды, даруемой святым?
Итак, что значит видимое неравенство видимой награды, даруемой святым? Может быть, она некоторым образом соответствует степеням внутреннего их освящения, по которому — скажем словами апостола — как звезда от звезды разнится в славе; так и при воскресении мертвых (1 Кор. 15:41-42)..? Но с большей основательностью из неравенства этой предварительной награды святым можно заключить, что она даруется не столько в воздаяние им самим, сколько для другой цели, сообразной с премудростью и благостью Божией.
В самом деле, для тех, кто не ищет славы человеческой, кто уверен, что вечно будет царствовать во славе Божией со Христом, важно ли иметь или не иметь временные начатки славы на земле? Но с Воскресением Христовым многие тела усопших святых восстали, чтобы войти во святой град и явиться многим живущим — для удостоверения их об открывшейся силе воскресения.
Так и теперь тела усопших святых являются в нетлении, с силой чудодейственной и живоносной, для удостоверения нас, живущих в воскресении Христовом и в нашем будущем воскресении, для укрепления немощных в подвигах против греха и смерти, для возбуждения невнимательных и нерадивых к подвигам благочестия.
Праздник Пятидесятницы — не простое воспоминание прошедшего, но продолжение апостольского приготовления к принятию этого Духа, непрестанно дышащего, где хочет.
Мы должны смотреть на сошествие Святого Духа не только как на чудо, прославившее Апостольскую Церковь, но и как на событие, существенно сопряженное с делом нашего спасения. Праздник Пятидесятницы — не простое воспоминание прошедшего, но продолжение апостольского приготовления к принятию этого Духа, непрестанно дышащего, где хочет. Апостолы, как повествует книга Деяний, после единодушных и постоянных молитв, исполнились Святого Духа; и не только апостолы, но, по объяснению Златоуста, и пребывавшие с Ним ученики, человек около ста двадцати (Деян. 1:16).
Что такое исполниться Духа Святого? Что такое Дух Святой в первоначальных дарах Своих, это объясняет Он Сам, Своими огненными языками. Он есть невещественный огонь, который действует двумя силами: светом и теплотой — светом веры, теплотой любви. Этот небесный свет, по выражению Соломона, приходит и просвещает до полного дня, разгоняет мглу неведения и сомнений; открывает обман призраков (Притч. 4:18), которые погрязший в чувственности разум нередко принимает за истину. Этот свет дает человеку видеть себя самого в наготе растленной природы, познать мир в отношении к душе и ощутить присутствие Бога как источника света; сообщает осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11:1). В той мере, как свет от Солнца правды усиливается в уме, — согревается и воспламеняется сердце. Божественная любовь изгоняет из него самолюбие, попаляет терние плотских пожеланий, очищает, освобождает его и привлекает в душу новый свет. Слияние этих начальных духовных даров образует огненный язык, изрекающий закон Бога Слова в сердце человека (Пс. 36:31), изображающий в нем Христа (Гал. 4:19), совершающий возрождение в жизнь духовную.
Исполненный Духа Святого человек не потемненному предрассудками оку являет такой образ совершенства, перед которым, как тень, исчезает все, что мир называет прекрасным и высоким. Его оценил апостол, когда о некоторых подвижниках веры сказал, что их недостоин весь мир (см. Евр. 11:38).
Благодать превращает в бесценное сокровище все, чего ни коснется в человеке, ей преданном.
Благодать превращает в бесценное сокровище все, чего ни коснется в человеке, ей преданном. В его уме сияет дух премудрости — не той, которою отличаются сыны века сего, по словам Спасителя, в своем роде (Лк.16:8), то есть которая учит их быть изобретательными в способах и ловкими в случаях к снисканию выгодных времен, учит умножать достоинство не столько в себе, сколько во мнении других, но премудрости, духовно судящей обо всем (см. 1 Кор. 2:15), чтобы все обратить в средства к единому вечному благу души. Его волю движет дух свободы: ибо закон Духа жизни о Христе Иисусе освободил его от закона греховного и смерти, который дает своим рабам столько тяжких владык, сколько есть нужд и прихотей, страстей и привычек.
Во глубине сердца его — мир Божий превыше всякого ума (Флп. 4:7), который Иисус Христос дает ученикам Своим, не так, как мир дает (Ин. 14:27). Мир, даруемый Христом, утверждается на непоколебимой уверенности в примирении с Богом, так что христианин не отчаивается в искушениях, скорбях и опасностях, даже и на смерть предается мирно, в уверенности, что кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу (2 Кор. 4:8-17).
В нем обитает дух величия — не слепая отважность, не гордость, покрытая пышностью, не блеск естественных добродетелей, нечистых в своем источнике, но истинная возвышенность мыслей, занятых Богом, обширность созерцаний, ограничивающихся только вечностью, благородство чувств, рожденных и воспитанных словом Божиим.
В нем обитает дух смирения, которое среди богатства благодати Божией усматривает в себе одну бедность и недостоинство, чтобы тем более возвеличить Господа, — между тем, как не возрожденные Духом Божиим в самих недостатках своих стараются находить нечто великое, самим уничижением просить себе почтения, пресмыкаются, чтобы подавлять других.
Если Божественный дар Духа кажется нам редким явлением, не заключим из этого, что он не для всех.
В нем действует дух силы, с которым христианин не бессильный пленник собственных чувств, со всех сторон открытых нападениям врага, побежденный прежде сражения и чтобы усмирить одну страсть, покоряющийся другой, но добрый воин, облеченный во всеоружие Божие (см. Еф. 6:11), все могущий в укрепляющем его Иисусе Христе (см. Флп. 4:13), силою восхищающий Царствие Божие (см. Мф. 11:12).
Что же сказать о тех чрезвычайных дарованиях, о тех явлениях Духа, которые избранным Божиим даются для пользы (см. 1 Кор. 12; 4, 7) других, в созидание всей Церкви? Если Божественный дар Духа кажется нам редким явлением, не заключим из этого, что он не для всех. Он для всех, как и все для него. Если не замечают более следов Его, то имеют очи — и не видят.
святитель Филарет, митрополит Московский
Источник:
Барсов М. В. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Деяний святых апостолов. М., 1903. С. 118–120; 213–214.
Ключевые слова: Пятидесятница, апостолы, Божественный дар Духа Святого, благодать.