Вопрос молодежи: «А что я ради Христа могу людям сделать?» Беседа с протоиереем Андреем Ткачевым (Ко Дню православной молодежи)

Московская Сретенская  Духовная Академия

Вопрос молодежи: «А что я ради Христа могу людям сделать?» Беседа с протоиереем Андреем Ткачевым (Ко Дню православной молодежи)

Протоиерей Андрей Ткачев 8652



15 февраля, в праздник Сретения Господня, отмечается Всемирный день православной молодежи. Какова роль молодежи на приходе? Чем ей заниматься? И надо ли заниматься, может быть, достаточно просто не пропускать служб, молиться?.. И почему многие молодые люди испытывают чувство, что им чего-то недостает в жизни? А с другой стороны, многие нецерковные люди самоотверженно, по-евангельски служат ближнему. Как их привлечь в Церковь? Об этом мы беседуем с протоиереем Андреем Ткачевым.

 

– Отец Андрей, сегодня много добрых людей вне Церкви, занимающихся волонтерской деятельностью. Как их привлечь к церковной жизни?

– Нужно, чтобы церковные люди обращали внимание на благотворительность, а люди, имеющие горящее сердце и делающие добрые дела, направили свое внимание на церковную жизнь – чтобы была взаимная встреча интересов. Бывает, что человек церковный лишен доброделания. Он не ходит ни в больницы, ни в тюрьмы, ни к больным, ни к старым, ни к одиноким… И наоборот, человек нецерковный реализует себя, посещая заключенных, или одиноких, или больных, или иных страждущих. Мне кажется, что именно сближение двух этих позиций рождает большое творчество. И церковным нужно говорить: «Не забывайте, что нужно помогать друг другу», а помогающим друг другу: «Не забывайте, что Христос научил вас этому, потому что без Него, без Его Евангелия этого бы не было». Такое сближение позиций – это великое дело в масштабах всей страны.

Если ты ничего никому не отдаешь – ты труп

– Православной молодежи сегодня становится всё больше. Молодых много в храмах, растет интерес к Церкви. Чем занять молодежь? Что ей делать, кроме как быть на богослужениях?

– Молодой человек должен понимать, что он многое может, что сейчас он в расцвете своих возможностей. Только не нужно «дергаться» сразу. Нужно остановиться и помолиться – не раз, не два… Может быть, много раз. «Господи, что мне делать? Что я могу?»

А дел достаточно. Допустим, если кто-то спортом занимается, он может стать тренером: собрать «молодняк» – пацанов и девчонок – и заниматься с ними плаванием, к примеру, или футболом, бегом… Если он, скажем, имеет менеджерские таланты, он может собирать средства для помощи нуждающимся.

Важно, чтобы человек проснулся к общественной деятельности. Помню, в киевском храме, где я служил, как-то ко мне подошел молодой человек и спросил: «Можно я сделаю объявление после службы?» И вот он обратился к прихожанам с такими словами: «Братья и сестры, я математик по образованию. Если у кого-то есть дети, не успевающие по математике, я готов бесплатно во славу Христа приходить к вам и помогать вашим детям по математике, вот мой телефон». Это был чистый истинный порыв отдельной души, мы бы такого не придумали. К нему подошли сразу много матерей, он начал подтягивать их ребятишек. А на следующее воскресенье женщина, преподаватель иностранных языков, сказала, что тоже хочет помогать во имя Христа – заниматься с теми, кто не успевает по английскому, или по немецкому, или по французскому… А потом пришел мужчина и говорит: «У меня есть микроавтобус, я езжу в храм из такого-то района в такое-то время. И если есть старички, которые вынуждены приезжать сюда на маршрутках, метро, троллейбусах, то я, пожалуйста, заберу вас на такой-то остановке. В мой микроавтобус поместится человек десять. Я отвезу вас в храм и потом домой. Это будет мое дело ради Христа».

Люди раскрылись и начали все как бы наперегонки предлагать: я тоже хочу сделать вот это и это для Христа. Кто – окна помыть, помочь прибраться – это если человек молодой и сильный. А старушка – взять к себе в двухкомнатную квартиру, в свободную комнату бесплатно студентку.

Это творческая идея. Мы наслаждались и удивлялись, мы были в некоем ошеломлении от того, насколько жадно эта идея всосалась в души – как вода в сухую землю. Это, конечно, качество души, открывшейся для Бога. И люди, слава Богу, для Господа открываются.

