1 апреля 2019 года в актовом зале Сретенской духовной семинарии насельник Московского Сретенского монастыря иеромонах Афанасий (Дерюгин) провел встречу на тему: «Опыт духовной жизни протоиерея Иосифа Фуделя и Сергея Иосифовича Фуделя».
1 апреля 2019 года в актовом зале Сретенской духовной семинарии насельник Московского Сретенского монастыря иеромонах Афанасий (Дерюгин) провел встречу на тему: «Опыт духовной жизни протоиерея Иосифа Фуделя и Сергея Иосифовича Фуделя».
Каждый воскресный день, начиная с 20 января 2019 года, в актовом зале Сретенской духовной семинарии проходят беседы о Псалтири. Проводит беседы насельник Сретенского монастыря, преподаватель Сретенской духовной семинарии иеромонах Ириней (Пиковский). Вход на встречи свободный, без ограничений по возрасту, без предварительной записи. Начало в 13:00.
25 марта 2019 года в актовом зале Сретенской духовной семинарии протоиерей Сергий Тишкун провел встречу на тему: «Опыт духовной жизни преподобного Паисия Святогорца».
18 марта 2019 года в актовом зале Сретенской духовной семинарии насельник Московского Сретенского монастыря иеромонах Игнатий (Шестаков) провел встречу на тему: «Опыт духовной жизни святителя Николая Сербского».
Предлагаем Вашему вниманию видео встречи, посвященной разбору второй кафизмы.
25 февраля 2019 года в актовом зале Сретенской духовной семинарии иерей Алексий Забелин провел встречу на тему: «Опыт духовной жизни митрополита Вениамина (Федченкова)».
Каждый воскресный день, начиная с 20 января 2019 года, в актовом зале Сретенской духовной семинарии проходят беседы о Псалтири. Проводит беседы насельник Сретенского монастыря, преподаватель Сретенской духовной семинарии иеромонах Ириней (Пиковский). Вход на встречи свободный, без ограничений по возрасту, без предварительной записи. Начало в 13:00.
18 февраля 2019 года в актовом зале Сретенской духовной семинарии иеромонах Ириней (Пиковский), насельник Московского Сретенского монастыря, провел встречу на тему: «Опыт духовной жизни святителя Феофана Затворника».
11 февраля 2019 года в актовом зале Сретенской духовной семинарии иеромонах Афанасий (Дерюгин), насельник Московского Сретенского монастыря, провел встречу на тему: «Опыт духовной жизни праведного Алексия и священномученика Сергия Мечёвых».
4 февраля 2019 года в актовом зале Сретенской духовной семинарии протоиерей Андрей Овчинников, настоятель храма святителя Николая в Хамовниках, провел встречу на тему: «Опыт духовной жизни святителя Игнатия (Брянчанинова)».
Эта встреча – продолжение проекта «Православие. Просветительские курсы для мирян», осуществляемого Сретенским монастырем совместно со Сретенской духовной семинарией. Общая тема встреч этого полугодия – «Практический опыт жизни выдающихся пастырей XIX–XX века».
21 января 2019 года в актовом зале Сретенской духовной семинарии архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель Московского подворья Оптиной пустыни, провел встречу на тему: «Опыт духовной жизни Оптинских старцев. Преподобные Моисей, Антоний, Лев, Амвросий».
24 декабря 2018 года преподаватель Сретенской духовной семинарии и кандидат богословия протоиерей Вадим Леонов прочитал последнюю, двенадцатую лекцию на тему «Вера в будущую жизнь» в рамках Православных просветительских курсов, проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией. Лекции этого, пятого года обучения объединены темой «СИМВОЛ ВЕРЫ».
Насельник Сретенского монастыря, духовник курса иеромонах Ириней (Пиковский) рассказал о том, как проходила жизнь первокурсников СДА в монастырском скиту.
В день Преображения Господня приобщимся к духовным размышлениям святых о смысле этого праздника.
9 августа, во Всемирный день книголюбов, кандидат психологических наук, заведующая библиотекой размышляет о важности чтения Библии и душеполезных произведений классиков и современных авторов.
Приобщимся к назиданиям подвижников веры XX–XXI вв. о Святой Евхаристии.
Пресвитерский сан принял выпускник Сретенской духовной академии Олег Кулинич.
