Очень важно прививать студентам семинарии традиционно православные взгляды, избегать каких-то непроверенных или излишне либеральных воззрений. Семинаристы должны получать навык изучения традиций Православия, впитать опыт святых отцов, жизни Церкви, причем жизни сложной. Были святые, но были и ересиархи. Однако святость всегда побеждала.
Очень важно прививать студентам семинарии традиционно православные взгляды, избегать каких-то непроверенных или излишне либеральных воззрений. Семинаристы должны получать навык изучения традиций Православия, впитать опыт святых отцов, жизни Церкви, причем жизни сложной. Были святые, но были и ересиархи. Однако святость всегда побеждала.
Для нас главная задача добиться, чтобы студенты полюбили предмет, искренне заинтересовались им, чтобы у них появилось желание изучить его глубже программных требований, постигать всю жизнь. Я предлагаю семинаристам базовые знания и свою точку зрения на преподаваемую дисциплину, доказываю ее необходимость для жизни современного христианина.
Послушание священнослужителя можно описать известными словами: «Божественная благодать, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая». Полнее и точнее не скажешь. Конечно, большое значение имеет то, что после рукоположения служу в монастыре. Есть с кого пример брать. Всегда подскажут, поддержат, предупредят.
Будущий священник должен быть готов «сорадоваться с радующимися и плакать с плачущими». Поэтому особенно важно формирование не только общего образовательного базиса будущего священнослужителя, но и созидание его души и сердца, чтобы оно было способно к живой реакции на человеческую боль и радость.
Лишних предметов для пастыря никогда не бывает. К священнику обращаются по самым разным вопросам, и он должен уметь разрешать даже самые специфические проблемы. Но обучение – даже самое продуманное и успешное – не может ко всему подготовить. Оно дает некую матрицу, всему остальному придется учиться самостоятельно. Священнослужителю надо всю жизнь самообразовываться. Он просто перестанет быть пастырем, если не будет постоянно учиться.
Беседа с архимандритом Тихоном (Шевкуновым), ректором Сретенской духовной семинарии
Не нужно стремиться к внешней научности, вводя различные светские дисциплины в ущерб богословским. Святые отцы считали богословие наукой из наук. Если в семинариях преподавание богословских дисциплин поставлено грамотно и если учащиеся стремятся с любовью и усердием обогатиться из этой сокровищницы, то такая духовная школа может быть поставлена выше любого светского учебного заведения. Не должно быть никакого чувства неполноценности.
Несмотря на все трудности учебного процесса, без которых не обходится поначалу любое начинание, и семинаристам, и преподавателям в наше время учебы было, на мой взгляд, гораздо интереснее, чем сейчас. Для многих наших педагогов было непривычным читать лекции монашеской аудитории. С нами общались не как со студентами, а как с равными.
Семинария должна привить воспитаннику любовь к богослужению, молитве, Священному Писанию, любовь к душеполезному чтению, снисходительность к человеку, искренность и послушание. Все это необходимо, чтобы стать настоящим пастырем стада Христова.
В Сретенской семинарии преподают известные ученые, которые ведут активную научно-исследовательскую деятельность. Естественно, они пробуждают интерес к ней у своих воспитанников, рассказывают о последних достижениях в научно-богословской и церковно-исторической областях. В то же время в семинарии есть и другой контингент преподавателей – опытные священнослужители, пастыри, в которых студенты видят примеры христианского пастырского служения. И это чрезвычайно поучительно.
В семинарии первый набор состоял из монахов и людей зрелого возраста, имевших высшее образование. Эти взрослые люди сделали осознанный выбор: из светской жизни пришли в монастырь, и этот выбор вызывал уважение. Эти студенты знали, чего они хотят, и стремились получить столько знаний, сколько это было возможно. Заметным было их возрастание. Многие из них приняли священнический сан и уже ведут духовную работу в монастыре.
Мне всегда нравилось, что в духовных школах каждая лекция начинается с молитвы. Древнерусские творения писались монахами по благодати, поэтому и читать их, и постигать их духовный смысл можно тоже только по благодати. Когда с молитвенного стояния начинается занятие, то оно совершенно по-другому и проходит, чем в любом светском вузе. Возникает та благодатная почва, на которую падают слова духовных писателей.
