Кто такие святые? Что необходимо для того, чтобы достичь святости? Ответы на эти вопросы дают те, кто сподобился быть причисленным к этому лику.
Кто такие святые? Что необходимо для того, чтобы достичь святости? Ответы на эти вопросы дают те, кто сподобился быть причисленным к этому лику.
Ознакомимся с некоторыми размышлениями митрополита Сурожского Антония (Блума) о священстве, которыми он делился в многочисленных проповедях и беседах.
Что важно в пастырстве? Какими качествами должен обладать пастырь добрый?Ответы на эти вопросы попробуем найти у священнопастыря Тихона (Агрикова) (в
схиме – Пантелеимона) (1916–2000). В
Когда мне было лет 8–10, я на каникулах тайком от родных ездила в церковь. К поездкам я готовилась заранее, надо было накопить 12 копеек на проезд. Интервью с Верой Николаевной Кострицей, которая всю жизнь искала Бога.
Встреча актрисы театра и кино Елены Захаровой с учащимися школ Самары, которая прошла 25 марта 2025 г. в Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом.
Каким должен быть пост, чтобы он принес максимальную пользу? В помощь чему дается наружный пост?
Почти за каждым вечерним богослужением мы слышим особое песнопение, которое называется в церковной традиции «Бог Господь». Оно состоит из избранных стихов 117-го псалма, которые имеют хвалебное значение.
Всем верующим хорошо известна молитва «Ныне отпущаеши». Дивные ее слова изрек по вдохновению праведный Симеон Богоприимец – трехсотлетний старец. Евангелие от Луки свидетельствует, что «ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2:26).
В рамках совместного Просветительского проекта Финансового университета и Сретенской духовной академии 46 самарских школьников прибыли в Москву с двухдневной культурно-образовательной программой. Беседу на тему «Внутренний мир человека: как в нем не заблудиться?» для гостей провел кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой Богословия Сретенской духовной академии протоиерей Вадим Леонов.
О жизни и духовных назиданиях святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского, одного из трех Вселенских святителей.
В стенах Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации состоялась встреча доктора юридических наук, заслуженного адвоката России, писателя и телеведущего Павла Алексеевича Астахова с учащимися школ Самары.
23 января по новому стилю Святая Церковь чтит память святителя Феофана Затворника. Доцент Сретенской духовной академии иерей Павел Сержантов ответил на вопросы, связанные с личностью и пастырством святителя.
15 января Церковь празднует память великого русского святого преподобного Серафима Саровского. Предлагаем читателям сайта Сретенской духовной академии богословско-филологический комментарий к тропарю и кондаку этого праздника.
7 декабря 1874 года епископ Феоктист (Попов) прибыл на Симбирскую кафедру, которой он управлял восемь лет. Преосвященный Феоктист был выдающимся по ревности администратором. Сразу по прибытии на кафедру он совершил объезд епархии и запомнил в лицо все свое духовенство. Благодаря постоянным таким объездам он был хорошо знаком с состоянием всех приходов в епархии.
За десять лет управления епархией архиепископ Анатолий (Максимович) успел сделать многое. Главным делом его жизни стало учреждение Симбирской духовной семинарии. 15 сентября 1841 года произошло другое важное событие – был освящен Свято-Троицкий кафедральный собор – храм-памятник героям Отечественной войны 1812 года.
Серию публикаций дипломов выпускников Сретенской духовной семинарии продолжает работа выпускника 2009 года Ильи Косых (научный руководитель – профессор О.Ю. Васильева). Исследование деятельности Симбирских (Ульяновских) архиереев опирается на документы и материалы, хранящиеся в Государственном архиве Ульяновской области и в Ульяновской краеведческой библиотеке.
Аналитическое прочтение творений святых отцов, попытка осмысления главного вектора их мышления создают предпосылки для выявления общности идей современной науки и естественнонаучных прозрений святых отцов. Это, по нашему мнению, может стать наиболее конструктивным элементом в диалоге между наукой и богословием.
В поисках универсальной теории всего, теории, способной в едином формализме описать все физические законы, «движущей силой» для физиков-теоретиков была и остается убежденность в гармоничном и слаженном устройстве мира, проявляющемся в скрытых симметриях. В связи с этим идея геометрической симметрии, обнаруженная пифагорейцами и Платоном в интерпретации материи в виде правильных многогранников, является дополнительным аргументом в пользу разумного с точки зрения эстетики направления современной физики.
