Исцеление тела и души

Московская Сретенская  Духовная Академия

Исцеление тела и души

Алексей Мигальников 37701



В предыдущих трех статьях мы писали о причинах существования болезней и их значении в духовной жизни. Сегодня — о том, что святые отцы говорят об исцелении.


    Содержание:

  • Исцеление тела через исцеление души
  • Вера
  • Личное осмысление болезни
  • Таинства Церкви
  • Молитва больного
  • Молитва за ближнего
  • Исповедание веры внешним образом
  • После выздоровления

  • Сразу скажем: полнота здоровья достигается при исцелении всего человека: и души, и тела. Поэтому в деле исцеления усилия человека сочетаются с помощью Божией, а духовное делание сочетается с медициной. Первое (духовное делание) направлено прежде всего на исцеление души человека от греха как источника душевных и телесных болезней, а также на более тесное общение с Богом — источником жизни и здоровья. Медицина же направлена на врачевание тела.

    В любом случае, источником всякого здоровья является Бог. Он может подавать исцеление телу видимым образом через медицинские средства, либо чудесным образом — как результат веры и духовного делания человека.



    Исцеление тела через исцеление души

    Если нет острой необходимости сиюминутного обращения к медицинским средствам, оно должно предваряться «обращением к Врачу душ и телес, к Господу, в Таинствах соборования, исповеди и причастия. И с помощью Божией болезнь поддастся лечению» (Иоанн (Крестьянкин),  архим. Письма. Семейная жизнь).


    Как было показано выше, Бог является источником жизни и здоровья, поэтому естественным шагом на пути исцеления является обращение к Нему. Это обращение включает в себя веру, молитву, участие в таинствах Церкви, осмысление и исправление своей жизни. Далее эти составляющие духовной жизни, необходимые для исцеления, будут раскрыты подробнее.



    Вера

    Основанием духовного исцеления является вера. По учению святых отцов, существует три типа веры: уверенность, доверие и верность.

    Вера как уверенность — это рассудочное и сердечное согласие с теми истинами, которые Церковь исповедует в Символе Веры. Такая вера позволяет обращаться за исцелением к Богу в молитве и таинствах Церкви. В частности, это уверенность во всемогуществе Бога, а значит, и в том, что Он может даровать здоровье: по вере вашей да будет вам (Мф. 9:29).

    Основанием духовного исцеления является вера 

    Вера как доверие Богу — это вера в то, что болезнь послана по воле Божией, «что предназначение наступившей болезни не может не быть нам во благо, утверждаться в верности Благоустроителю и молиться, чтобы постигнуть смысл нашего страдания» (Силуянова И. В. Антропология болезни).

    Вере в справедливость и милость Божию способствует сознание того, что каждому человеку Бог посылает болезни «в соответствии с его характером, и свойствами, и силами» (Никон (Воробьев), игум. Болезни и скорби). Поэтому никто не вправе винить Бога в том, что крест болезни дан ему несправедливо или не по силам: «Любовь Божия не допускает скорбей сверх наших сил и без крайней нужды» (Там же).

    Вера как верность Богу — решимость человека обращаться к Богу вне зависимости от внешних обстоятельств, от того, происходит ли исцеление от телесной болезни или нет.

    Вера должна сопровождаться раскаянием в грехах и деятельным исправлением — только тогда она может считаться искренней.



    Личное осмысление болезни

    Условием целительного обращения к Богу является осмысление человеком всей своей жизни: «Просмотрите свою жизнь, и тогда, найдя причину скорби, будет возможность ее устранить» (Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. Болезнь и лечение).

    Такое осмысление должно начаться сразу после выявления болезни. Оно происходит следующим образом: «Как только человек заболел, он должен, прежде всего, войти во внутрь себя и поставить вопрос о том, насколько он далек от Бога, какая в нем есть неправда по отношению к ближнему, по отношению к самому себе, насколько он оскверняет и уродует образ Божий, который заложен в нем» (Антоний Сурожский, митр. Ступени. О болезни душевной и телесной).

