Константин Белый 9292
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Нередко случается так, что живущие рядом с нами люди, которые не ходят в Церковь, неожиданно вырываются далеко вперед в духовной жизни. И те, кого мы осуждали, вдруг становятся христианами. А сколько нерадивых христиан удивятся на Страшном суде, что они не попадут в Царстве Божие, а какие-то в прошлом язычники и, как им казалось, совершенно светские, мирские люди попадут. В чем же причина такой вроде бы несправедливости? Благодаря каким качествам Господь избирает людей к Себе? Ответ на этот вопрос может дать нам житие преподобномученицы Анастасии Римляныни, память которой святая Церковь празднует сегодня.По преданию, преподобномученица Анастасия родилась в Риме в семье благородных граждан и уже в три года осталась сиротой. Ее приютили в монастыре неподалеку от Рима, который возглавляла игумения София – подвижница, достигшая высокой степени совершенства. В 17 лет об Анастасии знала уже вся округа. Христиане почитали ее как девушку святой жизни, а язычники пристально смотрели на ее редкую красоту, мечтая завладеть ею как-нибудь и привлечь в свое окружение.
Однажды языческий военачальник Пров, услышав о ней, послал воинов, чтобы привести девушку. Добрая игуменья София перед прибытием воинов успела наставить свою воспитанницу, как сохранить веру и не прельститься на лживые обещания, козни вражеские. В конце наставления Анастасия смело ответила: «Готова я пострадать за Христа!»
Поставленная перед римским начальником, она всенародно исповедала свою веру. Когда же Пров начал давать ей всяческие обещания и даже угрожать смертью, девушка не устрашилась и еще раз выразила готовность стоять за Господа до смерти. «Хоть сто раз пришлось бы пострадать за Христа, не отступлюсь!», – смело ответила она. Настолько сильна была вера святой и любовь к Богу!
«Хоть сто раз пришлось бы пострадать за Христа, не отступлюсь!»
Воины принялись жестоко бить и истязать Анастасию, многажды ее ранили. Дважды во время мучений девушка попросила воды, испытывая великую жажду. Чашу с водой дал некий человек по имени Кирилл. Святая за это его благословила, а воины тут же отрубили мужчине голову. У святой же Анастасии отрезали грудь и язык. Во время мучений, как гласит предание, ей явился ангел, укрепляя ее. Вскоре мучения закончились, и за городом она была обезглавлена. Игумения София разыскала тело святой девушки и похоронила ее честные останки.
В этом житии перед нами предстают разные люди: и святые праведники, и истязатели-мучители и простые зрители, свидетели, соучастники. Но нам важно остановиться на двух из них – самой преподобномученице и Кирилле, который тоже неожиданно для себя стал мучеником. Это два разных подвига, два пути ко Христу. Первый – путь очень трудный и особый. Выдержать его может только человек сильным духом и, главное, лишь с помощью Божией. Святая не самонадеянно принимала истязания. Во-первых, она пошла на мучения по благословению своей духовной наставницы, а во-вторых вплоть до самой своей смерти св. Анастасия непрестанно молилась, просила Господа, Которого она так возлюбила, укрепить ее. И поэтому не только не отпала от Христа, но и обрела небесный венец.
Но, что ни говори, таких великих подвижников очень немного. Тем более, сегодня. И гордость, и эгоизм, и малодушие мешают многим из нас решиться идти узким и тяжелым путем святости. Хотя и сегодня, и даже в советское время было много людей, которые жили и работали, но были готовы постоять за веру, за Христа. И немалому числу таких христиан довелось повторить подвиг раннехристианских мучеников.
Но есть, как мы видим, и другой путь к небесной награде – пребыванию в вечности с Богом. Он виден на примере Кирилла, который вообще не фигурировал до этого в житии, никому не был известен. Всего за одну милость, за глоток воды, Господь сподобил его стать христианином и мучеником.
Точно так же многих людей, как мы видим из житий, Господь и под конец жизни спасал, прощал многие согрешения. Потому что они делали дела любви и милосердия, старались помочь ближним тем, чем они могут. И не считали это никакой заслугой, понимая, что исполняют только то, что должны. То, что сделает мир вокруг чуть светлее и добрее и не позволит собственному сердцу застыть в черствости и бесчувствии.Всего за одну милость, за глоток воды, Господь сподобил его стать христианином и мучеником
И после таких маленьких дел, даже попыток их совершить, нередко приходит вера. Господь любой добрый порыв приемлет. Из него может произрасти большая польза и для человека, и для всех вокруг. Ибо вера не может в человеке появиться на голом месте. Как сказано в Священном Писании: вера без дел мертва есть (Иак. 2:26). А у мученика Кирилла были добрые дела и, увидев страдания святой, в его сердце загорелась и вера. И в тот же день он был с нею спасен.
«Вера, не имеющая дел, не имеет Бога, животворящего ее, – говорит преп. Симеон Новый Богослов. – Она мертва как не стяжавшая того, о чем говорит Христос: Кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое: и Отец Мой возлюбит Его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14:23), чтобы воскресить из мертвых душу посещением Своим и оживотворить того, кто сподобился это стяжать. Вот почему такая вера мертва, мертвы те, которые имеют ее без дел».
Будем же помнить, дорогие братья и сестры, что мы не знаем, кто наши ближние. Даже если они и не воцерковлены, то в любой момент по их тайным делам милосердия, добра и сострадания, Господь может возгреть у них такую веру, которая сделает их настоящими христианами. А нам нужно смотреть в первую очередь в свое сердце и на окружающих нас людей. Чтобы маленькими добрыми делами – долгом каждого человека и, тем более, христианина, умягчать сердце, чтобы добродетели веры, любви к Богу тоже произросли в нас. И это, в отличие от великих мучений, точно под силу любому человеку. Да дарует Господь по молитвами преподобномученицы Анастасии нам силы для милосердия и веры на его основании!
Аминь.
Константин Белый
Студент 4 курса бакалавриата
Ключевые слова: проповедь, семинария, гомилетика, вера, Христос, мученица Анастасия, подвиг, христианствоСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Российское Библейское общество, 2013. – 1296 с.
2. Жития святых. Дмитрий Ростовский, свт., Октябрь. - М., 1993. – 656 с.
3. Преподобный Симеон Новый Богослов. Творения, т. 1. Слова. М.: 1892.
4. Минея месячная. Ноябрь, 2002. – 948 с.