17 июля по приглашению Синодального отдела Образования и катехизации в рамках форума "Патриаршая программа изучения Библии".
Богослужения возглавил ректор Академии и наместник Сретенского монастыря игумен Иоанн (Лудищев).
В праздник обретения мощей священномученика Илариона (Троицкого) в Сретенском монастыре прошли торжественные богослужения.
В 2025 году Сретенская духовная академия приняла абитуриентов уже в 27-й раз подряд.
Первые христиане, уверовавшие во Христа и принявшие учение Его, вместе с тем научились любить и благоговейно почитать Пречистую Его Матерь.
В воспоминаниях в свое время это был материал для канонизации – почти нет никаких чудес в обычном понимании слова, но в них есть нечто иное. Они сообщают нам очень важную истину о том, что внешность царя была необманчива.
Богослужения возглавил ректор Академии и наместник Сретенского монастыря игумен Иоанн (Лудищев).
Встреча со старшим преподавателем кафедры Пастырского душепопечения протоиереем Максимом Первозванским с учащимися школ Самары, которая прошла 18 марта 2025 г. в Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом.
Встреча со старшим преподавателем кафедры Пастырского душепопечения протоиереем Максимом Первозванским с учащимися школ Самары, которая прошла 18 марта 2025 г. в Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом.
Епископ Арсений (Верещагин) всегда отличался особою заботливостью о нуждах семинарии и семинаристов и мягкою и нежною любовью к ученикам. Он своим глубоким интересом ко всем успехам учеников и уменьем поощрить их за успешный труд соответствующею наградою вызывал семинаристов к усиленной деятельности, так что тверская семинария при нем отличалась бодрым, здоровым и трудовым направлением.
Жизненный путь выдающегося деятеля Церкви Христовой архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского) неразрывно связан с Саратовской кафедрой, которую он возглавлял почти 29 лет. В годы, когда евангельская проповедь была запрещена, образованность, открытость, искренность и честность владыки Пимена для многих, соприкасавшихся с ним, стали олицетворением верного служения Христу.
В деле предстоящего вам служения Церкви Божией все зависит только от каждого из вас. Сможете ли вы понять, что такое полное доверие Промыслу Божию? Сможете ли вы понять, что такое послушание, понять всю высоту его, понять, что такое самоотречение, что такое смирение? Если вы сможете стяжать это понимание, то охотник за человеческими душами – диавол никогда не сумеет так коснуться нашего сердца, чтобы завладеть им.
Новый учебный год начался в Сретенской духовной семинарии с совершения Божественной литургии. Затем последовали напутствие отца ректора, молебен и торжественный акт, во время которого первокурсникам были вручены Библии и студенческие билеты.
Владыка Никодим – святой новейшего времени; ещё недавно жили люди, знавшие его, сохранились храмы, в которых он совершал богослужения, дома, в которых жил святитель. Поэтому его образ нам особенно близок и в то же время исполнен духовного величия: ведь в его архиерейском служении и мученическом подвиге мы видим отражение всей истории Русской Православной Церкви XX века…
Перед принятием монашества Владимир Алексеевич писал своим родным: «Простите меня, дорогие мои, за все мои преступления против вас, ведомые и неведомые… Земно кланяюсь вам и прошу забыть все злое мое. Помолитесь за меня, особенно 28 вечером (около девяти часов), когда будет в Параклите мое пострижение в монашество. Иду в путь свой светло и с радостью. Теперь уже томлюсь, – скорее бы загородиться от преследующего меня по пятам мира черными одеждами. Прошу вас всех не отвращаться от меня и впредб своею любовью. Простите!»
Первоначальное образование будущий святитель получил в Туле – в Духовном училище, затем в семинарии и был послан на казенный счет в Московскую Духовную академию для продолжения образования. Владимир Алексеевич поступил в Академию в 1906 году «когда чад и угар революционный, проникший и за стены Академии – как писал об этом один из современников, – только что начал рассеиваться, но не исчез еще окончательно». И Владимиру Алексеевичу пришлось много пережить, видя, как он говорил, «позор Академии, променявшей светлые ризы чистой и трезвой науки на яркие, на грязные разноцветные лохмотья уличной политики», позор той Академии, которую он любил, как «свою возлюбленную невесту».
