Как благодать влияет на личность: святитель Феофан Затворник

Московская Сретенская  Духовная Академия

Как благодать влияет на личность: святитель Феофан Затворник

Александр Фадеев 6787



Каким образом проявляет себя благодать на личностном уровне? Сравнительный анализ учения святителя Феофана Затворника, а также других современных богословов.Каким образом проявляет себя благодать на личностном уровне?

Содержание:

  • Связь личности и естества
  • Благодатные изменения
  • Действие на человека благодати многогранно, отражается не только в его природе, но обязательно влияет и на личность. В современных богословских трудах понятия личности и природы, как правило, рассматриваются в различных плоскостях, причем личность имеет определяющее значение по отношению к природе, поскольку она «задает уникальный способ существования своей воипостазированной природе»[1] (воипостазирование человеческой природы означает, что в Богочеловеке Иисусе Христе присутствуют две природы — Божественная и человеческая в единстве Божественной Личности Бога-Слова. — Прим. ред.). Различность их бытия указывает и на различность действия благодати Божией.

    «Начертание христианского нравоучения» святителя Феофана Затворника является одним из наиболее системных антропологических работ. В своих рассуждениях он строго следовал учению святых отцов, успешно применяя терминологию нового времени. Это подтверждают исследования современных авторов[2].

    Прежде всего, необходимо привести уточнение, что термины «лицо» и «личность» у святителя Феофана тождественны[3].

     

    Связь личности и естества

    Описывая строение человека, святитель  Феофан Затворник указывает на тройственность его состава: естество представляет собой совокупность духа, души и тела.

    Она проявляется и в силах души (невидимая глазу духовно-душевная природа), которые он подразделяет на познающую, желающую и чувствующую, действующих на уровнях:

    ·       духа (разум, совесть и духовное чувство),

    ·       души (рассудок, воля и душевное чувство) и

    ·       тела (низшие познавательные, желательные, чувственные способности).

    Части естества и силы души, по мысли святителя,«сходятся» в личности и определяются ею.

    Термин «лицо» и «личность» у святителя Феофана тождественны

    Далее святитель раскрывает смысл последней фразы: «Вслед за изменением соотношения составных частей человека и главных его способностей не могут не изменяться и существенные свойства его лица (курсив мой — Авт.), ибо сие лицо есть центр и частей, и способностей. Потому состояние сих последних непосредственно отражается в первом и его определяет, как и обратно им определяется». Иными словами, существует взаимная связь естества и личности.

    Личность святитель Феофан определяет тремя свойствами:

    1)     Сознание;

    2)     Разумно-свободная самостоятельность (свобода);

    3)     Жизненность.

    Среди них жизненность исполняет функцию связи с природой человека, поскольку определяется состоянием гармонии душевных сил, т.е. такими соотношением и состоянием разумной, желательной и чувствующей сил, при которых человек способен осуществлять свое назначение Богоугодной жизни[4]. А первые два — принадлежат исключительно метафизической природе личности, отличной от природы духа и души, синоним которой ипостась (в работах святителя по антропологии не встречается[5]).

    В тоже время из текста «Начертания христианского нравоучения», в структурном виде представляющем человека как совокупность личности, частей естества и сил душевных, не прослеживается, что самосознание (нравственное самосознание) тождественно понятию духа как высшей части человеческой природы, ее составляющей[6].

    Существует взаимная связь естества и личности

    Страх Божий, совесть и стремление к богообщению действительно являются принадлежностью духа, как утверждают исследователи, но духа как составляющей человеческой природы, где совесть — одно из проявлений желательной силы души на уровне духа. Здесь она выступает как законодатель Божественного порядка, свидетель при отправлении поступков и как воздаятель за совершенное преступление нравственного закона[7]. Кроме совести, дух, по мысли святителя, характеризуется разумом (разумная сила) и чувством духовных предметов (сила чувствующая).

    Поэтому само сознание есть «особенный оборот сознания»[8], а значит, метафизический или внеприродный аспект личности.

