Как научиться доверять Богу в повседневной жизни

Московская Сретенская  Духовная Академия

Как научиться доверять Богу в повседневной жизни

Щербенко Иоанн Дмитриевич 17495



Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Возлюбленные во Христе братья и сестры, сегодня мы совершаем память одного из наших отцов и учителей во Христе — преподобного Феодосия Великого, общий житий начальника. Это был один из мудрейших людей своего времени. Он является составителем первого общежительного монастырского устава. Преподобный Феодосий явил достойный пример упования на Бога. Поэтому сегодня хотелось бы поговорить о том, почему мы с вами должны доверять Богу на протяжении всей нашей жизни. 

Вера, прежде всего, является христианской добродетелью, это внутренняя убеждённость человека в существовании Бога[1]. Однако истинная вера – это не только знание о Боге, но знание, влияющее на жизнь человека. Это не только признание существования Бога своим умом и не только доверие Ему своим сердцем, но и согласование своей воли с волей Божией.

Именно такая вера способна стать верой, действующей любовью, потому что истинная любовь немыслима без верности. Вера становится основанием для всех мыслей и поступков человека, и только такая вера спасительна. Но это предполагает и внутренний труд над собой, победу над своими страстями и обретение евангельских добродетелей.

Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас (1 Пет. 5:6–7). Этими словами апостол Петр говорит, что христианину, всецело смиряющему себя под руку Божию, свойственно всю излишнюю заботливость о мирских благах отложить и всю надежду возложить на промыслительное попечение Божие, по обетованию Христа Спасителя о том, что у вас же и волосы на голове все сочтены (Мф. 10:30).

Святитель Иоанн Златоуст писал, что если Бог знает все и «что даже волосы ваши у Него исчислены, то вам не должно бояться»[2]. Господь сказал это для того, чтобы показать всеобъемлющее знание и промышление о людях.

В деле спасения необходим синтез веры и добрых дел

Истинным примером упования на Бога в своей жизни служит житие преподобного Феодосия Великого, память которого мы совершаем. Однажды пред праздником Христова Воскресения ученики святого скорбели, что у них ничего не было на праздник для трапезы – ни хлеба, ни масла и ничего съестного, а больше всего были опечалены тем, что в такой пресветлый праздник не могли они совершить Божественной литургии, так как не было для службы ни просфор, ни вина. Они начали возводить ропот на преподобного. Святой старец же, имея несомненное упование на Бога, повелел братии украсить божественный алтарь и не скорбеть. Он поучал, что «Тот, Который препитал в древности Израиля в пустыне и после того насытил малыми хлебами многие тысячи людей промыслит и о нас: ибо Он ни силою не сделался слабее, чем был прежде, ни ревность Его в промышлении над миром не сократилась, но Он – Один и Тот же Бог во веки»[3].

Здесь мы видим пример истинного упования на Бога. Господь тотчас посетил всецело вверившегося Ему праведника. К концу дня к пещере, в которой подвизался святой со своими учениками, пришел некий человек, везя различную пищу для пустынных постников, кроме того среди припасов были просфоры и вино для совершения Божественных Таинств. При виде такого чуда ученики блаженного возрадовались и познали, какой благодати сподобился старец их у Бога. Они в веселии отпраздновали Пасху, а принесенной пищи им хватило на всю Пятидесятницу[4].

Таким образом преподобный Феодосий исполнил слова, написанные царем Соломоном: Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои (Прит. 3:5–6).

Однако нужно помнить, что в деле спасения необходим синтез веры и добрых дел. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Умоляю вас, будем прилагать великое старание, чтобы пребывать твердыми в истинной вере и вести жизнь добродетельную»[5], помня слова апостола Иакова о том, что вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак. 2:17). Ибо если мы с верой не соединим достойной и добродетельной жизни, то будет напрасна наша вера.

Возлюбленные братья и сестры! Как мы с вами можем научиться доверять Богу в повседневной жизни? Мы нередко говорим: «все в руках Божиих», однако готовы ли мы всецело предать свою жизнь в руки Божии?

Мы каждый день несколько раз произносим молитву, которую заповедал нам Господь наш Иисус Христос. Это молитва «Отче наш». В одном из ее прошений мы говорим: Да будет воля Твоя и на земле, как на небе (Мф. 6:10). Это прошение ставит нас перед настоящим испытанием: довериться Богу или отвергнуть Его и уповать лишь на свои силы. И если решимся всецело уповать на Бога, то мы должны воспользоваться бесценным святоотеческим опытом, который поможет нам достичь делания такой добродетели.

