8155
3 марта 2022 года в Сретенской духовной академии в очно-дистанционном формате состоялась Третья историко-богословская конференция Научного центра патрологических исследований кафедры богословия СДА им. проф. А. И. Сидорова на тему: «Жизнь, деятельность и духовное наследие архиеп. Никона (Рождественского), а также новомучеников и исповедников Русской Церкви ХХ века».
Конференция открылась с пения «Вечной памяти» архиепископу Никону (1851 – 1919).
Во вступительном слове ведущий конференции, секретарь Научного центра патрологических исследований кафедры богословия СДА им. проф. А. И. Сидорова доцент СДА Р. М. Конь отметил ставшее доброй традицией проведение конференции о наследии архиеп. Никона, органично обогатившейся в этом году включением тематики о новомучениках и исповедниках Русской Церкви.
Руководитель Научного центра патрологических исследований кафедры богословия СДА им. проф. А. И. Сидорова доцент СДА П.К. Доброцветов выступил с сообщением «Святые отцы в наследии архиеп. Никона (Рождественского)». По словам которого св. отцы стали важной составляющей в формировании традиционного православного мировоззрения архиеп. Никона. Еще духовные наставники юного семинариста и затем послушника Николая Рождественского наместник Новоиеруслалимского монастыря, а затем и Троице-Сергиевой Лавры архим. Леонид Кавелин (чей 200-летний юбилей со дня рождения праздновался именно в день этой конференции), а также наместник Пицундского монастыря архим. Феофил (Успенский) советовали читать ему препп. авву Дорофея, Нила Сорского и Исаака Сирина: «И действительно, только такой опытный подвижник мог так глубоко проникнуть в изгибы человеческого сердца, изучить человеческую душу в таком совершенстве, какое и не снилось нашим ученым психологам, хотя они живут спустя 1200 лет после Исаака!..».
Перейдя вместе с своим учителем архим. Леонидом в Троице-Сергиеву лавру и став руководителем Лаврской типографии, серьезно ее переоборудовав, о. Никон участвовал в 1900 – 1904 гг. (помимо своих знаменитых «Троицких Листков», которых было издано ок. 300 миллионов (!) экземпляров) также в издании известных святоотеческих книг: собрания творений свт. Афанасия Великого, Василия Великого, преп. Макария Великого. По просьбе архимандрита Макария (Сушкова), наместника Афонского Свято-Пантелеимоновского монастыря, о. Никон готовил издание «Древнего Патерика», издал новый перевод «Луга Духовного» блж. Иоанна Мосха, «Жизнь пустынных отцов» Руфина и Проповеди Илии Минятия.
Что касается современных ему русских святых, то в разные периоды своей жизни и служения архиеп. Никон находился в переписке либо очном знакомстве с свт. Феофаном Затворником, свт. Николаем Японским, св. прав. Иоанном Кронштадтским, преп. Аристоклием Афонским, что наложило сильный положительный отпечаток на его жизнь и творчество.
Особое уважение о. Никон питал к свт. Феофану Затворнику, который благословил о. Никона на составление и издание «Толкового Евангелия от Матфея» (1897 года) и консультировал его при написании по поводу использования сборников святоотеческих толкований-катен. За эту книгу он получил Макарьевскую премию, как и за Житие преп. Сергия Радонежского.
Последующая деятельность Владыки Никона также нередко соприкасалась со святоотеческим наследием. Так, архиеп. Никон защищал память и авторитет свт. Филарета Московского от нападок либерального духовенства, упоминал святых отцов – представителей монашества и монашеской письменности (препп. Арсения Великого, Феодора Эдесского, Серида и Дорофея Газских, Пимена Многоболезненного, и других) в защиту традиционного созерцательного, исихастского монашеского идеала. И конечно же архиеп. Никон прибегал к святоотеческой цитации в своих полемических сочинениях против имяславия, основываясь прежде всего на сочинениях отцов каппадокийцев и свт. Иоанна Златоуста против Евномия.
И также особенного внимания заслуживает статья архиеп. Никона «Служение Церкви печатным словом», написанная им по всей видимости в начале его служения на посту председателя Издательского Совета Русской Церкви (1913 – 1916 гг.). Интересны мысли Владыки по поводу популяризации святоотеческого наследия, остающиеся нереализованными и ждущими своего исполнения по сей день: составление всеобъемлющих справочников как по святоотеческому толкованию Библии, так и тематических симфоний по важнейшим святоотеческим понятиям.
Таким образом можно видеть, что архиеп. Никон воспитывался на творениях святых отцов, издавал святых отцов, защищал их, опирался на них и распространял их учение.