    Теперь можно заключить, что «несводимость к природе» в полной мере относится к сознанию и свободе — первым двум аспектам личности.

        

    Благодатные изменения

    Несмотря на взаимообуславливающую связь, личность имеет, по мысли святителя, по отношению к природе первоочередное значение во всем строении человека. «С того момента, как образуется в вас такое решение, образуется и центр внутри вас, и центр сильный, который все сущее в вас начнет стягивать к себе. В центре сем будет благодать, завладевшая вашим сознанием и свободою, или ваше сознание и свобода, сочетанные с благодатию. К сему центру потом благодать Божия начнет стягивать все другие силы естества вашего: и душевные, и телесные…»[9]. Здесь также прямое указание на те свойства личности, которые изменяются под действием благодати — сознание и свобода.

    Но здесь возможно увидеть противоречие, т.к. благодать, как проявление Божественной природы в тварном мире, не причастна личности, но только человеческой природе[10].

    Личность имеет, по мысли святителя, по отношению к природе первоочередное значение во всем строении человека

    Действие благодати на личность характеризуется как освещение: «Первое действие благодатного пробуждения грешника состоит в извлечении души из механизма его внутренней и внешней жизни и в возвышении над течением ее... Здесь, следовательно, полагается первая возможность сознанию истинному и полному… Первый взор человека под действием благодати обращается на его существенные отношения»[11]. Как подходят здесь слова Спасителя: Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Мф. 6:22-23.

    Сознание — как око личности, омывается благодатью от тьмы и начинает видеть себя в первозданном виде, отличая от всех тварных внешних и внутренних стихий, порывающихся вновь втянуть его в себя.

    В рассуждениях об образе Божием, святитель указывает, что человеку благодати возвращаются первозданные личностные свойства — сознание и свобода. «Благодать Святаго Духа сначала в святом крещении делает человека таким, как он был до падения, — восстановляет в нем то, что по образу»[12], подобия же человек достигает силой благодати и своим свободным произволением к добру, что отражается в его душеных силах, «и соделывает богоподобными и ум, и волю, и сердце»[13].

    Следствия освобождения сознания таковы:

    ·       ясное знание всех своих действий, с их смыслом, временем совершения, побуждениями, чистотой или нечистотой;

    ·       различение себя от внутренних душевных движений. Взор вглубь себя отличает собственные движения души от вражеских;

    ·       знание своего внутреннего состояний души, своих сил и их соотношений.

    Разумно-свободная самостоятельность получает следующие качества:

    ·       разумность, т.е. расположение действий по своему рассуждению в соответствии с целями и по своему назначению, начинает проявляться в полной мере через покорный воле Божией и ее внушениям разум (разумная сила души на уровне духа)[14];

    ·       свобода, как способность располагать собственными действиями независимо от всякого внешнего или внутреннего влияния, исключительно от лица, силой благодати освобождается от власти греха, мира и дьявола.

    Человеку благодати возвращаются первозданные личностные свойства — сознание и свобода

    Жизненность состоит из общения с Богом как Личностью и источником вечной жизни. Любая личность имеет потребность в общении, сравнимую с телесной пищей или воздухом, что представляет собой Богообщение. В отчуждении от общения с Богом личность переходит в состояние смерти[15]. Соединение с Источником жизни в Богообщении посредствам Таинств осуществляется теснейшим образом в любви. Современные исследователи подчеркивают важность общения личности с другими личностями, в деле ее развития и раскрытия. «Наибольшее развитие тварная личность получает от общения с абсолютной личностью — Богом»[16]. А высшей формой этого общения является любовь[17]. Этим и разрешается ранее высказанное противоречие.

    «Сила нового рождения и жизни начинает истреблять в человеке грех, а вместе с тем уничтожать и следствия греха — расстройство сил и частей его существа», что говорит о восстановлении гармонии и здравии душевных сил.

     

    Подводя промежуточный итог обзора, можно кратко сформулировать основные положения:

         1.          Действие благодати на личность характеризуется как освещение — греховная тьма разгоняется, а личность пробуждается от самозабвения. Свет благодати падает на внутренние отношения душевных сил, человек приобретает истинное и полное видение себя.