В основе всего существующего во Вселенной многообразия лежит конечное число фундаментальных «кирпичиков», а все многообразие физических явлений также сводится всего лишь к четырем видам физических взаимодействий. Почему же фундаментальных частиц именно столько и они обладают именно такими и никакими другими характеристиками? Почему физических взаимодействий именно четыре? И существует ли между ограниченным числом фундаментальных частиц и взаимодействий более тесная связь, позволяющая объяснить их характеристики с позиции единой модели, единой научной теории?
Круговое движение света, о котором говорит святитель Григорий Нисский, естественнее согласуется с теорией тяготения Эйнштейна и связанным с ней представлением о кривизне пространственно-временного континуума, нежели с ньютоновской теорией тяготения и «плоским» евклидовым пространством.
Революционную модель «геометрии» Вселенной предложил Альберт Эйнштейн, который в рамках развития общей теории относительности пришел к пониманию искривления пространства-времени в пределах гравитационного поля. В дорелятивистской ньютоновской физике господствовала модель бесконечной Вселенной с евклидовой геометрией. Эйнштейн пришел к представлению о конечной по объему, но не имеющей границ Вселенной с неевклидовой метрикой пространства.
Блаженный Августин в «Исповеди» рассуждал так: «Если и будущее и прошлое существуют, я хочу знать, где они. Если мне еще не по силам это знание, то все же я знаю, что где бы они ни были, они там не прошлое и будущее, а настоящее. Если и там будущее есть будущее, то его там еще нет; если прошлое и там прошлое, его там уже нет. Где бы, следовательно, они ни были, каковы бы они ни были, но они существуют только как настоящее».
А. Пуанкаре приходит к удивительному результату: качественное психологическое время мы преобразуем в количественное физическое, руководствуясь не правильностью способа измерения, а удобством. По умолчанию мы принимаем те условия измерения, которые не порождают дополнительных трудностей в расчетах, и «закрываем глаза» на сопутствующие факторы, малозначительные, но объективно существующие. Не существует «абсолютного» способа измерения времени; тот, который принимается, является лишь более удобным.
Серию публикаций дипломов выпускников Сретенской духовной семинарии продолжает работа выпускника 2009 года, насельника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря иеродиакона Александра (Урбановича) (научный руководитель – иерей Александр Тимофеев), затрагивающая одну из острых проблем современности – соотношения науки и веры.
Жизнь монастырей очень тесно связана с жизнью данного, конкретного государства, с его политикой по отношению к Церкви, выраженной в идеологии и, как следствие, в ее законодательстве. Так, до революции государство поддерживало монастыри, после революции – физически уничтожало». Сегодня государство относится к монастырям и монашеству толерантно, то есть в духе западной доктрины нейтральности ко всему духовному и антидуховному.
На Всероссийском монашеском съезде 1909 года и на Поместном Соборе Русской Церкви 1917–1918 годов были приняты важнейшие решения, касающиеся духовной жизни монастырей, определяющие и регламентирующие порядок жизни в них, в том числе и вопросы приема в монастырь и снятия монашеского сана. Для русского монашества решения эти имели колоссальное оздоравливающее значение, ибо они заложили основу его будущего духовного возрождения.
В жизни православного человека смирение является главной и фундаментальной христианской добродетелью, которая открывает подлинный путь к богообщению. Для того, чтобы понять истоки этой добродетели, следует обратиться к Священному Писанию.
Что для православного христианина спасение — разговор и длинный, и коротких одновременно. Святой праведный Иоанн посвятил этому немало своих проповедей и дневниковых записей.
Совесть указывает на различие между добром и злом, иными словами, регулируют духовную жизни христианина, который старается жить по Евангелию и возделывает в себе начатки любви.
Чтобы учить другого, каким ему быть священником, сначала нужно самому достичь высокого духовного уровня. У кого искать совета молодым? У пастырей, знаменитых своей жизнью, проповедью и мудростью.
Каким образом проявляет себя благодать на личностном уровне? Сравнительный анализ учения святителя Феофана Затворника, а также других современных богословов.
Духовная жизнь во Христе и со Христом, очевидно, не может не оказать своего благотворного влияния на нравственную сторону человеческого бытия...