    Болезнь является поводом к исправлению всей жизни, а не только какого-либо одного греха

    Болезнь является поводом к исправлению всей жизни, а не только какого-либо одного греха. Иеромонах Иов (Гумеров), цитируя слова преподобного Исаии Отшельника, отмечает, что не нужно «пытаться объяснить болезнь каким-то конкретным грехом. Во-первых, можем ошибиться. А самое главное — это не полезно. Нужно постоянно испытывать всю совесть. Проверить всю нашу жизнь, прошлую и настоящую. Только исправление всей жизни поможет нам стяжать врачующую благодать» (Иов (Гумеров), иером. Духовная жизнь современного христианина в вопросах и ответах. Том 1).



    Таинства Церкви

    Одной из важнейших сфер жизни православного христианина является участие в церковных таинствах для получения через них божественной благодати. Поэтому естественным шагом при болезни является обращение к таинствам. К этому призывает архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Надо Вам идти к Богу, идти в Церковь, Таинствами врачевать свои болезни» (Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. Болезнь и лечение).

    а) Крещение.В таинствах Крещения и Миропомазания человек получает возможность духовного врачевания своих болезней. Он приобщается плодам искупительного подвига Господа Иисуса Христа — свободе от власти дьявола и возможности личного общения с Богом в молитве и таинствах Церкви.

    б) Покаяние.Выше было показано, что причиной болезни чаще всего являются грехи и страсти человека. Поэтому первостепенным способом излечения от болезни тела является излечение от ее причины — болезни души, для чего необходимо осознание грехов, искреннее в них раскаяние и очищение в таинстве Исповеди. Е. Н. Пестов в книге «Современная практика православного благочестия» обращает внимание на то, что «Господь, прежде чем исцелить расслабленного, простил его грехи (Мк. 2:3-12)».

    Таинство Исповеди предваряет собой таинства Соборования и Причастия: «Надо осознать свои грехи и в них покаяться, после чего пособороваться и, конечно же, причащаться» (Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. Болезнь и лечение).

    в) Причастие.Вера в живительность Тела и Крови Господа Иисуса Христа для души и тела человека существует в Церкви с первых веков ее существования и засвидетельствована практически во всех молитвах ко Святому Причащению, составленных святыми отцами и содержащихся в православных молитвословах. В молитве Иоанна Златоуста, произносимой священником с амвона непосредственно перед причащением мирян, говорится: «И сподоби мя неосужденно причаститися Святых Твоих Таин во исцеление души и тела. Аминь».

    Как было сказано выше, причиной болезни может являться прямое воздействие падших духов. В качестве главного способа борьбы с ними архимандрит Иоанн Крестьянкин называет частое причащение Святых Христовых Таин. В начале болезни — каждые две недели. Когда состояние больного улучшается, он может причащаться не так часто, но и не реже раза в месяц.

    Больные, которые не могут участвовать в богослужении и причащаться в храме, должны по возможности причащаться дома. Но нельзя причащать больного, который «не владеет своим языком и сознанием» (Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. Болезнь и лечение) (Если все же священник считает, что болящий хоть как-то может обозначить мимикой, знаками свое согласие на причастие, либо за согласие болящего причаститься берут ответственность его присутствующие рядом родственники, то больного также причащают. — Прим. ред.).

    Существует ошибочное мнение, — будто Соборование совершается в качестве «последнего помазания» над умирающим человеком


    г) Елеосвящение (Соборование). Согласно определению, содержащемуся в «Пространном Православном Катехизисе», таинство Соборования прямо направлено на врачевание души и тела: «Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные» (Филарет Московский (Дроздов), свт. Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О Елеосвящении). Таинство восходит к описанию действий апостолов: многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк. 6:13), а также к призыву апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5:14-15).

    Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) советует собороваться всем, кто подвержен болезни. Соборным маслом можно помазываться и добавлять его в пищу: «Непременно пей по чайной ложке утром вместе с просфорой и святой водой» (Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. Таинство соборования).

    Существует ошибочное мнение — во многом под влиянием католической сакраментологии, — будто Соборование совершается в качестве «последнего помазания» над умирающим человеком. Святитель Афанасий (Сахаров) на основе исторических данных опровергает это мнение, сообщая, что таинство Елеосвящения совершалось над всеми верующими — как больными, так и здоровыми — с первых веков существования христианства.


    Молитва болящего

    На необходимость и действенность молитвы об исцелении указывает Священное Писание: Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя (Сир. 38:9).