         2.          Благодать извлекает из механизма внутренних движений, и все действия, и внутренние и внешние, теперь осуществляются из сознания на то воли Божией, личность приобретает независимость.

         3.          Благодать способствует восстановлению Богообщения, а оно, в свою очередь, освещает личность, минуя природную сторону.

         4.          Преображение духовно-душевной природы оказывает влияние на личность.

    Таким образом, труды святителя Феофана, основываясь на опыте святых отцов и своем личном, по сей день представляют актуальность для современно православного богословия в части персоналистического учения и могут послужить фундаментом для исследования человека как в личностном, так и природном аспектах.

     

    Александр Фадеев

    студент III курса бакалавриата

    Сретенской духовной семинарии

     

    Ключевые слова: Феофан Затворник, благодать, личность, воздействие, персона, учение, богословие, богообщение, природа, освящение, преображение, душа



    [1]Вадим Леонов, прот. Основы православной антропологии: Учебное пособие. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. — С. 115.

    [2]Хондзинский П., прот. Антропология святителя Феофана Затворника и зарождение первых персоналистических концепций в русском богословии // Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. — Вып. 70. — С. 11-27.

    [3]Егоров Г., прот. Проблема дихотомии-трихотомии человеческой природы и парадокс личности в антропологии святителя Феофана. // Доклад на Всероссийской научно-практической конференции «Святитель Феофан Затворник — основатель христианской психологии», посвященной 200-летию свт. Феофана Вышенского Затворника (5-7 февраля 2015 г., Санкт-Петербург).

    [4]Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения. — М.: Отчий дом, 2010. — С. 243.

    [5]Егоров Г., прот. Проблема дихотомии-трихотомии человеческой природы и парадокс личности в антропологии святителя Феофана. // Доклад на Всероссийской научно-практической конференции «Святитель Феофан Затворник — основатель христианской психологии», посвященной 200-летию свт. Феофана Вышенского Затворника (5-7 февраля 2015 г., Санкт-Петербург).

    [6]Хондзинский П., прот. Антропология святителя Феофана Затворника и зарождение первых персоналистических концепций в русском богословии // Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. — Вып. 70. — С. 6.

    [7]Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. — М.: Отчий дом, 2010. — С. 322.

    [8] Там же. С. 273.

    [9]Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Собрание писем. — М.: ООО «Духовное преображение», 2016. — С. 125.

    [10]Давыденков О., прот. Догматическое богословие: Учебное пособие — М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. — С. 462.

    [11]Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. — М.: Отчий дом, 2010. — С. 249.

    [12]Феофан Затворник, святитель. Внутренняя жизнь: Избранные поучения. — М.: Сест-во во имя прп. муч. вел. кн. Елизаветы, 1998. — С. 60.

    [13]Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения. — М.: Отчий дом, 2010. — С. 256.

    [14]Там же. С.254.

    [15]Там же. С. 256.

    [16]Вадим Леонов, прот. Основы православной антропологии: Учебное пособие. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. — С. 116.

    [17] Там же. С. 117.




    Новости по теме

    «Удивитесь моей красоте и скромности!»: о внешних и внутренних причинах возникновения гордости в человеке Иеродиакон Кирилл (Попов) Причин гордости — множество. В предыдущей статье вы читали о двух ее первопричинах — действии диавола и склонности человека ко греху. Сейчас мы предлагаем вам подумать о том, сколь же не оправдана гордость того, кто считает себя красивым, умелым и сильным или же постником, молитвенником и мудрецом.
    «Я смирюсь, но пусть меня прославят»: о видах гордости Иеродиакон Кирилл (Попов) Страсть гордости сложна. Ее видов — множество, она, порой, маскируется под самые безобидные мысли и желания, но съедает человека изнутри. Чтобы распознать гордость в себе, необходимо знать, под какими личинами она может скрываться, а для этого — обратиться к опыту тех, кто размышлял над видами и проявлениями страстей: к трудам святых отцов и подвижников благочестия.