Р. М. Конь, доцент Сретенской духовной академии представил доклад «Архиепископ Никон о духовном образовании». Докладчик отметил, что теме духовного образования в Русской Церкви архиеп. Никон уделял большое внимание, т.к. Церковь владыка рассматривал движущей силой российского общества, состояние которого он оценивал словами из Апокалипсиса ты носишь имя будто жив, но ты мертв... (Откр. 3, 1). Эту мертвенность, по мысли архиепископа, могла оживить только Церковь, однако в начале ХХ века духовное образование пребывало в кризисе во многом по причине несовершенства семинарского учебного плана. По структуре его отягощала многопредметность при отсутствии нужных дисциплин, по содержанию — зависимость от западной богословской науки.
Огромным недостатком духовной школы архиепископ Никон считал отсутствие «науки из наук» и «искусства из искусств» аскетики, а также просчеты в подборе преподавательского состава в духовных школах. Преподавателями в духовных школах должны быть профессора «искренно преданные науке… без всякой политики, без всякого зуда к оригинальности, к разрушению старых понятий», а тех преподавателей, которые смущали «юный ум модными теориями отрицательного направления» он советовал гнать из духовных академий «без всякой пощады».
Архиепископ Никон возлагал на надежду на реформу духовных школ в 1911-1912 гг., но высказывал опасения за ее результат из-за чрезмерной закрытости ее подготовки: комиссии «работают спешно, а главное — как бы тайно». И все же главным вопросом церковной реформы, по его мнению, был вопрос кадровой политики. Если найти достойных преподавателей, полагал владыка, то «не нужно будет преобразовывать семинарии, по крайней мере, не будет нужды делать опытов, которые, разрушив старое, не дадут лучшего нового». Отвечая на возражения: а где найти таковых? архиепископ Никон отвечал по-евангельски: «ищите и обрящете».
Иеродиакон Александр (Серпенинов), соискатель ОЦАД в докладе «Переписка Б. В. Никольского с архиеп. Никоном (Рождественским) (по документальным материалам ГАРФ)» проанализировал эпистолярное наследие архиеп. Никона с видным публицистом, ученым, педагогом, одним из лидеров черносотенного движения в России Борисом Владимировичем Никольским. Многолетние дружественные отношения способствовали доверительному отношению между обоими авторами, о чем свидетельствует сама переписка. Последняя является важным документальным источником для изучения личности и взглядов как архиеп. Никона, так и Б. В. Никольского, профессора права, расстрелянного впоследствии большевиками.
Диакон Вячеслав Масин, аспирант МДА в своем докладе «Взгляды архиеп. Никона (Рождественского) на проблему взаимоотношения мира и монастыря в контексте полемики о социальном служении монастырей» рассказал о полемике, состоявшейся в церковной публицистике по вопросу служения монашествующих миру, которая привлекла интерес и заставила высказаться многих уважаемых церковных деятелей начала ХХ века.
Активными участниками полемики стали преподаватели МДА, которые почти единогласно отстаивали идею «нового служения» иноков миру, под которой понималось привлечение монашеского института к активной социальной и благотворительной деятельности. На позиции противной академической профессуре стоял известный публицист и насельник Троице-Сергиевой Лавры архим. Никон (Рождественский), последовательный сторонник созерцательного аскетического идеала, утверждавший, что благотворительность погубит монастыри, что единственная задача монашеской обители — церковные службы, молитва и воспитание духа, что мир не должен ничего ожидать от монастыря, кроме духовного подвига и молитвы.
Ссылаясь на церковную историю и традицию, будущий владыка утверждал: «Если бы святые отцы находили для иноков особенно полезным подобного рода послушания, то ни сами они, ни их ученики, не бежали бы от мира в пустыни: ведь ходить за больными, обучать детей только среди или вблизи мира и можно». Лейтмотивом суждений лаврского насельника было убеждение, что цель монашеской жизни — это очищение от страстей. Именно раскрытию аргументации архим. Никона, докладчик посветил свое выступление».
Артем Николаевич Гусев, преподаватель МОУ Икшинская СОШ выступил с докладом «Архиепископ Никон (Рождественский) и Чашниковская второклассная церковно-приходская школа», в котором рассмотрел историю возникновения и основные этапы развития Чашниковской второклассной церковно-приходской школы, построенной архиеп. Никоном (Рождественским) в своем родном селе под Москвой. Автор проследил особенности образовательного процесса, и дал оценку деятельности архиеп. Никона в функционировании школы, определил место Чашниковской школы в образовательном пространстве Озерецкой волости Московского уезда, проследил деятельность учителей, учащихся и выпускников школы в распространении грамотности, патриотических и духовно-нравственных ценностей среди населения близлежащих сел и деревень.