    Содержанием молитвы должно быть в первую очередь благодарение Богу за болезнь с сознанием себя достойным болезни по своим грехам и с убежденностью в том, что болезнь послана для спасения души. Такая молитва, повторенная «десятки, сотни раз… убежденно, от всего сердца», приносит «облегчение на сердце, мир и спокойствие, твердость и терпение — признаки посещения благодати Божией».

    Допустимо желать выздоровления и молиться о нем, но главной целью при этом должна быть польза для души больного и забота о его ближних. Святитель Афанасий (Сахаров) писал: «Прошу помолиться, чтобы моя прошлогодняя болезнь не повторилась, чтобы мне никого не обременить» (Афанасий (Сахаров), свт. Твой есмь аз: Сборник писем). Однако, как было отмечено выше, преподобный Никодим Святогорец советует желать исцеления не слишком сильно, не чрезмерно, поскольку зацикленность на выздоровлении не может сочетаться со спасительным добровольным терпением скорбей: человек приходит в нетерпение и расстройство душевного мира (Никодим Святогорец, прп. Невидимая брань).

    Завершением и свидетельством искренности молитвы должно стать обещание Богу оставшуюся жизнь провести по-христиански и оставление греховных привычек

    Напротив, человек призван к тому, чтобы воспринимать болезнь духовно — как средство для исцеления души и напоминание о смерти, которое побуждает его молить Бога «прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати».

    С одной стороны, часто у больного оказывается больше времени для молитвы, и есть острая нужна в помощи Божией — в исцелении и силах терпеть болезнь. В связи с этим молитва в болезни должна быть особенно усердной: Сделай приношение тучное, как бы уже умирающий (Сир. 38:11). Больному следует «всеми силами помнить Господа… ставить себя пред лицо Божие, чаще призывать имя Божие… хотя бы про себя, если нельзя открыто» (Никон (Воробьев), игум. Болезни и скорби).

    С другой стороны, молитва больного должна соответствовать его физическим и душевным силам, поэтому в случае крайней немощи он может сокращать свое молитвенное правило, хотя недопустимо исключать его совершенно: «Никакая болезнь не помешает хоть несколько раз в сутки из глубины души обратиться с покаянием ко Господу» (Никон (Воробьев), игум. Болезни и скорби). При необходимости молитвы читаются сидя или лежа.

    В жизни каждого человека, и особенно переживающего длительную тяжелую болезнь, бывают дни тяжелой душевной тоски, когда молитва «не идет». Митрополит Антоний Сурожский советует в такие дни читать Священное Писание, а также молитвы святых: «Взять Божие слово и послушать его; слово святых — и послушать его, и дать этому слову коснуться наших душ. И молиться — скорбно, сухо, скудно — святому, молитву которого мы читаем: отче, эти слова жизнью рождены в тебе, а я, как мертвый, их слушаю, — помолись обо мне и помоги мне понять... И слово Божие в Священном Писании мы можем читать так же, слово жизни, которое падает на мертвую почву: Господи, оживи мое сердце, я мертв, но одно Твое слово — и я могу ожить!» (Антоний Сурожский, митр. Человек перед Богом)

    Завершением и свидетельством искренности молитвы должно стать обещание Богу оставшуюся жизнь провести по-христиански и оставление греховных привычек: Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце (Сир. 38:10).



    Молитва за ближнего

    Христиане призваны к тому, чтобы молиться друг за друга, тем более в случае болезни ближнего. В Евангелии описано, что именно по молитве ближних Господь подает расслабленному отпущение грехов и исцеление (Лк. 5:20). Автор книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, призывает врачей молиться о выздоровлении больного и ставит такую молитву в качестве условия успешного лечения: В иное время и в их (врачей) руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни (Сир. 38:13-14).

    Естественно, болезнь близкого приводит человека в состояние тревоги, что может иметь как положительные плоды в молитве и делах любви и заботы, так и отрицательные

    Другой пример молитвы за ближнего подает святитель-врач Лука (Войно-Ясенецкий), о котором «достоверно известно, что после того, как Святитель полностью ослеп и уже не мог даровать здравие людям традиционным, оперативным вмешательством, участились случаи прямых чудотворений по его молитве… И люди полностью исцелялись. Даже самые безнадежные и с опухолью мозга, и с перитонитом» (Митрофан (Баданин), игум. Взгляд святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского на здоровье и болезни человекас христианской точки зрения). Конечно, современные христиане не претендуют на чудотворение, но это не отменяет их обязанности, живя в Боге, молиться о ближнем.