С 1857 г. о. Иоанн стал давать уроки Закона Божия в Кронштадтском городском училище. В 1862 г. открылась в Кронштадте классическая гимназия. Когда о. Иоанну была предложена в этой гимназии законоучительская должность, он с радостью согласился…
Читая сочинения преосвященного Феофана, мы удивляемся глубине психологического анализа духовных явлений и с несомненностью можем сказать, что основы тому были положены еще на семинарской скамье. Не менее замечательны в творениях святителя обширные знания в области Священного Писания, и в этом отношении семинарское образование послужило фундаментом.
С самого начала возобновления в Лавре была очень красивая служба, прекрасно пели. Хотя большинство певчих были совсем старенькие, вышедшие из лагерей, голоса у них были очень хорошие и совсем не дребезжащие. Правда, для меня все праздники начинались поздно вечером, когда уезжал Патриарх, и можно было безо всякой суеты пойти в Успенский собор и помолиться.
О нём стоит записать: иной никто, пожалуй, и не напишет. А человек этот был, как увидим, необыкновенный. Я разумею бывшего Ректора Академии Епископа Феофана (Быстрова).
Я благодарен Господу, Божией Матери и батюшке Тихону, за то, что они мне дали такую радость и такое счастье – учиться. Знания – прочный фундамент для того, чтобы использовать его для строительства спасения своей души. Конечно же, духовное строительство основывается на твердой вере и исполнении евангельских заповедей. Для нас путь восхождения к Богу – это путь, который мы проходим под руководством святых отцов. Они учат, как правильно исполнять евангельские заповеди.
Можно представить себе и радость, и благодарность, и умиление, — какие охватили душу Колечки! Преподобный сотворил явно чудо! Преподобный ответил прямо и даже на совершенно тот же вопрос о «воле Божией». Так преподобный благословил Колечку идти в монахи… Мучения кончились раз и навсегда. И скоро «Колечки» не стало; вместо него клобуком покрылся инок Серафим, — названный так при постриге почитатель преподобного, удостоенный от него чудесного ответа.
Наступили устные экзамены. Первый был по догматическому богословию. На подготовку было дано только два дня. Николай провел их на чердаке Академии, перелистывая страницы огромного учебника. Накануне экзамена, в 12 часов ночи, он сидел на лестнице, ведущей на чердак, и плакал. За эти два дня он только успел убедиться, что из 150 билетов он знал всего один — «История догмата о Св. Троице», потому что отвечал его на экзамене в семинарии.
27 ноября 2025 г. Научный центр патрологических исследований кафедры богословия Сретенской Духовной академии в рамках Пятых Сидоровских Чтений проводит богословско-историческую конференцию, посвященную 1700-летней годовщине Первого Вселенского Собора 325 года в Никее
Программа Шестой конференции Научного Центра патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова кафедры богословия Сретенской Духовной академии «Проблемы методологии богословских и патристических исследований»
Актуальная программа конференции.
25 мая 2024 года в Сретенской духовной академии пройдет день открытых дверей для абитуриентов, их родителей и всех, кто желает познакомиться с жизнью нашей духовной школы.
Опубликован № 4 (8) 2024 г. научно-богословского журнала Сретенской духовной академии «Сретенское слово».
Четвертая ежегодная конференция-вечер памяти профессора Сретенской Духовной семинарии А. И. Сидорова состоялась в Сретенской Духовной академии 27 февраля 2024 года.
Человек бывает счастлив только тогда, когда он любит Бога и всей душой стремится к Нему.
Сретенская и Минская духовные академии, при участии и поддержке Учебного комитета Русской Православной Церкви, Института философии НАН Беларуси, Института теологии Белорусского государственного университета, приглашают церковных и светских ученых, преподавателей духовных академий и семинарий, богословских и светских вузов принять участие в III международной научно-богословской конференции «Бог-человек-мир», которая в этом году посвящена теме: «Человек в поисках смысла»
Тема конференции – «Человек в поисках смысла»
Конференция с международным участием, организованная Научным центром патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова кафедры богословия СДА состоится 23 декабря 2023 года в Сретенской Духовной академии в очно-дистанционном формате в аудитории «Святая Земля».
