

7306
О том, что Иисус Христос был крещен Иоанном Предтечей, свидетельствуют все четыре евангелиста. Матфей, Марк и Лука описывают само событие (Мф. 3: 13–17; Мк. 1:9–11; Лк. 3:21–22), а Иоанн приводит слова Крестителя о том, что он видел, как на Христа сошел Дух Святой (Ин. 1:29–34).
В древней Церкви Крещение Господне праздновали вместе с Рождеством Христовым в один день. Именно к тому времени и восходит название праздника — Богоявление. В дальнейшем, когда Крещение стало отдельным праздником, его продолжали называть Богоявлением. Связано это с тем, что при крещении в Иордане нашего Спасителя произошло явление всех лиц Пресвятой Троицы. Здесь стоит вспомнить тропарь этого праздника:
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, троическое явися поклонение, Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.
По-русски он будет звучать так:
Во время крещения Твоего, Господи, в Иордане, явилось поклонение Троице. Ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя Возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя подтверждал истинность этих слов. Явивший Себя, Христос Бог, и мир просветивший, слава Тебе!
Бог Отец открылся людям через свой глас: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мк. 1:11), вторая Ипостась Святой Троицы – Бог Слово – Сам явился в мир и Дух Святой снизошел на Спасителя видимым образом.
Многие гимнографические тексты праздника описывают само Евангельское событие. Например, в 5-й песни праздничного канона перефразируется прямая речь Предтечи:
Сшедшимся без числа людем от Иоанна креститися, сам посреде их ста, провозгласи же предстоящим: кто показа непокоривии, гнева вам уклонитися хотящаго быти? Плоды достойны Христу сотворите, предстояй бо ныне мир дарует.
Далее говорится о Христе:
Делатель и Зиждитель посреде стояй, яко един всех сердца испытует: чистительную же лопату рукою прием, всемирное гумно всемудре разлучает, неплодие паля, благоплодным вечный живот дарует.
Творец канона фактически цитирует здесь прямую речь Иоанна Предтечи: Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым (Мф. 3:12 и Лк. 3:17).
В песнопениях передается и догматическое значение празднуемого события. Например, в каноне говорится: «Адама истлевшаго обновляет струями Иорданскими», то есть как в лице Адама в мир вошла смерть, так и через Спасителя нашего мы все приобретаем жизнь вечную. И как говорит святитель Григорий Богослов: «Эта благодать и сила Крещения… очищает грех в каждом человеке и совершенно смывает всякую нечистоту и скверну, привнесенную повреждением»[1].
В этот день мы совершаем великое освящение вод, которые «сошествием Святого Духа делаются водами Иорданскими, не только первобытными водами жизни, но водами, способными дать жизнь не временную только, но и вечную; вот почему мы приобщаемся этим водам благоговейно, трепетно»[2].
Духовно размышляя об этом событии, наверное, нужно постараться внутренне пережить события праздника и таким образом стать их очевидцем.
Материал впервые опубликован 19.01.2018 г.
Ключевые слова: Крещение, Богоявление, праздник, Евангелие, богослужение.
[1] Григорий Богослов, свт. Слово 40. На святое Крещение.
[2] Антоний (Блум), митр. Крещение Господне // URL: http://www.mitras.ru/inname/in_24.html