Самый сложный вид Иисусовой молитвы ― сердечное делание. О нем обычно не пишут и практически не наставляют в этом деле. Но крупицы поучений можно найти в трудах Паисия Величковского и Оптинских старцев.
Евхаристия является проповедью, способной обратить людей на истинный путь спасения. Совершаемая литургия есть живая проповедь о жизни Христа, проповедь спасения рода человеческого.
«Приобретение внутренней молитвы необходимо. Без нее нельзя войти в Царство Небесное», ― прп. Варсонофий Оптинский ― один из старце, который заимствовал учение об Иисусовой молитве у прп. Паисия Величковского.
Наследие святого праведного Иоанна Кронштадтского — кладезь наставлений и ответов, касающихся вопроса о путях спасения и многого другого, чему он учил не только словом, но и делом.
Праведный Иоанн Кронштадтский, старец Амвросий Оптинский, преподобный Серафим Саровский: что они говорили о величайшем таинстве Церкви?
«Молитва Иисусова ― безбрежное море. Исчерпать ее невозможно. Невозможно всего описать в книгах...», ― в словах прп. Варсонофия указывается на Божественную бесконечность, которую многие хотят постичь, но забывают о том, что в этом делании им тоже нужна помощь
«Не имея молитвы, не может душа пройти воздушные мытарства, но будет удержана и взята бесами, потому что нет у ней покрова молитвенной благодати» ― так велико и необходимо Божественное делание по словам старца Паисия (Величковского)
Воскрешение Лазаря – величайшее знамение, прообраз Всеобщего воскресения, обещанного Господом. Фигура же самого воскресшего Лазаря остается как бы в тени этого события, а ведь он был одним из первых христианских епископов. Как же сложилась его жизнь после возвращения из плена смерти? Где его могила и сохранились ли мощи? Почему Христос называет его другом и как же получилось, что толпы свидетелей воскрешения этого человека не только не уверовали, но донесли на Христа фарисеям? Рассмотрим эти и другие моменты, связанные с удивительным евангельским чудом.
Программа патрологической и историко-богословской конференции, посвященной 1700-летию Первого Вселенского Собора в Никее (325)
27 ноября 2025 г. Научный центр патрологических исследований кафедры богословия Сретенской Духовной академии в рамках Пятых Сидоровских Чтений проводит богословско-историческую конференцию, посвященную 1700-летней годовщине Первого Вселенского Собора 325 года в Никее
Программа Шестой конференции Научного Центра патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова кафедры богословия Сретенской Духовной академии «Проблемы методологии богословских и патристических исследований»
На конференции, организованной Научным центром патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова кафедры богословия СДА в очно-дистанционном формате выступили 16 исследователей
Актуальная программа конференции.
25 мая 2024 года в Сретенской духовной академии пройдет день открытых дверей для абитуриентов, их родителей и всех, кто желает познакомиться с жизнью нашей духовной школы.
Опубликован № 4 (8) 2024 г. научно-богословского журнала Сретенской духовной академии «Сретенское слово».
Четвертая ежегодная конференция-вечер памяти профессора Сретенской Духовной семинарии А. И. Сидорова состоялась в Сретенской Духовной академии 27 февраля 2024 года.
Человек бывает счастлив только тогда, когда он любит Бога и всей душой стремится к Нему.
Сретенская и Минская духовные академии, при участии и поддержке Учебного комитета Русской Православной Церкви, Института философии НАН Беларуси, Института теологии Белорусского государственного университета, приглашают церковных и светских ученых, преподавателей духовных академий и семинарий, богословских и светских вузов принять участие в III международной научно-богословской конференции «Бог-человек-мир», которая в этом году посвящена теме: «Человек в поисках смысла»
Тема конференции – «Человек в поисках смысла»
Конференция с международным участием, организованная Научным центром патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова кафедры богословия СДА состоится 23 декабря 2023 года в Сретенской Духовной академии в очно-дистанционном формате в аудитории «Святая Земля».
В Сретенской духовной академии 6 декабря 2023 года пройдет конференция «Иларионовские чтения: Жизнь Церкви Христовой в прошлом, настоящем и будущем»
2 декабря, в день памяти святителя Филарета (Дроздова), прошла студенческая научно-богословская конференция, приуроченная к 25-летию прославления святого. В конференции участвовали преподаватели и студенты магистратуры Сретенской семинарии.