В Сретенской духовной академии 6 декабря 2023 года пройдет конференция «Иларионовские чтения: Жизнь Церкви Христовой в прошлом, настоящем и будущем»
Научный центр патрологических исследований имени профессора А. И. Сидорова при кафедре богословия Сретенской духовной академии продолжает свою работу и публикует План мероприятий на 2023–2024 гг.
Великий вход совершается в начале литургии верных, когда святые дары еще не освящены, и, казалось бы, не надлежит проявлять к ним такого подчеркнутого внимания и поклонения. Однако благодаря тому, что этот вход стал символизировать шествие Самого Господа на вольные страдания и смерть и одновременно положение во гроб снятого с Креста тела Спасителя, он превратился в совершенно особый, ответственный момент богослужения.
Толкования на Божественную литургию составляют один из важнейших источников для изучения литургии византийского обряда. Со временем символизм стал существенно влиять не только на осмысление евхаристического богослужения, но и на форму его совершения, и некоторые из литургических комментариев предопределили позднейшие изменения в чине Божественной литургии, в том числе и Великого входа.
Святитель Кирилл Иерусалимский писал: «Итак, вы видели диакона, подающего умыться иерею и пресвитерам, окружающим жертвенник Божий. Но совсем не ради телесной скверны подавал он воду, не для этой причины. Ибо мы с плотскою скверною не входим в Церковь. Но умовение знаменует, что надлежит вам очистить себя от всех грехов и беззаконий. Ибо как руки суть образ деяния, то чрез умовение оных изображаем чистоту и непорочность деяний. Итак, умывать руки – значит быть неповинным осуждению за грехи».
Беседа с преподавателем кампанологии и звонарем Николаем ЗавьяловымВыпускники семинарии становятся в большинстве своем священниками, и они обязательно должны иметь знания в области уставных правил и традиций звонов, акустики, музыкального содержания, технических основ, должны знать, как обращаться с колоколами, как правильно подбирать их.
Божественная литургия занимает центральное положение в жизни каждого христианина, и потому вопросы, связанные с ее историей и духовным пониманием, всегда актуальны. Формированию чина Великого входа, одной из торжественнейших частей литургии, его богословскому осмыслению посвящена дипломная работа Алексея Васильева, которой сайт «Православие.Ру» продолжает серию публикаций работ выпускников Сретенской духовной семинарии.
Протоиерей Димитрий Григорьевич Богоявленский первым организовал в 1871 году публичные беседы с народом, что послужило примером для многих священников в других городах и селах России. Приняв монашество и став настоятелем московского Сретенского монастыря, он, теперь уже архимандрит Серафим, продолжил свои собеседования. Они открылись в обители 7 октября 1884 года.
«Вклад» Западной Церкви в процесс кристаллизации истинной православной веры на Афоне трудно переоценить. Неоднократно предоставляя святогорцам возможность самой своей жизнью свидетельствовать верность Христу, латиняне невольно приняли весьма деятельное участие в «выплавке» того эталона православной веры, который потом «транслировался» на Восточную Европу через утвержденные на крови мучеников афонские монашеские традиции.
В постюстиниановскую эру по социально-политическим и экономическим причинам происходит радикальное изменение места действия богослужения и масштаба церковных сооружений. На смену монументальной архитектуре пришли средне– и поздневизантийские церкви, часто просто миниатюрные по сравнению с прежними.
В 1653 году по инициативе патриарха Никона на Афон был послан монах Арсений Суханов, который должен был привезти греческие рукописи, необходимые для исправления русских богослужебных книг. За два месяца пребывания на Святой Горе Арсений выбрал 498 рукописей и книг, из которых большинство привез сам, остальные были привезены в 1655 году. В царствование Алексея Михайловича в Москву с Афона помимо книг были доставлены также копии чудотворных святогорских икон Божией Матери Иверской и «Троеручицы», выполненные в размер оригинала.
В 1653 году по инициативе патриарха Никона на Афон был послан монах Арсений Суханов, который должен был привезти греческие рукописи, необходимые для исправления русских богослужебных книг. За два месяца пребывания на Святой Горе Арсений выбрал 498 рукописей и книг, из которых большинство привез сам, остальные были привезены в 1655 году. В царствование Алексея Михайловича в Москву с Афона помимо книг были доставлены также копии чудотворных святогорских икон Божией Матери Иверской и «Троеручицы», выполненные в размер оригинала.