Богословское образование – это разъяснение для себя серьезных вероучительных вопросов, которое помогает жизнью познавать глубокие истины веры. И семинаристы обязаны копить багаж богословских знаний, которые непременно будут востребованы. Ведь выпускник семинарии, ставший священником, еще не может претендовать на серьезный духовный опыт, но при этом он должен уметь решать многие духовные вопросы. И здесь он неизбежно должен – поначалу теоретически – обращаться к опыту Церкви.
Мама сначала была против моего пострига, но когда увидела монастырь, пообщалась с насельниками, то сказала мне: «Знаешь, сынок, оставайся-ка здесь…». На мой вопрос, почему она так решила, она ответила: «Все ваши ребята прямо любовью светятся, и между вами такие отношения, которые я всегда хотела создать у себя в семье. Чего-то я достигла, но в идеале я их увидела только здесь».
Насельник Сретенского монастыря, духовник курса иеромонах Ириней (Пиковский) рассказал о том, как проходила жизнь первокурсников СДА в монастырском скиту.
В день Преображения Господня приобщимся к духовным размышлениям святых о смысле этого праздника.
9 августа, во Всемирный день книголюбов, кандидат психологических наук, заведующая библиотекой размышляет о важности чтения Библии и душеполезных произведений классиков и современных авторов.
Приобщимся к назиданиям подвижников веры XX–XXI вв. о Святой Евхаристии.
Пресвитерский сан принял выпускник Сретенской духовной академии Олег Кулинич.
17 июля по приглашению Синодального отдела Образования и катехизации в рамках форума "Патриаршая программа изучения Библии".
Богослужения возглавил ректор Академии и наместник Сретенского монастыря игумен Иоанн (Лудищев).
В праздник обретения мощей священномученика Илариона (Троицкого) в Сретенском монастыре прошли торжественные богослужения.
В 2025 году Сретенская духовная академия приняла абитуриентов уже в 27-й раз подряд.
Первые христиане, уверовавшие во Христа и принявшие учение Его, вместе с тем научились любить и благоговейно почитать Пречистую Его Матерь.
В воспоминаниях в свое время это был материал для канонизации – почти нет никаких чудес в обычном понимании слова, но в них есть нечто иное. Они сообщают нам очень важную истину о том, что внешность царя была необманчива.
Богослужения возглавил ректор Академии и наместник Сретенского монастыря игумен Иоанн (Лудищев).
Встреча со старшим преподавателем кафедры Пастырского душепопечения протоиереем Максимом Первозванским с учащимися школ Самары, которая прошла 18 марта 2025 г. в Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом.
Встреча со старшим преподавателем кафедры Пастырского душепопечения протоиереем Максимом Первозванским с учащимися школ Самары, которая прошла 18 марта 2025 г. в Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом.
Сохранилась темница, в которой в течение нескольких часов содержали под стражей Спасителя. Спустившись по каменным ступеням, входишь в мрачную пещеру, выдолбленную в скале. Там же каменная скамья с двумя отверстиями для ног. Снизу ноги сковывались цепью. Здесь Господь наш готовился через несколько часов претерпеть еще большие страдания – мучительнейшую смерть на Кресте. Осознали ли мы почти за 20 веков, какой ценой мы искуплены от вечной смерти?!
С горы Скопус хорошо виден современный Иерусалим. Взор легко находит Старый город, которому около 4000 лет. Древняя часть ясно просматривается благодаря зубчатой каменной стене, возведенной в XVI веке по контуру прежних стен, которые неоднократно разрушались. Лишь самая старая часть Иерусалима – град Давидов – был оставлен строителями стены вне Старого города. Есть что-то символическое и знаменательное, что Сион, который является прообразом новозаветной Церкви, не отделен от современного города никакой границей.
Жена священника часто служит посредницей между ним и верующими. К священнику на дом приходят верующие по разным нуждам. Часто они прежде всего встречаются с ней. И вот здесь многое зависит от нее. С каким настроением уйдет прихожанин, что он унесет в сердце своем: уважение ли к дому сему и насельникам его или же недовольство, презрение, осуждение их как людей нечестных, лукавых, обманщиков, проповедующих одно, а в жизни творящих другое, прямо противоположное?