    Естественно, болезнь близкого приводит человека в состояние тревоги, что может иметь как положительные плоды в молитве и делах любви и заботы, так и отрицательные — в виде недоверия к Богу и чрезмерной нервозности, которая препятствует молитве и необходимым бытовым и рабочим занятиям. Митрополит Антоний Сурожский призывает, напротив, в молитве о ближнем полностью доверять Богу, как бы предавая больного в руки Божии, и в это время не тревожиться о его судьбе. Он описывает, как этому научиться: «Когда ты о ком-нибудь действительно тревожишься, предай его в руку Божию на четверть часа, скажи: Господи, на четверть часа доверия к Тебе хватит, а потом я возьму тревогу обратно, потому что на большее время — нет, не смогу» (Антоний Сурожский, митр. Человек перед Богом).

    Молитва за ближнего может быть как келейной, так и церковной. В последнем случае за больного надо часто подавать записки на литургию и на молебен о здравии, но только если человек крещен.



    Исповедание веры внешним образом

    Человек может исповедовать свою веру и получать исцеление через обращение к различным «внешним» предметам и действиям.

    а) Крестное знамение.Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в одном из писем советует адресату чаще смотреть на Спасительный Крест Господень, «чтобы в Вашем сердце прижилась мысль о Вашем личном кресте, который тоже будет во спасение» (Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. Крест).

    б) Иконы и мощи.Возможность исповедания веры и исцеления посредством прикосновения к материальным предметам засвидетельствована в Священном Писании: кровоточивая женщина исцеляется, прикоснувшись к одежде Спасителя (Мф. 9:20-22); также и в книге Деяний: Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них (Деян. 19:11-12).

    Обращение к той или иной святыне может соответствовать характеру болезни, хотя и нельзя провести строгой зависимости

    В настоящее время продолжают появляться свидетельства об исцелении по молитве перед чудотворными иконами и мощами святых и прикосновения к ним. В одном из писем архимандрит Иоанн (Крестьянкин) пишет матери исцеленного ребенка о том, что «чудо исцеления состоялось от иконы».

    Обращение к той или иной святыне может соответствовать характеру болезни, хотя и нельзя провести строгой зависимости. В одном случае архимандрит Иоанн советует больному молиться перед иконой Пресвятой Богородицы «Всецарица»; при болезни руки — молиться перед иконой «Троеручница» и взять от нее масло (видимо, для помазания руки).

    в) Дела милосердия.По словам игумена Никона (Воробьева), в болезни нужно творить дела милосердия, поскольку «милостыня очищает от многих грехов», являющихся причиной болезни. При этом игумен Никон различает вещественную милостыню и более важную духовную милостыню. Последняя состоит в том, что «человек, вместо осуждения ближних, жалеет их, прощает их им грехи и недостатки и просит Бога простить их».

    Митрополит Николай Ярушевич пишет, что делами милосердия «мы как бы обязываем Господа творить милость нам» и в подтверждение приводит слова Священного Писания: Блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь. Господь сохранит его и сбережет ему жизнь. Господь укрепит его на одре болезни (Пс. 40:1-4).

    Христианин может свидетельствовать свою веру и другими действиями, устоявшимися в церковной традиции: вкушением просфоры и святой воды, омытием в святых источниках.



    После выздоровления

    Если по милости Божией человек выздоравливает, он призван к следующим действиям:

    1.                      Считать источником выздоровления Бога. Благодарить Бога и врача, через которого Бог подал выздоровление.

    2.                      Продолжать жизнь в Церкви в соответствии с Евангельскими заповедями. Постараться с Божией помощью исключать из жизни страсти и грехи, особенно связанные с излеченной болезнью: Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже (Ин. 5:14).

    3.                      Если имело место чудесное выздоровление — рассказать об этом священнику, и если он даст благословение — распространить рассказ о чуде с целью назидания и утешения других верующих.