Преподобный Паисий Святогорец наставлял своих духовных чад такими словами: «Человек, который, оставив свои планы, полностью вверяется Господу, живет по Божию плану. Насколько человек держится за свою самость, настолько он бывает отброшен назад. Он духовно не продвигается вперед из-за того, что мешает Божественному милосердию. Для преуспеяния нужно без остатка довериться Богу»[6]. Таким образом получается: если хочешь жить по воле Божьей, то нужно довериться своему Творцу.

Если мы хотя бы пять минут в день посвящали подробному обзору своей жизни, то мы заметили бы, как премудро и заботливо Бог устраивает все ее обстоятельства

Вверяя себя в руки Божии, нам нужно понимать, что, если что-то происходит не так как ты хочешь и желаешь, принимай это с благодарностью. Вот только это не так легко, как думается. Паисий Святогорец говорит о многих искушениях, которые будут встречаться на пути каждого, кто решится жить, доверяя Богу. «Но пусть таковой не боится, ибо если он победит постигающие его искушения, со многим усилием, и удержит ум свой, не допуская его послаблять помыслам, рождающимся в сердце его, то он разом победит все страсти»[7], — утешает нас святой Паисий.

Наша жизнь должна стоять на твердом камне упования на волю Божию. «Когда надеждой мы утверждены в Боге, — пишет архимандрит Ефрем (Мораитис), — то основание положено на камне, и, если подуют ветры и нахлынут реки, не ниспровергнут нас»[8].

Все кажется таким легким и простым, когда мы об этом говорим, но как только приступает к практике, все становится невероятно тяжело. Именно в этот момент мы должны осознать: упование на волю Божию — дар от Бога, который подается каждому как плод молитвы. Поэтому нужно начать молить Господа, чтобы Он укрепил нашу веру.

Также в возрастании надежды на Промысл Божий нам могут помочь наблюдения за события нашей жизни. В быстротечности нашего мира, в зависании в социальных сетях и интернете мы многое теряем из виду, многого в нашей жизни не замечаем. Но если бы мы хотя бы пять минут в день посвящать подробному обзору своей жизни, то мы заметили бы, как премудро и заботливо Бог устраивает все ее обстоятельства. 

Так, дорогие братья и сестры, мы и сможем научиться уповать на волю Божию в каждый момент нашей земной жизни, особенно в периоды «богооставленности». Будем помнить твердо, что Господь всегда рядом, нам нужно лишь довериться Ему всем сердцем и душой.

Будем стараться, чтобы слова Христа: О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас? (Мф. 17:14–23) никогда не были обращены в нашу сторону. Аминь.

Николай Александров
Студент 3 курса

Ключевые слова: вера, доверие Богу, святые отцы, Феодосий Великий.


[1] О вере и неверии // URL:// https://azbyka.ru/vera (дата обращения: 12 января 2018 года).

[2] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. Мф. 20:1–16.

[3] Дмитрий Ростовский, свт. Жития святых по изложению святителя Дмитрия, митрополита Ростовского. Месяц январь. Издательство прп. Максима Исповедника, Барнаул, 2003-2004. С. 174.

[4] Там же.

[5] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. Мф. 20:1–16.

[6] Алфавит духовный старца Паисия Святогорца. Избранные советы и наставления. – М.: Изд-во «Святая Гора», 2011. С. 99.

[7] Там же С. 100.

[8] Ефрем Святогорец, архимандрит. Отеческие советы. Издательство Саратовской епархии, 2006. С. 157.

Новости по теме

Что Христос сказал про ИНН? Иоанн Ткаченко На римской монете была та же «печать антихриста», надпись, говорящая о том, что Сын Божий не Христос, а какой-то там Тиберий и, вероятно, у благочестивых иудеев могли возникнуть мысли о том, что они признают Богом римского императора и тем самым отрекаются от Истинного Бога. Но что ответил им Христос?
Заповеди блаженства по Евангелию от Луки Алексей Кириллин Да, Христос творил чудеса. Да, они совершаются в Его Церкви и по сей день. Но главным чудом Христа, перевернувшим жизнь античного мира и продолжающим переворачивать жизнь людей, приходящих к Нему с открытым сердцем, является тот путь стяжания Царства Божия, который Он указал в Нагорной проповеди.
Принять правильное решение Владислав Ершов Что увидим мы, перенеся свой мысленный взор ровно на сто лет назад в столицу России? В то время, когда сотрясались основы великой страны – восстанавливалась древняя честь патриаршего престола, когда пресеклась династическая линия царской власти – процвел крин власти духовной, когда неверие становилось нормой – было явлено «правило веры». Ровно сто лет назад в храме Христа Спасителя Первосвятителем Руси стал митрополит Московский Тихон.

Натиа Китовани

Пожалуйста,обясните мне, как поговорить с мусульманами о Христе.Я сказала моей близкой женщине мусульманке,что только Христос истинный Бог.Она обиделась.

Ответить