Виленская Православная Духовная семинария была приравнена к частным школам. Когда впоследствии государство стало реализовывать свой план окатоличивания, полонизации своих непольских окраин, тогда постепенно интернат семинарии был прибран к рукам и перешел на иждивение государства. Тогда все было поставлено на широкую ногу: хорошие кровати, постельное белье, мебель, хорошее питание, – и все это за государственный счет. От учащихся же требовалось лояльное и, мало того, дружественное отношение к польскому государству, овладение польской культурой, проникновение в нее, имеющее своей конечной целью переход сначала в «православные поляки», а потом, со временем, и в настоящие поляки. Как увидим далее, эти полонизаторские планы стали воплощаться в жизнь.
Свои воспоминания я начну с небольшого рассказа о распорядке дня в Семинарии, который несколько отличался от нынешнего. В 7.30 начиналась молитва, затем завтрак, который обычно заканчивался за полчаса до начала занятий, что давало возможность еще раз просмотреть самый необходимый материал, а порой и вообще подготовить урок. Ежедневно было шесть уроков по 45 минут с перерывом на чай. После занятий – обед. Столовая располагалась на первом этаже по левую сторону от коридора, что в правом крыле Семинарского здания (ныне братский корпус).
Вероятно, уже во второй, а не в первый год моего студенчества (то есть в 1904 г.) мне удалось поехать к батюшке. Почему же не в первый? – естественно спросит читатель. Да,стоит спросить об этом. Объясняется это общим духовным, точнее, недуховным состоянием России. Теперь, после потрясений революции, принято у многих хвалить прошлое. Да, было много прекрасного. Но вот беда: мы сами не хотели замечать его. Так было и с отцом Иоанном.
С 1927 по 1934 годы иеромонах Иоанн преподавал на юге Югославии, в семинарии святого апостола Иоанна Богослова в Битоле, где в те годы насчитывалось от четырехсот до пятисот студентов, по большей части сербов, а также албанцев, русских и чехов. Это был важный этап его жизни, о котором у нас есть любопытные свидетельства.
Празднование тысячелетия Крещения Руси в 1988 году – одно из самых волнующих событий последней четверти XX века. На наших глазах происходило что-то необыкновенно важное. Другими словами, мы чувствовали, что наступает новая эпоха для всей полноты Русской Православной Церкви. Мы видели, как стремительно меняется отношение к Церкви со стороны властей и общества. Стало ясно, что будут открываться новые храмы и монастыри, духовные семинарии и училища. Но где же взять такое количество преподавателей для подготовки новых пастырей и церковнослужителей?
Тихим ранним утром я встал на братский молебен. Многие семинаристы еще спокойно спали, но кое-где койки уже были аккуратно заправлены, и их владельцы одинокими фигурками спешили в свои учебные аудитории, чтобы на свежую память повторить урок. На дворе был утренний майский полумрак. Тихая заря победно шла от востока и прогоняла ночную мглу. В Троицком соборе мягко мерцали лампады.
В Московскую духовную семинарию я поступил сразу после окончания средней школы по рекомендации архиепископа Иркутского и Читинского Палладия (Шерстенникова; † 1976), впоследствии митрополита Орловского и Брянского. С детских лет, как только у нас в Иркутске открылись храмы (до 1943 года все храмы в Сибири были закрыты), я с мамой и бабушкой стал посещать Знаменский храм, впоследствии ставший кафедральным собором.
О Минской Духовной Семинарии я могу говорить только тепло. Думаю, что православный читатель поймет меня в этом: обучение в Семинарии было для меня, как и для моих коллег, временем духовного становления, определением направления жизненного пути, утверждения в церковности. Именно здесь мы до конца поняли смысл, цель человеческого призвания и всего бытия. Именно она — Родная, Дорогая — с любовью раскрыла перед нами Небесные Сокровища, которые никто и ничто не может уничтожить — они Вечны...
