О невнимании к делам Божиим и необходимости покаяния

Московская Сретенская  Духовная Академия

О невнимании к делам Божиим и необходимости покаяния

Алексей Бородай 10915



Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братия и сестры, хочется сегодня поговорить о том коротком, но очень значимом евангельском отрывке, который мы с вами слышали за Божественной Литургией.

Однажды Христос, находясь в одном месте, исцелил немого бесноватого так, что тот начал разговаривать. Реакция на это у очевидцев была неоднозначной. Кто-то в удивлении смотрел на происходящее и не верил своим глазам, а кто-то говорил, что Иисус делает эти чудеса силой веельзевула, князя бесовского, а некоторые требовали показать еще знамение или чудо. Народ все прибывал и прибывал, и чувствовалось, что все жаждут зрелищного чуда. Господь, видя и чувствуя истинные устремления окружающих людей, говорит такие слова: Род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего (Лк. 11:29–30).

Самым ярким доказательствам Его Божества будет воскресение из мертвых после трех дней смерти

Сколько замечательных аналогий проводит Спаситель, говоря эти слова. Как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего, – сравнение это не случайно, в этих словах содержится прообразование будущего Воскресения Христа на третий день после Его смерти на Кресте. Сын Божий выходит из пещеры, служившей Ему гробом точно так же, как и пророк Иона задолго до этих событий выбрался из чрева кита. Знамением чуда Воскресения Христова могло быть другое аналогичное ему и непременно историческое (не вымышленное) чудо. Господь так же свидетельствовал своим современникам, как это делал пророк Иона. Христос, как вочеловечившийся Бог понимает, что для человека сложно вместить всю тайну воплощения и не требует этого от людей. Однако говорит, что самым ярким доказательствам Его Божества будет воскресение из мертвых после трех дней смерти. Это будет самое главное чудо, а других знамений, именно для доказательства Своего Божества – Он делать не будет. Если бы слушающие действительно хотели бы увидеть Царство Божие и явления силы Божией, то увидели бы их, а так как они ходили рядом, но искали, как подловить Христа или просто не хотели верить, то и другие чудеса для них пользы не принесли.

Как часто, дорогие друзья, мы не видим того, что Бог помогает нам. Это настолько обыденно для нас и привычно, что зачастую мы даже не задумываемся, что именно Богу мы обязаны своей жизнью, существованием и положением. Конечно у всех у нас разные жизненные обстоятельства, разная судьба, финансовое положение, статус в обществе. Но, тем не менее, всех нас ведет и всем нам помогает Бог. Часто мы просим Его о помощи, а затем, забывая, не благодарим, а порой и ропщем, говоря: «Да что же и Господь мне не поможет?»

Чем больше мы суетимся, тем меньше мы чувствуем духовный мир в круговерти жизни

Как же нам осознать чудесную божественную помощь в повседневной жизни? Как научиться благодарить Бога за Его благодеяния? Очень просто, надо просто перестать суетиться. Прп. авва Исаия говорит: «Горе нам, что попечение наше о суетном делает сердце наше запущенной землей и притупляет его». Чем больше мы суетимся, тем меньше мы чувствуем духовный мир в круговерти жизни. А если остановиться, успокоиться и подумать, то можно увидеть, сколько блага Господь нам с вами дает. И это еще больше возбудит желание видеть еще и еще чудеса Господа, которые вокруг нас – в природе, в жизненных обстоятельствах, в Церкви Христовой.

Далее Христос говорит: Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы. Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет (Лк. 11:31–33).

Господь говорит не просто так о царице Савской. Она приходила из далеких земель, чтобы внимать мудрости Соломона. Для этого ей приходилось преодолевать нелегкое и утомительное путешествие по аравийской пустыне. А закоренелые иудеи, имея Христа, несоизмеримо намного более мудрого, прямо тут рядом с собой, не внимали Его слову. За эту упертость и нежелание изменить себя они и осудятся.

Осудят их и ниневитяне, которые, услышав пророка Иону, стали держать пост и молиться Богу, и оставили свои злые дела. А тут перед еврейским народом Сам Бог призывает к покаянию, а в ответ получает недоверие, подозрения и косность.

Есть в народе такая поговорка, что если хочешь спрятать вещь, то положи ее на самое видное место и ее никто не заметит. Очевидные духовные истины очень редко воспринимаются нашей грешной человеческой природой. Мы, словно те самые иудеи, не можем перебороть свою гордость и признать свои ошибки. А признание ошибок ведет к раскаянию и покаянию перед Богом.

Священное Писание пропитано призывом к покаянию

Как же нам научиться слушать Божий призыв к покаянию? Прежде всего, следует читать Священное Писание, ведь оно пропитано призывом к покаянию. А также следует правильно понимать все наши житейские невзгоды. Если плохо нам живется – значит, что-то нас губит, тяготит. А это, скорее всего, грех, ведь именно он привлекает к нам нечистых духов. Если человек остается нерадивым, праздным и невнимательным к себе, то злой дух и страсти, однажды изгнанные из него, возвращаются к нему с большей силой.

Где же получить оставление грехов? Подходя с покаянием и благоговением к таинствам Исповеди и Пресвятой Евхаристии, мы получаем очищение грехов, исцеление нашей грешной души и освящение божественной благодатью через соединение со Христом.

Будем же, дорогие друзья, честными с самими собой. Будем осознавать свои проступки и грехи и, слыша голос Христа, призывающий нас к покаянию, откликаться на него и очищать свою душу.

Будем также и предпочитать духовное мирскому. Ведь такая жизненная позиция открывает дивный мир Божьей мудрости и чудесных событий.

И пусть Господь нам всем в этом поможет, по молитвам пророка Ионы, о котором мы так часто сегодня упоминали, и пусть каждый из нас достигнет спасительного Божьего Царства. Аминь.

Алексей Бородай

Студент 4 курса бакалавриата

Список использованной литературы:

1.       Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – Спб.: Сатис, 1995. – 575 с.

2.       Иларион (Алфеев), митр. Таинство веры. – М.: Изд-во Эксмо, 2010. – 400 с.

3.       Лопухин А.П. Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Изд-во Эксмо, 2013. – 640 с.

4.       Слова духовно-нравственные Марка Подвижника, Исаии Отшельника, Симеона Нового Богослова. — М.:Изд-во  Паломник, 1995,- 320 с.

 

 

 

Ключевые слова: проповедь, семинария, гомилетика, вера, Христос, исцеление, покаяние, христианство

Новости по теме

Связь добрых дел и веры на примере жития преподобномученицы Анастасии Римляныни Константин Белый Нередко случается так, что живущие рядом с нами люди, которые не ходят в Церковь, неожиданно вырываются далеко вперед в духовной жизни. И те, кого мы осуждали, вдруг становятся христианами. А сколько нерадивых христиан удивятся на Страшном суде, что они не попадут в Царстве Божие, а какие-то в прошлом язычники и, как им казалось, совершенно светские, мирские люди попадут. В чем же причина такой несправедливости?
Помощь нуждающимся Николай Батищев Сегодня Святая Церковь чтит память святителя Димитрия Ростовского. Это один из самых почитаемых святых на Русской земле. Но в своем слове хотелось бы обратить внимание не только на духовное наследие великого ростовского пастыря, но в большей мере на то, чему учит нас его жизнь.
Как христианину освободиться от влияния падших духов Владимир Байков В этом Евангельском фрагменте Господь объясняет нам всю пагубность положения человека, оказавшегося во власти падших духов, и указывает настоящую силу, которая способна избавить человека от подобного рабства. Послушаем же внимательно, чтобы знать, как уберечься от этой напасти.