О вере истинного ученика Христова

Московская Сретенская  Духовная Академия

О вере истинного ученика Христова

Митрополит Тихон (Шевкунов) 4318



7/20 ноября 2010 года

Каждый месяц в Сретенской духовной семинарии совершается ночная литургия, на которой Святых Христовых Таин причащаются все воспитанники семинарии.

***

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!


Вновь мы сегодня собрались с вами этой ночью на Тайную Вечерю Господню. И вновь, как и на прошлой и на предшествующей ей литургиях, Евангелие повествует о том, как Господь посылал Своих учеников на проповедь Царствия Небесного.

Но в этот раз Господь говорит Своим ученикам удивительные слова: идя со словом Божиим на великое дело Божие, не берите с собой ничего: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды (Лк. 9, 3)

Мы готовы исполнить волю Божию! Но все же наше маловерное и боязливое сердце с тревогой робко вопрошает: «Но чем же жить человеку, которого Господь посылает в этот суровый, неприветливый мир?»

Ответ на этот вопрос дается нам также за сегодняшней литургией. В апостольском чтении, в Послании к Галатам мы слышим слова апостола Павла: праведный верою жив будет (3, 11).

Что это такое? О какой особой вере говорит Господь? Вере, которая поддержит ученика Христова во всем, даст - и высший смысл жизни, и все для жизни временной, и все для служения Богу необходимое? Наверное, речь идет о вере, о которой мы читаем в Священном Писании, в житиях святых, о вере, которая исцеляла, совершала чудеса, сообщала непоколебимое мужество мученикам, питала пустынников, взносила в горний мир смиренных подвижников. Эта та самая великая вера, которая так загадочна и непостижима для нас, которая, признаемся, столь смущает нас, когда мы читаем в Евангелии слова Христа: больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте! А ведь это не просто слова. Это прямые повеления Спасителя Своим ученикам, то есть всем нам.

Да, мы понимаем свою немощь перед этими повелениями и в то же время знаем, что все это возможно! Каждый из нас в своей жизни был свидетелем, а то и участником свершений этих или подобных этим обетований Божиих, иначе мы бы не стояли здесь ночью, в этом храме, на Трапезе Господней.

О какой же вере истинного ученика Христова идет речь, и как эту веру достичь? Все мы признаем себя верующими в Бога и почитаем веру главным и самым драгоценным сокровищем своей жизни. Но надо знать, что вера бывает разной и проверять себя, на какой ступени веры мы стоим.

Есть первая ступень веры – ею обладают очень многие люди. И надо сказать, не только люди. Эта вера, когда человек в чем-то достаточно твердо убежден. Он верит в то, что река Амазонка протекает в Южной Америке. Верит, что солнце – это огромная звезда. Верит в существование Бога. Обладание подобного рода верой очень часто совершенно не влияет на жизнь человека. Более того, она может быть не только у людей. И бесы веруют и трепещут, – мы помним эти слова апостола Иакова. Эта вера не исцелит ни тело страждущего ближнего, ни самою душу и нрав того, кто ограничится такой верой в своей жизни.

Есть вторая ступень веры, которая присуща большинству, в том числе и православных людей, – это доверие Богу. Мы от всего сердца хотим надеяться на Него, мы имеем некоторый свой личный опыт общения с Богом, и этот опыт подсказывает нам, что Богу можно и нужно доверять как никому в этой жизни. Но все же по времени мы веруем, а по времени отступаем от Господа. Мы веруем в Него, но к нашему огромному несчастью не можем сказать, что всегда верны Ему. Мы можем претыкаться и предавать нашу веру. А это значит, что мы предаем и Самого Господа.

Но есть и высшая ступень веры.

Это не просто «вера» как убежденность, даже не «доверие», а нечто большее: это – преданность, верность!

Если первая ступень веры – это вера разума, если вторая ступень – это вера душой и сердцем, то третья ступень веры включает в себя все силы – разума, души и еще того, что названо в Священном Писании «крепостью» человека, – его волей. Помните: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею? А такая любовь невозможна без верности и преданности.Любовь и вера–неразделимы. Говоря о том, какую веру ищет в нас Господь, мы могли бы сказать: будь верен и предан Богу всем сердцем и всей душою твоею, всем разумением твоим и всей крепостью твоею!  

Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни, – говорит Господь (Откр. 2, 10). Это именно та вера, которая навсегда соединяет человека с Богом. Эта та вера, которою жив будет праведник. Он уже не сможет согрешать, но всякий поступок его будет праведен. Такой праведник уже не будет размышлять, что важнее вера или дело, потому что дела его неотделимы будут от веры. Эта вера святых, эта вера исцеляет, воскрешает, пророчествует, любит, прощает и надеется. Она ведет всю Церковь к Жизни Вечной.

Да, именно эту веру ждет от нас Господь! Но где же взять ее, такую веру? Но, отцы и братья, она, без сомнения, есть в сердце каждого из нас! Только ее надо отыскать, прочувствовать – эту верность и преданность Богу.

Верность, преданность... Это бесконечно драгоценные качества! Предательство их, даже самое мелкое, даже полушутливое, даже вынужденное и идущее не от сердца – это разорение любви. Вспомните свой личный, житейский опыт, как это страшно и больно. А в отношении с Господом Богом это – разрушение нашего общения с Ним! И только Божественное вмешательство – оно одно может восстановить связь с Богом, как восстановлено оно было Самим Христом с предавшим Его апостолом Петром. Божественное вмешательство это всегда чудо. Мы с вами так часто пользуемся покаянием, что не воспринимаем его как величайшую милость и величайшее чудо.

Преданность и верность Господу – бесконечное сокровище, хранящееся в каждом из нас. Только бы прочувствовать нам это и, как заботливому садовнику, ухаживать за плодом верности и преданности Богу, попечись о нем, размышлять о нем, пестовать это чувство. И тогда, если возделывание этого плода мы поставим главнейшей своей целью, все остальное приложится, как прилагается все к любви и к истинной вере.

Вот, братия и отцы, о чем я хотел вам сказать. Спасибо за молитвы и за пение. Но посмотрите, как снова Господь, именно за литургией, когда раз в месяц вы – будущие пастыри, причащаетесь вместе, дает нам снова слышать Евангелие о посланничестве апостолов, ваших великих и святых предшественников. Будем и мы стараться иметь ту же веру, верность и преданность Богу и делу, на которое нас воздвигает Господь. Аминь.

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

22 ноября 2010 г.

Новости по теме

Диспуты о вере Сретенская академия В свете прошлой публикации, где протоиерей Олег Стеняев напоминает нам о необходимости диспутов в образовательном процессе, сайт Сретенской семинарии публикует подборку диспутов православных священников с представителями других конфессий и религий.
О ПАСТЫРСКИХ ИСКУШЕНИЯХ Протоиерей Александр Лебедев Искушения на пастырском пути неизбежны. Исконный враг нашего спасения не желает, чтобы дело пастыря успевало. И точно так же, как дьявол приступил к искушению Самого Пастыреначальника Христа перед началом Его общественной проповеди, сатана и в наши дни приступает к искушению новоначинающих пастырей при начале их служения.
СПОСОБЫ СЕМАНТИЗАЦИИ ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОЙ ЛЕКСИКИ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Лариса Маршева Несмотря на свою жутковатую кондовость, наиболее результативным при овладении лексиконом является систематическое заучивание порционного количества слов. Но представить себе, что люди изо дня в день зазубривают лексический церковнославянский минимум по принципу случайной выборки, нельзя вообще.