В Новгородскую духовную семинарию я поступил в 1907 году и окончил ее весной 1913 года. По времени срок не очень значительный, но по своему значению для всей моей последующей жизни весьма важный. Ведь как никак именно в годы моего обучения в семинарии достиг я совершеннолетия, образовались за этот период, точнее сложились более или менее окончательно многие мои вкусы и наклонности, наметились жизненные идеалы. Появились люди, которые стали моими товарищами, память о которых сохранилась у меня и тогда, когда люди эти ушли из жизни.
Литература о духовных семинариях, их учащихся и учащих до сих пор остается мало известной даже в православной читающей аудитории. Между тем художественные произведения, мемуарные записки и публицистически очерки, которые, являясь весьма специфическим историческим свидетельством, посвящены внутреннему и внешнему описанию духовных школ, позволяют узнать много интересного об учебном процессе, досуге, быте, фольклоре семинаристов.
В большом волнении шел я по Никитской улице от архиерейского дома к семинарии, направляясь впервые на службу… Я возвращался монахом, преподавателем греческого языка, в ту самую семинарию, где протекли годы моего отрочества и ранней юности.
Начинается прием заявок для выступления на III Международной научно-богословской конференции «Бог — человек — мир», посвященной теме «Человек и Вселенная: поиск гармонии».
24 декабря 2022 г. Научный центр патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова кафедры богословия СДА проводит Пятую научно-богословскую конференцию.
Доцент СДА П.К. Доброцветов представил аудитории семитомное собрание трудов под названием «Святоотеческое наследие и церковные древности»
В Академии прошел международный междисциплинарный семинар «Теологическое и философское наследие блаженного Августина»
2 мая 2023 г. Научный центр патрологических исследований кафедры богословия Сретенской Духовной академии проводит патрологическую конференцию с международным участием
23 декабря 2023 г. Научный центр патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова кафедры богословия Сретенской Духовной академии проводит богословско-патрологическую конференцию с международным участием.
15 сентября в Московской духовной академии состоялась защита диссертации иеромонаха Платона (Кудласевича), преподавателя СДА и руководителя издательства Сретенского монастыря на соискание ученой степени кандидата богословия.
Издан второй номер научно-богословского журнала СДА "Сретенское слово"
Научный Центр Патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова кафедры Богословских дисциплин Сретенской Духовной академии продолжает свою работу в 2022 – 2023 учебном году и приглашает всех интересующихся проблемами патрологических, богословских и сектоведческих исследований, а также вопросами их актуализации в современности.
16 июня в Сретенской духовной академии прошла студенческая научно-богословская конференция, приуроченная к празднованию 600-летия обретения мощей преподобного Сергия Радонежского.
В среду 9 июня 2022 года в Сретенской Духовной академии прошло оче-редное занятие кружка по углубленному изучению сектантства под руко-водством преподавателя сектоведения доцента СДА Р.М. Коня, на котором состоялось обсуждение круга вопросов, связанных с причинами вовлече-ния наших соотечественников в непротестантские секты, с взглядами пра-вославных на секты и сектантов на Православие.
13 апреля 2022 года в Сретенской духовной академии в очно-дистанционном формате прошла научно-практическая богословская кон-ференция во имя преподобного Иосифа Волоцкого с международным уча-стием, организованная Научным Центром патрологических исследований кафедры богословия Сретенской духовной академии им. проф. А.И. Сидо-рова и Комиссией по реабилитации лиц, отпавших от Православия, при Епархиальном совете г. Москвы.
И. о. ректора протоиерей Вадим Леонов и студенты Академии стали участниками IХ Международной научно-практической конференции «Духовно-нравственная культура в высшей школе. Церковь, государство, личность – история и современность», прошедшей в рамках XXX Международных образовательных чтений.
В Сретенской духовной академии в рамках издательской деятельности Научного Центра патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова кафедры богословия СДА вышел 7-й номер научного журнала «Диакрисис».
24 декабря под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прошло ежегодное итоговое Епархиальное собрание города Москвы. В нем принял участие ректор Сретенской семинарии протоиерей Максим Козлов.
23 декабря преподаватели кафедры церковно-практических и общих гуманитарных дисциплин в онлайн-формате встретились со студентами 4 курса. Участники встречи обсудили выпускные квалификационные работы студентов.