30 ноября проректор по воспитательной работе иеромонах Марк (Святогоров) и хор Сретенской семинарии посетили Новоспасский монастырь, участвовали там во всенощном бдении и пообщались с наместником обители митрополитом Воскресенским Дионисием.
25 ноября в Актовом зале Сретенской семинарии прошла очередная беседа из курса открытых лекций «Страсти и борьба с ними». Беседу на тему «Зависть и борьба с ней» провел благочинный Сретенского монастыря иеромонах Афанасий (Дерюгин).
Сегодня, 28 ноября, – начало Рождественского поста. Об этом периоде в жизни христианина Дмитрий Дементьев побеседовал с протоиереем Алексием Кругликом, преподавателем Сретенской духовной семинарии.
В Сретенском монастыре прошла очередная лекция в рамках Православных просветительских курсов. 25 ноября беседу на тему «Ложь и борьба с ней» провел благочинный обители иеромонах Афанасий (Дерюгин).
26 ноября в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Высшего Церковного Совета. Ректор Сретенской семинарии архиепископ Верейский Амвросий принял участие в заседании.
26 ноября в Сретенской духовной семинарии встретились для общения и знакомства с монастырем участники мероприятия «Национальная Духовная Трапеза»: топ-менеджеры компаний, представители государственной власти и общественные деятели. В библиотеке семинарии для гостей устроили фуршет, а потом провели экскурсию по обители и семинарии.
17 ноября в Подольске прошло Открытое первенство Спортивного клуба «Подолье» по армрестлингу. Одержал победу в первенстве студент 2 курса Сретенской семинарии Хватынец Георгий.
24 ноября в братию Сретенского монастыря приняли студента 4 курса Сретенской семинарии Ивана Шевчука. Чин приема в братию совершил наместник монастыря архиепископ Амвросий.
23 ноября отошел в вечность протоиерей Андрей Болдырев - отец магистранта Сретенской духовной семинарии Андрея Болдырева. После воскресного всенощного бдения ректор семинарии архиепископ Амвросий совершил литию.
24 ноября, в последнее воскресенье ноября, отмечается Международный день матери. 22 ноября, в преддверии праздника студенты Сретенской духовной семинарии приняли участие в акции «Открытка Маме».
17 ноября, в день памяти преподобного Иоанникия Великого, хор Сретенской духовной семинарии посетил Троице-Сергиеву Лавру. Студенты пели на Божественной литургии в Успенском соборе.
18 ноября, в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, в ПСТГУ прошел Актовый день. Поздравления Сретенской семинарии передал ученый секретарь семинарии протоиерей Николай Скурат.
10 декабря Сретенскую духовную семинарию посетит писатель Евгений Водолазкин. В Актовом зале семинарии он встретится со студентами семинарии и слушателями Православных просветительских курсов при Сретенском монастыре.
В Сретенском монастыре продолжаются встречи в рамках просветительских курсов. 18 ноября лекцию на тему «Зависть и борьба с ней» провел благочинный монастыря иеромонах Афанасий (Дерюгин)
17 ноября студенты Сретенской семинарии посетили собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву - храм Василия Блаженного. Экскурсию провела сотрудница Государственного исторического музея Яна Мерзликина.
18 ноября протоиерей Александр Дягилев провел лекцию из цикла «Преодоление семейных проблем в практике пастырского душепопечения». Отец Александр посвятил занятие изучению понятия «я-сообщения» и других способов выражения чувств.
15 ноября в актовом зале Сретенской семинарии братия Сретенского монастыря и студенты Сретенской семинарии встретились с Патриаршим экзархом Юго-Восточной Азии митрополитом Сингапурским Сергием.
На вопросы протоиерея Павла Великанова о роли монастырей и монашествующих в жизни мирян отвечает настоятельница монастыря иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (остров Крит) монахиня Феоксения.
Ужас эпохи в том, что хотят перенести на дух методы организации и регуляции материальной жизни. Это происходит, потому что человек признаётся лишь существом социальным. Христианство же открывает и утверждает принадлежность человека к двум планам бытия ― к духовному и природно-социальному ― и несводимость одного плана на другой.