    Таким образом, мы рассмотрели возможности исцеления как тела больного, так и его души и необходимые действия к этому. В следующей, заключительной, статье поговорим об отношении Православной Церкви к медицине.

    Алексей Мигальников,

    студент IV курса

     

    Ключевые слова: болезнь, исцеление, осмысление, молитва, таинства Церкви.

     

    Книги и статьи по теме болезни

    1.       Антоний (Блум), митр. Сурожский. Жизнь. Болезнь. Смерть. — М., 2015.

    2.       Антоний (Блум), митр. Сурожский. Ступени. Беседы митрополита Антония Сурожского// URL:http://predanie.ru/antoniy-surozhskiy-blum-mitropolit/book/216674-stupeni-besedy-mitropolita-antoniya-surozhskogo/ (дата обращения: 01.05.2017).

    3.       Антоний (Блум), митр. Сурожский. Человек перед Богом. — М., 2000.

    4.       Афанасий (Сахаров), свт. Твой есмь аз: Сборник писем. — М., 2009.

    5.       Введенский мужской ставропигиальный монастырь Оптина Пустынь. Толкования Священного Писания // URL: http://bible.optina.ru (дата обращения: 01.05.2017).

    6.       Духанин В., свящ. О вере, неверии и нашем выборе // URL: http://www.pravoslavie.ru/80404.html (дата обращения: 01.05.2017).

    7.       Завершинский Г., прот. Привилегия одиночества: Старение, болезнь, смерть: православный взгляд. — М., 2015.

    8.       Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма// URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjankin/pisma/1_6 (дата обращения: 01.05.2017).

    9.       Иов (Гумеров), иером. Духовная жизнь современного христианина в вопросах и ответах: в 2-х т. — Т. 1. — М., 2011.

    10.   Ларше Ж.-К. Болезнь в свете православного вероучения. — М., 2016.

    11.   Леонов В., прот. Основы православной антропологии. — М., 2013.

    12.   Лоргус А., прот. Телесное воскресение: как это будет? // URL: http://www.pravmir.ru/telesnoe-voskresenie-kak-eto-budet/ (дата обращения: 01.05.2017).

    13.   Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Дух, душа и тело. — Киев, 2016.

    14.   Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Сила моя в немощи совершается. Духовные беседы. — М., 1997.

    15.   Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Я полюбил страдание. — Киев, 2015.

    16.   Митрофан (Баданин), игум. Взгляд святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского на здоровье и болезни человека с христианской точки зрения // URL: http://www.fond.ru/index.php?menu_id=375&menu_parent_id=358&show_date=1&category_id=15&article_page_content=0&show_preview_img=0&show_file_list=1&flag=ajax&page=1&regime=site&content_id=157 (дата обращения: 01.05.2017).

    17.   Никон (Воробьев), игум. Болезни и скорби. — М., 2015.

    18.   Никон (Воробьев), игум. Как жить сегодня. — М., 2011.

    19.   Никон (Воробьев), игум. Письма о духовной жизни. — М., 2013.

    20.   Никон (Воробьев), игум. О началах жизни. — М., 2014.

    21.   Никон Оптинский (Беляев), прп. Завещание духовным детям // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinskij/zaveshhanie-dukhovnym-detjam (дата обращения: 01.05.2017).

    22.   Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. — М., 2000.

    23.   Пестов Н. Е. Современная практика православного благочестия: в 2-х т. — Т. 2. — М., 2012.

    24.   Силуянова И. В. Антропология болезни. — М., 2011.

    Новости по теме

    «Бог смиренным дает благодать»: добродетели и духовные навыки, врачующие страсть гордости Иеродиакон Кирилл (Попов) Чем тяжелее болезнь, тем труднее лечение. То же самое можно сказать и о страстях человеческих: чем более глубокие корни пустили они в сердце человека, тем более сложен принцип врачевания. Какими бывают способы исцеления человека, болеющего гордостью, вы узнаете в настоящей статье.
    ЛЕКЦИЯ 9. МИЛОСЕРДИЕ. Православные просветительские курсы Протоиерей Михаил Потокин 9-я лекция «Милосердие» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана протоиереем Михаилом Потокиным.