22 декабря прошло совещание по межсетевому взаимодействию духовных учебных заведений Московского региона. В нем приняли участие ректор и проректор по научно-богословской работе Сретенской семинарии.
Недавно православный патролог и богослов Жан-Клод Ларше издал труд, который раскрывает новые грани христианского богословия. В издании книги принял участие Павел Доброцветов, доцент Сретенской семинарии.
21 декабря председатель Учебного комитета, и.о. ректора Сретенской семинарии протоиерей Максим Козлов вручил епископу Зарайскому Константину Свидетельство о государственной аккредитации Коломенской семинарии.
Проскомидия — часть богослужения, во время которой заготавливают хлеб и вино для Таинства Причащения. История проскомидии берет свое начало в собраниях первых христианских общин.
18 декабря на 86 году жизни скончалась преподаватель Сретенской семинарии Марина Михайловна Кедрова, внучка известного московского священника протоиерея Иоанна Кедрова.
Про своего дедушку протоиерея Иоанна Кедрова я слышала с детства от бабушки по материнской линии Марии Алексеевны, которая его очень хорошо знала, почитала и любила. В городке Усть-Сысольске, где она жила, все церкви были взорваны, поэтому ей приходилось ходить на службу в дальнюю деревню. Часто бабушка брала меня с собой, хотя я была тогда еще некрещеная, но крестить меня она намеревалась только в храме Воскресения Христова в Сокольниках, в Москве.
Когда выяснилось, что молодые уроженцы Арабского Востока не только никуда не ушли, но поднялись из лавки в храм и там стали ходить с места на место, озираясь по сторонам и посматривая то на молящихся, то на окна и лавки, священник решил не искушать судьбу и поступить законопослушно. «Иди звони в ФСБ», — сказал он старшему алтарнику.
В рамках конференции 18 декабря прошло заседание секции «Понятия и терминология в истории христианского богослужения: богословие, переводы, гимнография и гимнодия».
16-17 декабря 2020 года в рамках программы повышения квалификации преподавателей Учебный комитет Русской Православной Церкви провел семинар для сообщества преподавателей литургики.
Отец Вячеслав добросовестно, ответственно и осознанно брался за то, что по силам ему исполнить, но зато избранный объем работы исполнял с предельной добросовестностью.
15 декабря от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, на 39 году жизни скончался выпускник Сретенской духовной семинарии 2008 года диакон Вячеслав Седых. У него остались жена и трое детей.
11 декабря прошло первое заседание литургического клуба Сретенской духовной семинарии. Участники в онлайн-формате обсудили ключевые вопросы, цели и задачи клуба.
14 декабря в Сретенской духовной семинарии состоялось совещание, посвященное вопросу актуализации магистерских программ в соответствии с требованиями образовательного стандарта высшего образования – магистратура по направлению подготовки 48.04.01 Теология.
Восточным единоборствам диакон Анатолий Гольдман учился в Китае, там же встретил будущую жену. Позже стал тренером и делал успехи в деле воспитания спортсменов, преподавал в университете. После воцерковления осознал, что всë самое важное послал Бог. Господь дал то, что просило сердце. А в ответ было сделать ничего нельзя — у Бога всё есть. Тогда возникли мысли о служении.
В начале XX века Российская Православная Церковь занимала первенствующее положение среди конфессий империи. Государство официально всесторонне поддерживало Церковь. При этом история показывает, что в этот золотой период происходят народные волнения, а затем революции. Студент 3 курса Сретенской семинарии Георгий Хватынец попытался разобраться в перипетиях периода, когда служил его предок — протоиерей Митрофан Романовский.
27 ноября в Московской духовной академии прошла конференция — вечер памяти, посвященный жизни и научному наследию профессора МДА и Сретенской семинарии А.И. Сидорова.
2 декабря в Сретенской духовной семинарии состоялось заседание кафедры богословских дисциплин. Участники обсудили проект кафедральной конференции, которая пройдет в апреле 2021 года, студенты 2 курса магистратуры представили отчет по научной работе.
27 ноября на кафедре методики преподавания русского языка Института филологии МПГУ состоялась студенческая просветительская научно-практическая конференция. В ней приняли участие профессор Сретенской семинарии Лариса Маршева и студенты магистратуры.