Нынешнему человеку нужно более всего самопознание

Нам такого вот очень не хватает. У молодых есть руки и ноги, есть силы, есть здоровье. А помощь нужна везде. Есть службы, куда мамочки привозят своих деток с врожденными патологиями – с этими детками нужно заниматься. Чем больше с ними занимаешься, тем быстрее они становятся адекватными. А как заниматься? Да часто просто разговаривать. Да даже присмотреть. Хотя бы два часа в неделю ты приходишь сюда и жертвуешь это свое время. Мать, имеющая такого ребенка, словно в рабстве, она связана им – ни в магазин выйти, ни прическу себе сделать. Она погружена в свою беду. И тут приходит, например, в понедельник на два часа одна девочка, во вторник на два часа другая или мальчик. Они занимаются ее ребенком, а она может и отдохнуть, и какие-то свои дела сделать. Как занимаются? Да на руках поносят, простую гимнастику с ним сделают, поиграют, поговорят… И ребенок оживает, потому что ему нужно общение.

Так что есть тысячи точек приложения нашего времени, наших сил, нашей энергии, наших знаний. Знания есть – отдавай знания. Деньги есть – отдавай деньги. Время есть – отдавай время. Силы есть – отдавай силы. У каждого что-то есть.

Человек должен понимать: если он ничего никому не отдает – он труп.А мы не хотим быть трупами, нам не нравится быть мертвыми. Мы хотим жить, и чтобы нам жить, нам нужно помогать друг другу. Эту идею надо вбивать, транслировать в молодое общество: давайте, давайте, давайте, вперед, ребятушки, ищите, просите Бога. И Бог будет подавать маячки: сюда пойди, туда пойди – каждому по интересам. Это очень важная вещь. Я не знаю, что может быть важнее.

– Молодежь всё время на что-то жалуется… Вот скажите, отец Андрей, чего не хватает современным молодым людям?

Да им всего хватает! Людям хватает всего, только они не понимают, что у них есть и что им нужно. Сегодняшнее время – это время переизбытка: информации, возможностей, знаний, времени, денег, удовольствия… Не было никогда еще ни одного поколения людей, у которых было в таком избытке всё. Хочешь наслаждаться – наслаждайся, хочешь отдыхать – отдыхай, хочешь учиться – учись, все двери открыты. Сегодня нет недостатка ни в чем, кроме одного, – понимания, что тебе нужно. За порогом сто дорог, но тебе нужна одна. Ты выходишь: что там? бизнес, удовольствия, радость, путешествия? И ты теряешься: слишком много дорог.

Человеку сегодняшнему нужно знать себя, то есть нужно упражняться в самопознании. Потому что, например, если ты хороший строитель, тебе не нужно быть юристом. А у нас много хороших перспективных строителей учатся на юристов и только годам к сорока начинают заниматься стройкой, потому что жизнь их туда заводит. Или если ты хороший пилот гражданских судов, тебе не нужно быть рекламщиком – мир теряет хорошего пилота, но приобретает плохого рекламщика. Так что нужно понять себя.

Сегодня нет недостатка ни в чем, кроме одного, – понимания, что тебе нужно

Повторюсь: сегодня человеку нужно более всего самопознание. Найти ответы на вопросы: зачем я здесь живу? и к чему я более полезен? что я могу делать лучше других? Ты можешь быть кем хочешь: спецназовцем, священником, альпинистом, пиар-менеджером, журналистом, нефтехимиком, врачом, реаниматологом, кардиологом… Кем хочешь! Только ты пойми, что ты можешь, попробуй разобраться в себе, к чему ты более способен. И тогда не теряй время даром и занимайся тем, к чему тебя Бог создал, – вот это самая главная задача.

 

Беседовал Валентин Фролов

15 февраля 2016

Новости по теме

«СЕМИНАРИЯ ДАЛА МНЕ САМОЕ ГЛАВНОЕ – ОНА ЗАЛОЖИЛА ФУНДАМЕНТ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ» Геннадий Новиков В наше время, когда расшатываются многие нравственные основы, когда размывается понятие о грехе, поле миссионерской деятельности расширяется и осложняется. Людям сейчас приходится рассказывать о самом простом, о том, без чего человечество самоуничтожается.
КТО ПО ТОЛКАМ, А КТО ПО СКЛАДАМ Лариса Маршева Любое учебное пособие, преследуя четко сформулированные и реальные задачи, должно быть написано просто и доступно. В нем нет места терминологическому разнобою, дезориентирующей информации и элементарным ошибкам. Обидно, что подготовленные И.В. Бугаевой и Т.А. Левшенко учебные грамматические таблицы церковнославянского языка, которые могли бы стать хорошими вспомогательными материалами при обучении, отвечают этим требованиям лишь отчасти.