В 1653 году по инициативе патриарха Никона на Афон был послан монах Арсений Суханов, который должен был привезти греческие рукописи, необходимые для исправления русских богослужебных книг. За два месяца пребывания на Святой Горе Арсений выбрал 498 рукописей и книг, из которых большинство привез сам, остальные были привезены в 1655 году. В царствование Алексея Михайловича в Москву с Афона помимо книг были доставлены также копии чудотворных святогорских икон Божией Матери Иверской и «Троеручицы», выполненные в размер оригинала.
…Как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные, — восклицал ветхозаветный Иаков, пробудившись от известного сна (Быт 28, 16–17). Из его слов мы заключаем, что на земле действительно есть места особого присутствия Божия, с одной стороны, принадлежащие обычной земной реальности, с другой — представляющие собой реальность сакральную.
В деле предстоящего вам служения Церкви Божией все зависит только от каждого из вас. Сможете ли вы понять, что такое полное доверие Промыслу Божию? Сможете ли вы понять, что такое послушание, понять всю высоту его, понять, что такое самоотречение, что такое смирение? Если вы сможете стяжать это понимание, то охотник за человеческими душами – диавол никогда не сумеет так коснуться нашего сердца, чтобы завладеть им.
Новый учебный год начался в Сретенской духовной семинарии с совершения Божественной литургии. Затем последовали напутствие отца ректора, молебен и торжественный акт, во время которого первокурсникам были вручены Библии и студенческие билеты.
740 километров насыпной щебенистой дороги. Первые километров 300 – горы; видны красивые сопки, много горных рек, встречаются редкие птицы и, конечно, медведи. Первая переправа через самую большую реку – Камчатка. Следующие 300 километров дорога проходит по тайге. Вдалеке вновь виднеются горы и один из самых известных вулканов мира – Ключевская сопка. Вторая переправа на пароме через ту же реку. Дальше дорога проходит опять по красивым местам: горы, реки… Ближе к моему поселку снова начинается тайга, которая резко прерывается тундрой. Вдалеке уже вижу храм, в котором теперь настоятельствую.
Больше всего уполномоченному не понравилась «Памятка настоятелям церквей», написанная владыкой Михаилом. Эта памятка, копии его указов и циркуляров были направлены в Москву. Они не противоречили требованиям законодательства о культах, касались канонической и богослужебной деятельности. «Неправомерными», «несовместимыми со свободой совести наставлениями, которые не могут входить в обязанности служителей культа», заведующий юридическим отделом Совета по делам религий признал как раз пастырские обязанности священников.
Уполномоченный по Вологодской области, сообщал вышестоящим органам: «Певчие хоров влияют на деятельность церквей своим участием в церковных службах. Если хор сильный, а церковь хорошо подготовлена к службе, то эмоциональное воздействие такого богослужения на верующих сильнее. К сожалению, не все работники исполкомов, наблюдающие за деятельностью церквей, это понимают и потому не используют своих возможностей для сдерживания желания церковников увеличивать свои штаты и бесконечно украшать церкви».
В Прокопьевском храме Великого Устюга в алтаре устроили планетарий, а в средней части – музей. Запомнились экспонаты этого музея, один из которых был таким: под стекло была положена дароносица, а под ней значилось: «Мешок для сбора денег» – смотрите, дескать, граждане, попы какие жадные.
Во всех районах области шла борьба с «так называемым хождением со славой». Председатель Устюженского райисполкома Смирнов после Пасхи 1948 года направил уполномоченному донесение, что в дни Светлой седмицы священники Казанской церкви города два дня обходили деревни Перского и Никитинского сельсоветов. Самым неприятным оказалось то, что были посещены квартиры коммунистов, которые не возражали, охотно принимали священников в свои дома и не подали ни одной жалобы на их «незаконные» действия.
Публикацию дипломных работ выпускников Сретенской духовной семинарии продолжает исследование по истории Вологодской епархии во второй половине XX века, основанное на переписке и отчетах чиновников печально известного Совета по делам Русской Православной Церкви (позднее – Совет по делам религий) при Совмине СССР. Документы наглядно показывают методы «работы» этого ведомства, позволяя острее ощутить те условия удушающей опеки, в какие была поставлена Церковь в эпоху «развитого социализма».