Клирик храма св. пророка Илии (на Пороховых) г. Санкт-Петербурга священник Виталий Кузнецов в своем обзорном докладе «Новомученики и исповедники Российские как богословы и церковные писатели» отметил, что наше время новомученикам и исповедникам Церкви Русской посвящено довольно большое количество различной литературы от объемных монографий до небольших статей. Но, при этом, литературы, осмысляющей и анализирующей совокупное письменное наследие рассматриваемых святых для должной актуализации их подвига совершенно недостаточно. Поэтому в представленном докладе автор попытался очертить максимально возможный круг новомучеников и исповедников Российских как богословов и церковных писателей.
В докладе рассматриваются как непосредственно известные, так и через отзывы рецензентов, работы новомучеников по богословию (например, сщмчч. Иларион (Троицкий), Аркадий (Остальский) и мч. Михаил Новоселов), патрологии (сщмч. Александр (Щукин), Амвросий (Полянский), мч. Иоанн Попов), литургике (священноиспп. Афанасий (Сахаров) и прот. Василий Малахов), библеистике (сщмчч. Иоанн Артоболевский, Николай (Добронравов) и др.), агиографии - священноиспп. Лука (Войно-Ясенецкий), Никодим (Кононов) и др. и т.д.
Автор коснулся анализа источников, как письма, личные дневники, проповеди, слова, официальные речи (например, сщмчч. Андроника (Никольского), Константина Богословского, Вениамина (Казанского) и Макария (Гневушева)) и, даже, художественные рассказы нравственного содержания для детей и взрослых (например, сщмч. Петр (Зверев)). По сути, данное сообщение является попыткой введения в довольно обширную и практически не разработанную тематику выявления и осмысления совокупного богословского наследия новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви.
Священник Алексей Веретельников, магистр богословия СДА, представил доклад, посвященный современнику архиеп. Никона (Рождественского) преподобному Стефану Филейскому (Вятскому), его жизненному очерку и забытому наследию. В докладе были кратко обозначены ключевые моменты жизнеописания преп. Стефана. Отдельное внимание было уделено раскрытию и обозначению главной тематики его письменного наследия.
Было отмечено, что среди авторов и составителей книг православного содержания, вышедших в Вятском крае до 1917 г., имя иером. Стефана (Куртеева) являлось превалирующим. При жизни его книги издавались далеко за пределами Вятского края, многие из них переиздавались несколько десятков раз.
Также вкратце была освещена история главного детища святого — Александро-Невского Филейского монастыря, разрушенного после Октябрьского переворота 1917 г. Докладчик подчеркнул, что тревожные интонации сочинений преп. Стефана в отношении духовного оскудения его современников было созвучно переживаниям владыки Никона. Главная мысль духовного творчества преподобного, равно как и в произведениях владыки Никона, не только отражала все особенности своего века, но и служила противовесом тому обмирщению, которое повсеместно охватывало сердца многих людей того времени.
Пример жизни отца Стефана и его наследие, явились живой иллюстрацией тревожных переживаний архиеп. Никона, его осознания надвигающейся страшной тьмы безбожия, которая, в отсутствии покаяния и духовного отрезвления русского народа, способна была поглотить и разрушить и Отечество, и захлестнуть Церковь.
В тоже время владыка пишет, что «в миллионах русских православных людей есть еще те праведники, ради коих щадит Господь грешную Русь». Без сомнения, эти слова мы можем отнести к преп. Стефану, чье имя не смог изгладить из народной и церковной памяти страшный безбожный XX век.
Диакон Дмитрий Фёдоров, магистрант МДА в своем докладе «Протоиерей Анатолий Петрович Орлов как студент и преподаватель Московской духовной академии» освятил наиболее важные этапы жизни первого выборного ректора Московской духовной академии протоиерея Анатолия Петровича Орлова в его бытность студентом и профессором Академии. Докладчик также коснулся темы избрания А.П. Орлова ректором и указал центральную причину избрания, которая крылась в его примиряющем характере между партией либерально настроенных профессоров и настроенных консервативно во главе с ректором Академии епископом Феодором (Поздеевским). Отвечая на вопросы участников конференции, диакон Дмитрий кратко освятил остальную часть жизни А.П. Орлова в сане протоиерея и рассказал о его мученической кончине в 1937 г.
В заключение ведущий конференции доцент Р. М. Конь выразил благодарность и.о. Ректора Сретенской духовной академии профессору, протоиерею Вадиму Леонову за представленную возможность в проведении конференции, и поблагодарил докладчиков за проделанную работу, которая внесла вклад в исследование наследия архиепископ Никона и анонсировал расширение с этой конференции ее тематики за счет изучения наследия новомучеников, со многими из которых владыка поддерживал отношения. Он отметил, что представленные доклады с учетом исследований проведенных на предыдущих конференциях, раскрывают многогранность деятельности архиепископа Никона и внутреннюю цельность его личности.
Конференция продлилась без перерыва 4 часа и вызвала большой интерес у участников, которые задавали вопросы докладчикам, вели доброжелательную дискуссию и обсуждали планы на следующую конференцию, которая пройдет в 2023 году.