Тихон Килимов 5973
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Иерусалим! Иерусалим! Избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Лк. 13:34).
Сегодня, дорогие братья и сестры, за Божественной Литургией мы слышали с вами Евангельский отрывок, который повествует нам о том, что в духовной жизни нет и не может быть хитрости и лукавства.
Однажды к Господу нашему Иисусу Христу приступили фарисеи и сказали ему: Выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя (Лк. 13:31). Этими словами они хотели отвратить Господа от сотворения чудес и знамений, чтобы Он испугался и не вел противную им проповедь. Они, снедаемые завистью, «выставляют в предлог Ирода и принимают вид заботливости о Спасителе»[1].
Спаситель же отвечает на это: Пойдите, скажите этой лисице: Я, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу (Лк.13:32).
Но почему Господь называет Ирода лисицей? Почему Он не обличает его в беззакониях, как некогда обличал фарисеев, саддукеев и книжников? Потому, что Ироду самому было крайне неприятно, что Господь на такое длительное время находится в пределах его владений. Однако он не отважился предпринимать какие-то решительные меры против Христа, поэтому и подстрекал фарисеев к внушению Спасителю мысли о готовящемся покушении.
Но и самим фарисеям «казалось лучшим уговорить Христа поскорее пойти в Иерусалим, где – как им было, конечно, известно – Христа уже не помилуют»[2].
Мы, дорогие братья и сестры, так же как и фарисеи, очень часто отворачиваемся от Христа, будучи внешне благообразными и правильными, а в сущности уподобляемся окрашенным гробам, которые внешне кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты (Мф. 23:27). Мы, зачастую, и ходим в храм, и одеваемся в скромную закрытую одежду, и посты соблюдаем, но при всем этом не имеем в себе любви ни к ближнему, ни к Богу.Мы и в храм ходим, и одеваемся в скромную закрытую одежду, и посты соблюдаем, но при всем этом не имеем в себе любви ни к ближнему, ни к Богу
Иерусалим! Иерусалим! Избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Лк. 13:34).
Почему Спаситель сугубо взывает «Иерусалим! Иерусалим!»? Что означает такое взывание? Это голос «милосердия, сострадания и великой любви»[3]. Это голос любящего Отца к блудному сыну. Это голос верного мужа к порочной и изменяющей жене. Этот голос – последний призыв к покаянию.
Господь Иисус Христос для отражения своей неизреченной любви и заботы о священном народе израильском приводит образ птицы, которая своим телом ограждает своих птенцов от опасностей и непогоды. Этот образ косвенно встречается и в книге Бытия, когда речь заходит о творении мира. Священное Писание говорит: Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2). По мнению некоторых толкователей, слово «носился» в данном случае означает «согревал», «оживлял» по подобию птицы, насиживающей яйца и сообщающей нагреваемому живительную силу[4].
Уверимся же, дорогие братья и сестры, примерами из Священного Писания, что невозможно с Богом строить лицемерные отношения, ибо сказано: Нет лицеприятия у Бога (Рим 9:13). Нельзя осознанно грешить, зная, что потом все равно можно покаяться. Нельзя испытывать долготерпение Божие.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что когда часто согрешающий получает от Бога прощение и между тем не располагается таким долготерпением к оставлению нечестия, то «такой человек, наконец, доводит Бога до того, что Он… насылает на него самое великое бедствие, искореняет его в конец и уже не дает ему нисколько времени для покаяния»[5]. Итак, приложим усилие, возлюбленные, чтобы долготерпение Божие было нам во спасение.
Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне! (Лк. 13:35).
Вот, оставляется вам дом ваш пуст. Этими словами Господь говорит о том, что есть мера долготерпения Божия и она для Иерусалима исполнилась. Слова же не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне указывают на великое и славное второе пришествие Христово. Потому что тогда люди и против воли исповедают Иисуса Христа Господом и Богом. Только тогда будет уже поздно и от этого прославления уже не будет никакого духовного изменения.
Однако эти слова относятся и к времени распятия и снятия со Креста Спасителя. Именно после этих событий Израиль уже не увидел Спасителя и не увидит до назначенного Им времени[6].Будем же стараться неотступно стремиться стереть греховную границу между нами и Богом
Будем же, возлюбленные о Господе, всегда стараться вести нелицемерную, искреннюю и чистую жизнь пред Богом. Отворим двери сердца нашего Ему, принесем достойное покаяние перед Ним. Не станем откладывать духовное лечение на потом, ибо времени может и не быть.
Будем же со всяким усердием и терпением стараться чаще прибегать к покаянию, чаще раскрывать перед Всевидящим Богом свою душу, открывая духовнику движения своих помыслов, ибо только через частое и искренне покаяние можно настроиться на правильный духовный лад.
Будем же, возлюбленные о Господе, стараться неотступно стремиться стереть греховную границу между нами и Богом. Изгоним из наших с Ним отношений хитрость, лукавство и ложь, и как непорочные и чистые агнцы пойдем за Пастырем добрым, милостивым и долготерпеливым!
Да предстанем в молитве пред Богом с чистым сердцем, чтобы и в этой жизни, и в невечернем дни Царствия Христова узреть Бога, по слову Евангелия: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят! (Мф. 5:8).Аминь.
Тихон Килимов
Студент 4 курса бакалавриата
Ключевые слова: проповедь, Христос, Иерусалим, покаяние
[1] Феофилакт Болгарский, блаж. Толкование на Евангелие от Луки // https://ekzeget.ru/tolk.php?kn=lk&gl=13&st=31&id_tolk=39 (дата обращения 7.09.2017 года).
[2] Толковая Библия Лопухина А.П. Толкование на Евангелие от Луки // https://ekzeget.ru/tolk.php?kn=lk&gl=13&st=31&tolk=%D2%EE%EB%EA%EE%E2%E0%FF%20%C1%E8%E1%EB%E8%FF%20%... (дата обращения 7.09.2017 года).
[3] Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Матфея // http://bible.optina.ru/new:mf:23:37 (дата обращения 7.09.2017 года).
[4] Василий Великий, свт. Толкование на Книгу Бытия // https://ekzeget.ru/tolk.php?kn=byt&gl=1&st=2&id_tolk=2 (дата обращения 7.09.2017 года).
[5] Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Матфея // http://bible.optina.ru/new:mf:23:37 (дата обращения 7.09.2017 года).
[6] Феофилакт Болгарский, блаж. Толкование на Евангелие от Луки // https://ekzeget.ru/tolk.php?kn=lk&gl=13&st=31&id_tolk=39 (дата обращения 7.09.2017 года).